«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
РМО
учителей – логопедов\дефектологов
муниципального района Туймазинский район.
Введение в тему:
«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка»
Руководитель РМО
Кудряшова М. Ф.
Индивидуальный образовательный маршрут: основные понятия и алгоритм разработки
Главная ценность для учителей – логопедов/ дефектологов – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему специалисты создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут».
Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.
Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987.].
Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].
Индивидуальность –
- особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
- отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].
Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.].
Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного образования и воспитания детей с отклонениями в развитии строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности.
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;
Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен на воспитание, на развитие, на обучение ребенка.
Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:
- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
- создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у ребенка знаниями и опытом;
- оформлен как индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, ребенком и его родителями.
Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. С этой целью в образовательном учреждении создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.
Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей воспитанников. Основанием для дифференциации детей может быть:
- возрастная категория;
- физические и психофизические особенности;
- социальный фактор;
- уровень владения знаниями и умениями;
Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения детьми. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.
Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
- Исследования детей, анализ уровня развития:
- диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
- дифференциация воспитанников;
- Постановка цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
- Отбор содержания образовательного маршрута.
- Определение модели образовательного процесса.
- Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
- Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
- Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
- Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, гарантирующий достижение поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....
Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения
Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Примерный индивидуально-ориентированный образовательный маршрут, разработанный специалистами ДОУ для ребенка с ОНР (III уровень речевого развития, старшая группа, 1 год обучения) . Отражает специфику ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Мир фантазии
обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Палитра
создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося через овладение техникой рисования и декоративно – прикладного искусства....
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ (нарушения интелектуального развития)...