«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка»
материал

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_obrazovat_marshrut.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

РМО

учителей – логопедов\дефектологов

муниципального района Туймазинский район.

Введение в тему:

«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка»

                         

                                                             

     

Руководитель РМО

                                                                                         Кудряшова М. Ф.

                                                           

Индивидуальный образовательный маршрут: основные понятия и алгоритм разработки

Главная  ценность для учителей – логопедов/ дефектологов  – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость.  Вот почему специалисты создают особенные личностно-ориентированные  педагогические технологии, одной из которых  является «Индивидуальный образовательный маршрут».  

Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.

Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987.].

 Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.  Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].

Индивидуальность –

  1. особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
  2. отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности  психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].  

Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.].

Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного образования и воспитания  детей с отклонениями в развитии строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности.

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен  на воспитание, на развитие, на обучение ребенка.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у ребенка знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, ребенком и его родителями.

Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. С этой целью  в образовательном учреждении создаются   определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей воспитанников. Основанием для дифференциации детей может быть:

  • возрастная категория;
  • физические и психофизические особенности;
  • социальный фактор;
  • уровень владения знаниями и умениями;

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга.  Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения детьми. Варьируется также логика  преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.  

Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.


Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

  1. Исследования детей, анализ уровня развития:
  • диагностика базового (стартового) уровня и выявление  индивидуальных особенностей обучающегося;
  • дифференциация воспитанников;
  1. Постановка цели и определение образовательных задач. Определение  срока действия маршрута.
  2. Отбор содержания образовательного маршрута.
  3. Определение модели образовательного процесса.
  4. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
  5. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
  6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
  7. Подведение итогов работы

Таким образом, технология  создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, гарантирующий достижение поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Примерный индивидуально-ориентированный образовательный маршрут, разработанный специалистами ДОУ для ребенка с ОНР (III уровень речевого развития, старшая группа, 1 год обучения) . Отражает специфику ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Мир фантазии

обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Палитра

создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося через овладение техникой рисования и декоративно – прикладного искусства....

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ (нарушения интелектуального развития)...