Методические посиделки: «Инновационные формы образовательной деятельности в развитии слухового восприятия детей с недостатками слуха после кохлеарной имплантации»
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Методические посиделки:

«Инновационные формы образовательной деятельности в развитии слухового восприятия детей с недостатками слуха после кохлеарной имплантации»

Из опыта работы

учителя – дефектолога

Кудряшовой  М.Ф.

Туймазы, 2021

 «От милосердия - к педагогике,

от коррекции - к коммуникации,

от традиций - к инновациям!»

Добрый день, уважаемые коллеги. Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

Мое кредо: «Помочь ребёнку с нарушением слуха войти в мир, как полноправному творцу и деятелю, используя свой творческий потенциал и познавательную активность».

В настоящее время для нашей группы является актуальным накопление практического опыта работы с кохлеарно-имплантированными детьмиКохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Глухой ребенок с КИ неожиданно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. В это время важно научить такого ребенка слушать, узнавать и различать звуки окружающего мира.

Вокруг ребенка после КИ появляется множество различных звуков, которые окружают его на улице, дома и в детском соду. Как же ему в них разобраться? Для этого, я считаю,  целесообразно использовать в коррекционно-развивающей работе игровые занятия с применением ИКТ.

Использование инновационных форм образовательной деятельности в развитии слухового восприятия детей с недостатками слуха после кохлеарной имплантации  позволяет повысить эффективность такой работы. Это помощник учителя - дефектолога при проведении занятий по развитию слухового восприятия.

Сегодня я вам представлю технологию развития слухового восприятия детей после КИ с использованием интерактивных средств, что является основной педагогической идеей моей методической темы.

Цель: показать педагогам приемы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

Задачи:

- познакомить педагогов с технологией развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации через ИКТ

- раскрыть содержание технологий посредством выполнения комплекса игровых заданий;

- показать практическую значимость использования данных технологии, убедить педагогов в целесообразности её использования.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

- мультимедийное оборудование,

Продолжительность проведения: 20 минут.

Целевая аудитория: педагогические работники МАДОУ детского сада № 14.

Теоретическая часть.

В соответствии с современными психолого-педагогическими теориями, исследованиями российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (Н. Д. Шматко, Э. В. Миронова, А. И. Сатаева, И. Королёвой и др.) и опытом обучения имплантированных детей доказано, что успешность реабилитации таких детей определяется соблюдением двух основных условий: постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых; обеспечение систематической коррекционной помощи.

Развитие слухового восприятия идет в двух направленияхразвитие неречевого слуха - (восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов и т. д.) и развитие речевого (фонематического) слуха.

Для развития слуха и речи детей я использую «слуховой метод», который предполагает общение ребенка с окружающими говорящими детьми и взрослыми в течение всего дня.

Согласно методическим рекомендациям Инны Королевой звуки и речевой материал отбираются по 3 критериям (основа спонтанного развития слуха и речи).

1. Коммуникативные критерии – в первую очередь подбираются звуки, слова, предложения необходимые ребенку для ориентации и общения в ежедневных ситуациях.

2. Акустические критерии – звуки и речевые сигналы подбираются по группам, позволяющим сформировать базовые навыки слухового анализа звуков и речи как звуковых сигналов, а также восприятия и контроля собственного голоса и произношения.

3. Мотивационные критерии - подбираются звуки и речевой материал, представляющие особое значение для ребенка на основании учёта его возраста и индивидуального интереса.

Часть огромного количества звучаний, окружающих нас вне дома, помогает нам ориентироваться на улице, предупреждает об опасности, оказывая нам тем самым бесценную помощь.

Известно, что трудности в восприятии звучания окружающего мира достаточно часто испытывают не только глухие дети, но и дети с различными нарушениями в развитии. Связано это не с первым этапом слухового восприятия,  поскольку с физическим слухом у этих детей все в порядке. Осложнения начинаются на втором этапе слухового восприятия, когда услышанное необходимо вписать в ситуативный контекст и адекватно отреагировать.

Практическая часть.

Программа «Звучащий мир», создавалась для детей с различными нарушениями развития сотрудникам и « ГНУ ИКП РАО». Авторы программы: Королевская Т.К., консультанты: Кукушкина О.И., Шматко Н.Д., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Николаева Т.В. Использованы фонограммы киностудии "Мосфильм".

Основным стимульным материалом в программе являются различные фонограммы - звучания различных объектов или явлений природы, разного рода комбинации звучаний. При подборе стимульного материала (и визуального и звукового) в программе использовался важнейший принцип дефектологии: все, обращенное к ребенку, должно исключать возможность формального овладения тем или иным конкретным умением или навыком, оно должно служить его общему развитию, преодолению его отставания от обычных детей, суть работы ребенка в процессе тренировки его слухового восприятия состоит из двух этапов: «вслушиваюсь в звучание, затем пытаюсь определить его источник», и в любом из предложенных упражнений этот алгоритм сохраняется.

В ходе выполнения большинства упражнений ребенку предлагается устанавливать связь между звучанием объекта и его изображением.

Универсальность компьютерной программы "Звучащий мир" состоит в том, что она позволяет обследовать уровень слухового восприятия детей, и при выявлении проблем - последовательно формировать и развивать слуховое восприятие.

Возможности этой программы позволяют решать в процессе формирования и развития слухового восприятия различные специфические задачи, однако, «общей для всех них будет оставаться задача целенаправленного развития способности не только услышать, но и «расшифровать» звучания окружающего мира».

Программа «Звучащий мир» состоит из нескольких блоков:

- Блок «Введение»

Один сюжет

Озеро

Введение

Знакомимся

Деревня

От названия к объекту

От звучания к объекту

С помощью упражнений первого, вводного блока можно было определить, узнает ли ребенок  «героев» картинки, может ли продемонстрировать знание того, как они «звучат», и т.д. Наблюдения за выполнением ребенком упражнений  вводного блока и помогают выбрать индивидуальный маршрут.

«Знакомимся»

С помощью этого упражнения ребенок может актуализировать свой предыдущий опыт, для чего он может назвать всех «героев» или выбрать их изображения  из предложенных картинок. Используя звукоподражания, ребенок может продемонстрировать, как звучат знакомые ему объекты

Стратегия работы с упражнениями  «Узнаем объект по названию» и «Узнаем объект по звучанию» одинакова,  только начинается она с разных «точек отсчета». Ребенку предлагается выбрать объект, однако, в первом случае он опирается на его название, во втором - на его звучание. Вариант работы с ведущим помогает легко представить себе весь ход работы.

Блок «Обучение узнаванию на слух»

Один сюжет

Озеро

Обучение узнаванию на слух

Наборы рисунков

Набор из 3-х

Набор из 4-х

Деревня

Набор из 5-ти

Набор из 10-ти

Индивид. набор

Содержание этого блока адресовано, в первую очередь, детям с нарушенным слухом. Предлагаемые в нем упражнения помогут научиться узнавать  на слух (различать) звучания при выборе из 3-х, 4-х, 5-и, 10-и. В процессе различения на слух ребенок соотносит звучание с представленными на экране предметными картинками и выбирает из них ту, которая, по его мнению,  соответствует услышанному.

Работа с этими упражнениями строится в строгом соответствии с принятой в отечественной сурдопедагогике системе работы над развитием остаточного слуха глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Именно эта система упоминается в специальной методической литературе,  например, в книгах  Т.В.Пелымской и Н.Д.Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом», Т.К.Королевской и А.Н.Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», и пр.

Блок «Узнавание тренированного материала»

Озеро

Узнавание звучания объектов после тренировки

Выбираем картинку

Деревня

Дополняем картинку

Смешанные и новые сюжеты

Работаем с картинками двух сюжетов

Узнаем «лишнее» звучание

Деятельность ребенка в этом блоке остается прежней – он вслушивается в прозвучавшую аудиозапись и указывает на объект – источник этого звучания. Программа реагирует на каждый выбор ребенка, и в том случае, если ученик будет слишком много ошибаться, его вернут в предыдущий блок «Обучение узнаванию на слух».

Блок «Узнавание нового материала».

Озеро

Узнавание нового материала

Звучания к контексту

Деревня

Фотоальбом (одно звучание, два звучания)

Смешанные и новые сюжеты

Открытки (дожди, город, море, природа, где звучит)

Упражнения этого блока поддерживают самый сложный этап в системе развития умения детей слышать окружающий мир. С точки зрения развития слуха мы переводим детей на самый сложный уровень этой работы -  распознавание, поскольку среди предлагаемого стимульного материала есть нетренированные звучания, с которыми ребенок пока не работал.

Итоговые упражнения

Итоговые упражнения

Слуховой диктант

Сочиняем рассказ по цепочке звучаний

С помощью заключительного блока можно решать самые разнообразные задачи. Прежде всего, в соответствии с названием блока, можно подвести некоторые итоги – посмотреть, насколько эффективной была работа по развитию восприятия на слух неречевых звучаний. Для такой проверки мы предлагаем прослушивать тренированные звучания, скомпонованные в несколько наборов. Поскольку слуховой диктант, по сути, является опознаванием того материала, с которым ранее проводилась работа,  визуальная поддержка в этом блоке не предусматривается, и рабочий экран пуст.

Детям с хорошей речью отреагировать проще всего – они могут называть источник звучания. Владеющие письменной речью могут записывать названия. А тем, кому сложно работать на вербальном уровне, на помощь опять приходят картинки (таблички) распечатанные из Приложения.

Упражнение «Составление рассказа по цепочке звучаний» - творческое и достаточно сложное.  Полностью выполнить его могут дети, владеющие не только навыками опознавания и распознавания материала на слух, но и речью. Выполнение этого упражнения предполагает два этапа: сначала необходимо узнать несколько прозвучавших последовательно фонограмм (4 – 5), а затем, опираясь на них, придумать рассказ. Рабочий экран  при этом опять останется пустым.

Также в своей работе по развитию слухового восприятия я использую интерактивные игры портала Мерсибо.

Неречевые звуки

Домашние животные (Дикие животные)

Цель: получить и закрепить знания детей о том, как «разговаривают» животные.

Правила: ребенок слушает звуки, запоминает и повторяет их. Отвернувшись от экрана, ребенок должен догадаться, кто произносит этот звук.

Кто сказал «МУ»?

Цель: закрепление знания о звуках, которые издают птицы и звери.

Правила: послушать звук, нажав на окошко. Назвать животное и проверить правильность ответа, нажав на кнопку внизу экрана.

Загадки звуков.

Цель: научиться различать неречевые звуки

Правила: нажав на центральную кнопку, ребенок слышит звук одного из 4 предметов. Нужно сделать правильный выбор.

В гостях у Жучков.

Цель: развитие слухового внимания.

Правила: выделяя объект и щелкая по нему, надо послушать звук, который он издает. Затем надо отгадать источник звука, не глядя на картинку.

Музыкальная школа.

Цель: развитие музыкального слуха, слухового внимания.

Правила: нажав на кнопку, прослушать звук музыкального инструмента. Выбрать его из 4-х предложенных.

Различение речевого материала

Весело поем.

Цель: восприятие и повторение гласных звуков.

Правила: повторять за героями гласные звуки, в настройках можно выбрать способ произнесения этих звуков.

Камнепад.

Цель: ребенку нужно прослушать и повторить простые звуки, слоги и слова.

Правила: камни издают разные звуки, правильно назвав, ребенок убирает камень с дороги.

Грибники.

Цель: научиться слышать и различать сочетания гласных звуков и правильно их повторить.

Правила: нажимая на изображения грибника, необходимо точно повторить звуковой комплекс, комплексы звучаний меняются в настройках.

Правильный банан.

Цель: развитие речевого слуха.

Правила: прослушав 4 варианта, нужно выбрать правильный.

Птенцы в беде.

Цель: учиться слышать и запоминать заданные слова из цепочки слов, похожих по звучанию.

Правила: услышав 3 слова, ребенок должен выбрать именно их из 5 предложенных картинок и поставить в заданном порядке.

Восприятие ритма

Морские сердца.

Цель: научиться слышать, сравнивать и различать ритмические рисунки.

Правила: послушать ритм каждого конька, надо найти два одинаковых ритма. Найденные коньки перетаскиваются друг к другу с помощью мыши.

 

Главным критерием оценки моей деятельности я считаю положительную динамику развития ребенка.

Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе обучающихся с КИ направлено на переход детей на естественное развитие коммуникации, речи и получение ими дальнейшего образования как слышащие сверстники. Это является результатом реализации педагогической идеи.

Мониторинг слухового восприятия детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время занятий. Анализ наблюдений позволил выявить положительные тенденции в развитии слухового восприятия детей. Они выражаются в том, что:

повысился интерес детей к звучащему миру, экспериментированию и импровизации при помощи звуков окружающей действительности и превращение этих звуков в образы.

Дети проявляют активный отклик к шумовому, звуковому и музыкальному миру, адекватно реагируют на их звучание.

Если внедрить мой опыт в систему работы другого педагога, то возможно эффективное развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Педагоги смогут самостоятельно использовать приобретённые знания в своей практике.

Сайт практический для себя

https://subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201611/21101520.html/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении внеклассной работы

Содержание1. Введение2. Специфическая особенность учебно-воспитательной работы со слабослышащими детьми.3. Самоподготовка - одна из эффективных методов по развитию речи4. Организация и содержание внек...

Статья по теме: "Методы, средства, виды развития слухового восприятия детей с нарушением слуха во внеурочное время".

Статья предназначена для педагогов специальных (коррекционных) учреждений I и  II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...

2. Самодельные игрушки для развития слухового восприятия детей от рождения до трех лет

Мышление ребенка до 3-х лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Среди всех психических процессов главная рол...