Конспект урока "Изменение прилагательных по родам"
план-конспект урока (6 класс)

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Конспект урока "Изменение прилагательных по родам" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_urok.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: русский язык. Класс: 6

Тема урока: Изменение прилагательных по родам

Цель: Создать условия для усвоения обучающимися знаний об изменении имён прилагательных единственного числа по родам.

Задачи: 

Коррекционно- обучающие: формировать умение определять род имен прилагательных, изменять имена прилагательные по родам, составлять словосочетания: существительное+ прилагательное.

Коррекционно- развивающие:

- создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать речевую и мыслительную деятельность обучающихся;

- способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в речи, расширять словарный запас;

- развивать способность выполнять онлайн задания, тесты, работать на учебной платформе Учи.ру.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма проведения: дистанционная.

Планируемые результаты

  1. Личностные:

- развивать навык сотрудничества со сверстниками и с учителем в учебном процессе;

- осознавать при выполнении заданий значимость полученных результатов своей деятельности.

    2.        Предметные:

- определять род имён прилагательных.

- изменять имена прилагательные в единственном числе по родам.

 - согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

Оборудование: ноутбуки, карточки с заданиями. 

План урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации.
  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Постановка учебной задачи и выход из затруднения.
  4. Открытие новых знаний (Решение проблемы).
  5. Первичное закрепление.
  6. Этап включения в систему знаний и повторения.
  7. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
  8. Дифференцированное домашнее задание.
  9. Оценивание.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы, ссылки

IОрганизационный момент.

Этап мотивации

Цель:

 создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс, положительного эмоционального настроя.

-Добрый день, ребята. У нас урок русского языка. Проверим готовность к уроку.

- Проверьте, пожалуйста, у всех открыты: тест 12, страница на сайте Учи.ру и карточка с заданиями.

-Хорошо. Сверните все странички,  и мы начинаем урок. 

-– Я хочу, чтобы урок был познавательный, для этого мы должны работать быстро, чётко, правильно.

- Скажите, пожалуйста, какие слова делают нашу речь яркой, красивой, выразительной, и помогают описать предмет.

- Правильно, это имена прилагательные.

Подготовка к уроку

Ответы:

Имена  прилагательные делают нашу речь яркой, красивой, выразительной. 

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Давайте вспомним, что мы знаем об именах прилагательных.

- Посмотрите на третий столбик. Мы знаем, как изменяются имена прилагательные?

Работа по презентации

Ответы на вопросы:

Имя прилагательное  - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое.

Презентация

III. Постановка учебной задачи и выход из затруднения 

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания, подготовить учеников к работе, восприятию нового материала.

- Что мы должны сегодня выяснить?

- Кто сможет сформулировать тему урока: Изменение имен прилагательных.

- Правильно тема нашего урока: «Изменение прилагательных по родам».

- Сегодня мы будем рассматривать прилагательные только единственного числа.

- Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать цель урока.

Научимся: Изменять прилагательные по родам.

Выясним: Как можно определить род имен прилагательных.

- А сейчас работаем в тетрадях. Сделайте запись в тетради по образцу.

Девятнадцатое марта.

Классная работа.

Изменение прилагательных по родам.

1.Связь имён прилагательных с существительными

- Прочитайте текст.

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени  как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Весь мир голубой!

–Подчеркните имена существительные единственного числа.

- Определите род имен существительных.

- Подберите имена прилагательные из текста к данным существительным.

небо

март

даль

 мир

- Вы уже знаете, что имена прилагательные дружат с существительными

- Понаблюдайте, как изменяется имя прилагательное.

Март (какой?) голубой

Имя существительное март- м.р., значит и имя прилагательное голубой- будет м.р.

Прилагательное сочетается с прилагательным мужского рода, значит и прилагательное- м.р.

Даль (какая?) голубая

Прилагательное сочетается с прилагательным женского рода, значит и прилагательное- ж.р.

Небо (какое?) голубое

 Прилагательное сочетается с прилагательным среднего рода, значит и прилагательное- с.р.

- От чего зависит род имени прилагательного?

Вывод 1.

Род прилагательного зависит от рода существительного, к которому это прилагательное относится.

Работа по презентации

Ответы детей:

Выяснить, как изменяются имена прилагательные.

Изменение прилагательных по родам.

Научимся изменять прилагательные по родам.

Выясним, как можно определить род имен прилагательных

Работа в тетрадях

Работа с текстом

Работа на демонстрационной доске

Составление словосочетаний:

небо голубое

март голубой

даль голубая

 мир голубой

Наблюдение за изменением имени прилагательного

Род прилагательного зависит от рода существительного, к которому это прилагательное относится. 

Презентация

Демонстрационная доска

Презентация

IV. Открытие новых знаний

Цель:

получение новых знаний, развитие умения

решать учебно-познавательные задачи.

1. Изучение вопросов и окончаний имен прилагательных женского, мужского и среднего рода

 - Нам нужно выяснить,  на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского, мужского и среднего рода и какие имеют окончания.

- Сейчас мы будем выполнять задания на сайте УЧИ.РУ и заполнять таблицу.

ЗАДАНИЯ НА САЙТЕ

  1. Определи род имен существительных

полярный день

полярная ночь

полярное сияние

Род имени прилагательного совпадает с родом имени существительного, признак которого он обозначает.

  1. Подбери вопрос к имени прилагательному

полярный день

полярная ночь

полярное сияние

- Какой вопрос можно задать к прилагательному женского рода? Запиши в таблицу.

- Какой вопрос можно задать к прилагательному мужского рода? Запиши в таблицу.

Чтобы определить род прилагательного нужно задать вопрос от существительного.

  1. Выдели окончания имен прилагательных.

полярный день

полярная ночь

полярное сияние

  1. Выдели окончания имен прилагательных.

зимняя ночь

зимний день

 зимнее сияние

  1. Выдели окончания имен прилагательных.

неземная ночь

неземной  день

 неземное  сияние

  1. Раздели прилагательные (работа в тетрадях)

Мужской род

Женский род

Средний род

полярный

полярная

полярное

зимний

зимняя

зимнее

неземной

неземная

неземное

Выдели окончания

2. Заполнение таблицы.

- Проверим, что у нас получилось.

Мужской род

Женский род

Средний род

Какой?

Какая?

Какое?

- ой

-ая

- ое

-ый

-яя

- ее

- ий

Вывод 2

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- Какие окончания имеют имена прилагательные  мужского рода, женского рода, среднего рода?

Вывод 3

  • - Мы уже знаем, как можно, род имени прилагательного можно определит по роду существительного, с  которым оно связано.  

- А каким еще способом можно определить род имени прилагательного?

  • По вопросу  имени   прилагательного.  
  • По окончанию  имени   прилагательного.  

Индивидуальная работа на платформе Учи.ру

Заполнение таблицы

Ответы

Ж.р.: -ая, -яя.

М.р.: -ой, -ий, -ый.

Ср.р.: -ое, -ее.

Ответы на вопросы

1. Найти существительное, определить его число и род.

2. Задать вопрос от существительного к прилагательному.

3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного.

4. Выделить окончание.

Учи.ру

https://uchi.ru/teachers/stats/main

Презентация

Демонстрационная доска

Видеоролик

Физминутка

Выполнение упражнений

Видеоролик

V. Первичное закрепление 

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала, нового способа действий.

1. Работа на сайте Учи.ру

- А сейчас мы потренируемся в определении рода имен прилагательных, для этого выполним задания на Учи.ру. Будем работать на моей страничке.

2. работа с текстом

- Запишите отрывок из песни.

Я раскрашу целый свет

В самый мой любимый цвет.

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень, оранжевый верблюд

- Определите род им прилагательных, выделите окончания.

Например: Оранжевое небо.

- Как определили род имени прилагательного?

Коллективная работа

Индивидуальная работа

Самопроверка

Ответы:

Чтобы определить род имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого оно зависит
и определить род  существительного.

В каком роде имя существительное –

в таком же роде и прилагательное.

Демонстрационная доска

VI. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

Разноуровневые задания

  1. Максимальный уровень.

- Я думаю, все научились определять род имен прилагательных. Сейчас мы будем работать самостоятельно по учебнику, и выполним упражнение 205 на стр.154.

2. Достаточный уровень.

Работа по карточкам. (Приложение 1)

Ответы на вопросы теста

- Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы теста.

- Поднимите руки, у кого все задания выполнено правильно.

Самостоятельная работа в тетрадях

Разноуровневые задания

Работа по карточкам

Самопроверка

Учебник

Тест, созданный на программе iSpring Free

Презентация

VII.        Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель этапа:

соотнесение целей, по-

ставленных в начале

урока, с достигнутым

результатом, само-

оценка результатов

деятельности своей и всего класса

- Как изменяются имена прилагательные единственного числа?

- От чего зависит род имени прилагательного?

- Как можно определить род имени прилагательного?

- Нажмите на смайлик, который соответствует вашему настроению.

Ответы на вопросы

Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного можно определить:

По роду и числу существительного, с  которым  связано  имя  прилагательное.  

По вопросу  имени   прилагательного.  

По окончанию  имени   прилагательного

Презентация

Дифференцированное домашнее задание

Цель этапа:

сообщение о дифферен

цированном задании,

комментирование его

выполнения

- Задание на дом.

1 вариант: Упражнение 206. Выписать словосочетания в три столбика, дополнить вывод на стр. 155 (устно).

2 вариант: Упражнение 206. Выписать словосочетания в три столбика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»

конспект открытого занятия по теме: «Согласование  притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»...

Конспект логопедического занятия "Склонение имён прилагательных женского рода".

Формировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; развивать умение в определении падежа имён прилагательных;обогащать словарный запас и развивать речь....

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...