Коррекционное занятие "День солнца"
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Конспект коррекционного занятия "День солнца" с ребенком с расстройством  аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_solntsa.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКУ «ЦСПСиД Асиновского района»

Конспект  коррекционного занятия  «День солнца» с ребенком с ОВЗ

 (Аутистический синдром. Эпилепсия.)

                                                                                                 Занятие подготовила и провела

Л.М.Таборская, учитель-логопед

Асино

2023

Цель: формирование грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить усвоению грамматической категории рода (он, он) и числа (они).
  • Отрабатывать навык  сочетания притяжательного местоимения мой с существительными.
  • Учить сочетать числительные с существительными в счете до 5.
  • Учить образовывать и употреблять существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
  • Учить различать геометрические фигуры: выбирать круг из других форм.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать неречевые ВПФ (внимание, память, воображение, мышление).
  • Развивать мелкую моторику.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать интерес к занятиям.
  • Прививать навыки тактичного общения.
  • Воспитывать нравственные качества (трудолюбие, любовь к труду).
  • Воспитывать умение работать в сотрудничестве с педагогом.

Оборудование:

Лист картона желтого цвета, прищепки, ножницы; лото «Формы»; оборудование «Грядка»; мячи-смайлики; резиновый мяч.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая.

Ход занятия:

  1. Орг.момент. Приветствие. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Мы будем работать над одной интересной темой, а они будут за нами наблюдать и в конце занятия скажут нам с тобой, хорошо ли мы проработали эту тему. А вот что за тема? Я загадаю загадку, а ты отгадай.

Кто живёт на небе чистом,

Называется лучистым?

 Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети. (Солнце).

Молодец, Женя. Правильно отгадал. Значит, какова тема нашего занятия? Да, солнце. Будем говорить с тобой о солнце и обо всем том, что с ним связано.

  1. Основная часть. НОД.

Посмотри на смайлики, выбери тот, который соответствует твоему настроению. (Выбирает). Как думаешь, смайлик похож на солнце? Почему? Мы его уберем в сторонку и начнем работать. Сначала скажи мне, что ты знаешь о солнце. (Отвечает). Знания у тебя есть. Но еще другие знания ты получишь сегодня.  

А) Упражнение на развитие мелкой моторики.

У тебя на столе лежит лист картона. Какого он цвета? Почему? Правильно, как солнце. Я предлагаю вырезать круг.(Вырезает). Очень красивый круг. (Показываю прищепку: «А ты знаешь, как называется этот предмет? Это прищепка. Женя, прищепка – она или он? Какого она рода?») А если мы пристегнем к нему прищепки, то у нас получится предмет, похожий на…солнце. Вот такое чудесное солнце будет сопровождать нас с тобой на занятии. Давай посчитаем прищепки (счет от 1 до 5, согласование числительных с сущ-ми). Молодец. Прищепка – она, а несколько прищепок – как сказать? Они. Молодец.

Б) Упражнение на различение геометрических фигур.

Женя, посмотри на солнце еще раз. Скажи, какую форму оно имеет? На что оно похоже? На круг. Посмотри на планшеты и найди круг. Какие предметы имеют форму круга? Приклей их и назови. Молодец. (Попутно называет местоимение он,  она, и говорит, какого рода существительные,  сочетает с местоимением мой).

Чтобы нам не устать, надо пальчики размять.

                          Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.

Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули.
 (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.
 (Делают движение пальцами, словно маня к себе. )
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, 
(Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, 
(Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, 
(Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. 
(Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

В) Упражнение на сочетание числительных с именами существительными; на развитие внимания, мышления.

Женя, скажи еще раз, какую пользу дает солнце людям и всему, что есть на Земле? Да, если бы не было солнца, то растения не смогли бы расти. Какие овощи мы садим в огороде? (называет. Выделяю морковку.) Представь, что на нашем огороде выросла вот такая чудесная, полезная  морковка. Посмотри, на ботве у морковок есть цифры. Назови их и скажи, почему именно такие цифры приклеены на эти морковки? (по количеству кружочков). Предлагаю тебе разделить морковки между нами. (Раскладывает). Сколько морковок у тебя? У меня? Посчитай, пожалуйста, свои морковки, проговаривая так: одна морковка, две морковки,…. Посчитай мои, пожалуйста. Молодец. Скажи еще раз,  где растет морковка? Да, на огороде. (Далее выполняем  задание, встав с места и подойдя к другому столу, где находится «грядка». Посмотри на наш маленький огород и посчитай все, что там выросло. Молодец, как назовем одним словом все, что выросло на наших грядках? Овощи. А ты можешь назвать несколько фруктов? Какие ты любишь фрукты? А я очень люблю яблоки. Овощи растут в огороде. А где растут фрукты? В саду. У нас с тобой под нашим солнышком выросла яблоня, а на ней яблочки. Сколько их там? 5. Посчитай, пожалуйста, яблоки. Женя, ты молодец.

Г) Упражнение на формирование навыка словообразования. Образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Женя, давай поиграем. Но мы не просто так будем играть. Назовем все предметы, с которыми работали, ласково. О  чем мы с тобой говорим сегодня на занятии? О солнце. И выяснили, что если бы не было солнца, то и жизни на нашей планете не было бы. Давай назовем его ласково: солнышко. Я бросаю тебе мяч и называю предмет, а ты называешь его ласково и бросаешь мяч мне. Молодец. Женя, когда ты называл этими словами предметы, какими они стали: большими или маленькими? А теперь давай сделаем их большими. Другие слова образуем с суффиксами, которые «делают» предметы большими. Молодец. Вот так, при помощи слов,  мы сделали предметы маленькими и большими. Как волшебники.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Ну вот, Женя, наше занятие подходит к концу. Напомни, о чем мы говорил? Что делали? Понравилось ли тебе занятие? Было оно для тебя полезным? Обратимся к нашим гостям: хорошо ли мы проработали тему нашего занятия?  (ответы гостей). А я тебе предлагаю из нескольких смайликов вновь выбрать тот, который соответствует твоему настроению в конце занятия. (выбирает, комментируем). Нам осталось попрощаться. Приглашаю гостей встать с нами  в круг и сделать  солнышко из наших рук. Ставим ладони одна на другую и говорим слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Скоро встретимся опять.

Спасибо, Женя, за работу. С тобой очень приятно работать. Спасибо всем. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Раздел 2. Вселенная Тема 4. Земля и Солнце. урок на тему "Энергия Солнца"

познакомить  школьников с  понятием «энергия»;   выяснить природу и многообразие энергии;   рассмотреть природу  солнечных  лучей....

урок географии "Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне." 6 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Цель: Формирование представлений учащихся о Земле, Солнце, Луне.Задачи: Дать краткие сведения о Земле. Солнце, Луне. Коррекция навыка работы с рисунками и текстом учебника, творческой работы, использу...

Солнце. Внутреннее строение Солнца

Урок астрономии. (Технологическая карта)...

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...

Годичное движение Солнца. Эклиптика, Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Материал представляет методическую разработку комбинированного занятия по теме "годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны". Задача занятия - скорректи...