Доклад на педагогический совет «Система воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» с позиции гуманной педагогики»
статья

Клочкова Елена Сергеевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_avgust_2021_klochkova.docx58.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Доклад на педагогический совет

«Система воспитательной работы

МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»

с позиции гуманной педагогики»

Подготовлено:

социальным педагогом,

руководителем ШМО

воспитательной работы

Клочковой Е.С.

Елец, 2021

Система воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»

с позиции гуманной педагогики

Добрый день, уважаемые коллеги!

Что же подразумевает под собой гуманистическое воспитание? Первое что приходит на ум – это любовь к детям. Но как сказал М. Горький «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни». .Поэтому я постараюсь осветить систему воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» с позиции гуманной педагогики.

Прежде всего, хочу отметить, что гуманистическое воспитание направленно на формирование ценностного характера взаимоотношений между участниками педагогического процесса, на воспитание чувств и мировоззрения «истинного человека», на создание благоприятных условий для его личностного развития и саморазвития, самореализации его индивидуальных способностей. И от того как будет организована данная деятельность зависит конечный результат воспитания. И кончено же огромное значение в этом принадлежит личности самого педагога.

В нашем учреждении кадровая структура системы воспитания выглядит следующим образом:

- во главе стоит администрация школы – директор и заместитель директора. На их плечи возложена большая ответственность не только в организационном плане, но и в сфере управления и контроля за работой всего педагогического коллектива. Также, авторитетность и ценностные качества их личности, собственная неравнодушность к результату воспитания обучающихся способствует повышению эффективности воспитательной работы.

- не меньшая ответственность возложена на плечи классных руководителей. Именно они являются движущей силой воспитания. Поэтому, от того, насколько глубоко классный руководитель понимает проблемы и потребности каждого ребенка, способен выстроить систему индивидуальной работы с обучающимся и его семьей и зависит конечный результат воспитания.

-  педагоги-психологи – оказывают психолого-педагогическую помощь в воспитании обучающихся, организуют сопровождение проблемных школьников, проводят профилактическую и просветительскую работу с обучающимися и их семьями.

- социальный педагог ведет работу с категорией социально-незащищенных обучающихся – дети-инвалиды, дети, воспитывающиеся в многодетных семьях, неполных семьях, обучающиеся и их семьи, состоящие на различных видах профилактического учета. Основная цель – создание условий для воспитания социально-адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством совместной работы школы с социальными службами, ведомственными административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся.

- педагог-организатор осуществляет деятельность по организации досуговой деятельности школьников, содействует развитию их личностей, талантов и способностей, формированию общей культуры, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.

- педагоги-предметники, специалисты сопровождения (учителя логопеды, дефектологи, тьюторы) в процессе своей непосредственной образовательной и коррекционно-развивающей деятельности также оказывают непосредственное влияние на становление и развитие личности школьника – начиная с привития дисциплинарных навыков и заканчивая формированием нравственных качеств.

- воспитатель ГПД в рамках организации внеурочной, досуговой деятельности детей способствует реализации воспитательных возможностей различных видов активности обучающихся (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), создает ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка), оказывает влияние на формирование безопасного, нормативно-правового поведения школьников.

- библиотекарь также является непосредственным участником воспитательной работы, т.к. не только обеспечивает учебно-воспитательный процесс необходимой литературой, но и формирует развитие читательского интереса и культуры школьников, способствует расширению их кругозора, активно участвует в обогащении развивающей предметно-эстетической среды школы.

Как мы видим, весь педагогический коллектив в той или иной мере участвует в воспитании обучающихся. Поэтому важно понимать какими качествами должен обладать любой педагог с позиции гуманной педагогики. К ним относятся: развитое гуманистическое мировоззрение, нравственно ценностные ориентации, гражданская ответственность; личная социальная активность, богатый духовный мир и готовность к постоянному, умелому самообразованию и самосовершенствованию. Педагогу должны быть присущи: любовь к детям и педагогическому труду, педагогическая наблюдательность и развитая интуиция, педагогический такт, настойчивость в достижении цели, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, терпение, умение владеть собой, самооценка, оптимизм и чувство юмора, профессиональная работоспособность, организаторские способности, умение сотрудничать с детьми.

Анализируя профессиональные качества педагогов нашей школы, хочу отметить, что все они, в большей или меньшей степени, обладают вышеперечисленными качествами, ведь без их наличия работать с особыми детками просто не возможно. Это подтверждается тем, что в нашем учреждении не задерживаются на долгий срок «случайные» педагоги, не готовые к самоотверженному, добросовестному труду.

Результат воспитательной работы школы также во многом зависит от грамотного построения процесса воспитания, от того насколько методически правильно выстроено данное направление работы.

Президент страны В.В. Путин отметил, что необходимо укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы, ведь в соответствии с вновь принятыми поправками в Конституцию РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей». В поправках к Конституции закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России, а также возлагается на государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.  А с 2020 года, в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, определена система организации воспитательной работы в сфере образования и утвержден новый проект программы воспитания в школах.И уже начиная с сентября 2021 г. все школы страны перешли на осуществление воспитательной деятельности по новым Программам воспитания.

В МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» программа воспитания приведена в соответствие с новыми требованиями уже в марте 2020 г. и 2020-2021 учебном году Рабочая программа воспитания внедрена в работу педагогического коллектива. Разработанная программа отвечает всем принципам гуманистического воспитания:

- принцип непрерывного общего развития личности;

- принцип культуросообразности воспитания;

- принцип включения личности в деятельность;

- принцип природосообразности воспитания;

- принцип индивидуально-личностного воспитания;

- принцип ценностно-смысловой направленности воспитания;

- принцип диалогического подхода;

- принцип индивидуально-творческого подхода;

-  принцип комплексности;

- принцип преемственности и непрерывности.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленных цели, и задач Рабочей программы воспитания позволит ребенку с умственной отсталостью получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей, что также тесно перекликается с положениями гуманной педагогики.

Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и заменяет собой все ранее реализуемые в школе программы воспитательной работы. Программа включает в себя инвариантные модули (т.е. обязательные для реализации в каждой образовательной организации) и вариативные, которые коллектив школы отбирает исходя из внутреннего уклада организации, менталитета обучающихся и их родителей, воспитательных традиций, имеющихся ресурсов. Такое построение программы позволяет учесть не только все особенности конкретной образовательной организации, но и позволяет сделать процесс воспитания еще более личностно-ориентированным и гуманным.

К инвариантным модулям Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» относятся: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация».

Вариативными модулями выступают: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Волонтерство», «Организация предметно-эстетической среды», «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы  безопасного дорожного движения».

Рабочая программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» включает в себя все реализуемые в школе направления воспитательной работы.Переход на новую программу воспитания позволил сделать воспитательный процесс более системным, комплексным, личностно-ориентированным, эффективным. Что подтверждается результатами анализа воспитательной работы за 2020-2021 учебный год.

Модуль «Классное руководство» направлен на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Ответственные за его реализацию классные руководители. Осуществляя деятельность по реализации данного модуля они проводят:

- работу с коллективом класса (классные часы, групповые беседы, организация дискуссий, игр, состязаний, проведение экскурсий, привлечение к участию в акциях, конкурсах, вовлечение в общественно полезный и творческий труд, выбор актива класса, проведение инструктажей);

- индивидуальную работу с обучающимися(изучение личного дела, посещение на дому, изучение особенностей личностного развития, оформление дневников наблюдений и досье «Развитие», коррекция поведения учащегося через организацию индивидуальных бесед, поддержка ребёнка в решении важных для него жизненных проблем);

- работу с учителями, преподающими в данном классе (регулярные  консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися, привлечение учителей к участию  во внутриклассных мероприятиях и родительских собраниях, рейдах,  совместная работа с социальным педагогом, школьным психологом),

- работу с родителями учащихся(организация родительских собраний, создание и организация работы родительского комитета класса, привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса, организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, регулярное информирование родителей  о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом, помощь родителям школьников в регулировании отношений между ними).

Работа классных руководителей за 2020-2021 учебный год была достаточно продуктивной и эффективной, что подтверждается следующими результатами:

- отмечается достаточно высокий уровень подготовки обучающихся к освоению образовательных стандартов – количество обучающихся регулярно выполняющих домашние задания, имеющих необходимые школьные принадлежности в 13 классах  составляет 80-100%, в 7 классах - 60-79%;

- включение обучающихся в систему воспитательной работы: обучающиеся классов принимают активное участие в конкурсах, акциях и мероприятиях (всероссийский уровень 6 классов, региональный уровень  10 классов, муниципальный уровень 15 классов, школьный уровень 16 классов), высокая результативность участия в конкурсах, акциях и мероприятиях (всероссийский уровень 3 класса, региональный уровень 10 классов, муниципальный уровень 11 классов, школьный уровень 12 классов);

- высокий уровень сформированности навыков самообслуживания и социализации (вариант 2): количество обучающихся соблюдающих режим дня, имеющих необходимые навыки учебного поведения, самообслуживания в 3 классах  составляет 80-100%, в 4 классах - 60-79%, в 2 классах – 30-59%;

- системность работы по профилактике семейного неблагополучия, правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: в течение года посещали семьи учащихся 17 классных руководителей, отсутствуют обучающиеся систематически пропускающие учебные занятия по неуважительной причине в 8 классах, организация летнего отдыха детей состоящих на различных видах учета или воспитывающихся в неблагополучных семьях в летнем оздоровительном лагере на базе школы – 5 классов (из 12 имеющих в составе класса данные категории школьников), наличие системы работы с обучающимися и их семьями, состоящими на различных видах профилактического учета 9 классов (из 12 имеющих в составе класса данные категории школьников);

- эффективность взаимодействия с родителями: 17 классных руководителей привлекали родителей к общественной жизни школы, в 20 классах отсутствуют обоснованные жалобы со стороны родителей;

- осуществление работы по самообразованию в сфере воспитания: принимали участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах по проблемам воспитания 11 классных руководителей, имеется методическая копилка материалов в сфере воспитания у 11 классных руководителей, принимали участие в работе ШМО воспитательной работы в качестве слушателей 100 % классных руководителей, в качестве выступающих с докладом или обобщением передового педагогического опыта 15 педагогов; имеют собственные публикации по воспитательной работе в сборниках и журналах 3 классных руководителя, принимали участие в профессиональных конкурсах 6 педагогов.

Модуль «Школьный урок» реализуется школьными педагогами и имеет большие потенциальные возможности в области воспитания. На школьном уроке у обучающихся формируются такие качества как личностные, коммуникативные, регулятивные и  познавательные учебные действия. Ресурсы школьного урока позволяют установить доверительные отношения между учителем и его учениками, что способствует повышению качества образовательной деятельности, побуждает школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Педагог, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, демонстрирует детям примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, способствует привлечению внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, выработке собственного мнения по затронутой проблеме.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»направлен на создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Реализация воспитательного  потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках социально-эмоционального, спортивно-оздоровительного, творческого, нравственного, познавательного и общекультурного направлений внеурочной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ОО У/О (ИН).

Модуль «Работа с родителями» направлен на согласование позиций семьи и школы в вопросе эффективного воспитания обучающихся. В рамках данного направления деятельности в 2020-2021 г. была проведена следующая работа:

-  организована работа общешкольного Совета родителей. Проведено 4 заседания, с рассмотрением актуальных для родительской общественности вопросов («Особенности организации учебного процесса, подвоза и питания обучающихся в 2020-2021 уч.году в условиях режима повышенной готовности по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции», «Рассмотрение и обсуждение новой Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»», «Жестокое обращение с детьми в семье: причины, проявления, принимаемые меры. Знакомство с результатами анкетирования обучающихся 4-9 классов по выявлению жестокого обращения с детьми в семье», «О работе Электронного дневника и Электронного журнала», «Организация работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» по профилактике правонарушений и преступлений совершаемыми обучающимися», «Соблюдение прав и интересов детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях», «Итоги успеваемости за 1-е полугодие», «Об организации летнего труда и отдыха обучающихся. Безопасные летние каникулы», «Итоги 2020-2021 уч.года»);

- проведено 5 общешкольных родительских собраний, с рассмотрением следующих вопросов: «Организация образовательного процесса в 2020/2021 учебном году: основные направления деятельности, пути их реализации, меры безопасности»,«Организация питания и подвоза обучающихся МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» в 2020/2021учебном году», «Программа воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»: организация воспитательной работы в 2020-2021 учебном году», «Как противостоять распространению новой коронавирусной инфекции, сезонным ОРВИ и гриппу: советы родителям», «Роли семьи в профилактике правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Информация о правонарушениях за 2019-2020 г»,«Дорога не прощает шалостей, или как привить ребенку нормы безопасного поведения на дороге», «Дети и гаджеты: руководство для родителей», «Круг общения подростка и его влияние на формирование норм законопослушного и безопасного поведения», «Ответственное родительство и отказ от жестокого обращения с детьми», «Атмосфера жизни семьи и классного коллектива как фактор физического, психического и социального здоровья ребёнка», «Семья и школа - партнеры в воспитании», «Охрана здоровья школьников. Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни ребенка», «Трудовое воспитание ребенка в школе и дома», «Что посеешь, то и пожнешь: анализ достижений школьников за 2020-2021 учебный год, сводка по правонарушениям», «Итоги работы учреждения за 2020/2021 учебный год», «Организация летнего отдыха школьников», «Как родителям обеспечить безопасный  отдых и интересный досуг ребенку в летний период».

- проведен круглый стол «Профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с привлечением сотрудников ОДН ОМВД, КДН и ЗП,

- по запросу родителей организована работа специалистов (педагогов-психологов, социального педагога, учителей дефектологов, логопедов) для решения возникающих проблем;  

- проводилось индивидуальное консультирование родителей c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Модуль «Самоуправление» способствует социализации личности ученика с легкой умственной отсталостью, посредством формирования таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность. Модуль реализуется по трем уровням – школьный, классный, индивидуальный.

На школьном уровне реализация модуля осуществляется через организацию работы Актива школы. Ответственный за реализацию педагог-организатор. Члены Актива осуществляют деятельность по ученическому самоуправлению – участвуют в проведении рейдов и акций, помогают в организации досуговой деятельности обучающихся, осуществляют дежурство по школе, шефство над детьми; принимают участие в деятельности Управляющего совета школы, Совета по урегулированию споров, бракеражной комиссии. К сожалению в 2020-2021 учебном году работа Актива школы не была организована должным образом, носила случайный, эпизодический характер.

Классный и индивидуальный уровень модуля «Самоуправление» подразумевает работу классного руководителя по организации работы актива класса, привлечению обучающихся к участию в различных рейдах, акциях, конкурсах, мероприятиях.

Модуль «Профориентация» направлен на создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к сознательному профессиональному самоопределению, с учётом их индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, а также с учетом требований рынка труда и потребностями общества.

Работа по реализации данного модуля включала в себя:

- циклы профориентационных часов общения и классных часов, направленных на  подготовку школьника с легкой умственной отсталостью к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего («Профессии наших мам», «Есть такая профессия — Родину защищать!», «В мире профессий», «Профессии, которые мы выбираем», « В поисках будущей профессии», «Права при выборе профессии», «Все профессии важны», «Я и мои обязанности», «Профессии моих родителей», «Хочу, могу, надо – золотое правило при выборе профессии», «Я в мире профессий», («О важности выполнения домашних заданий, «Человек и труд», «Моя помощь родителям и близким людям», «Мой жизненный путь», «Моя будущая профессия», «Кем я хочу стать»);

- знакомство с профессиями в рамках  урочной деятельности;

- индивидуальные и групповые беседы и консультации («Обязанности дежурного по классу», «Профессии наших родителей», «Кто работает в школе», «О важности выполнения домашних заданий, «Человек и труд», «Моя помощь родителям и близким людям», «Мой жизненный путь» и др.);

- групповые занятия внеурочной деятельности, в рамках которых с обучающимися были проведены беседы, игры по ролям, демонстрировались ознакомительные видео-презентации, которые знакомили школьников с различными видами профессий;

- приобщение обучающихся в общественно-полезную деятельность;

- встречу будущих выпускников со специалистом Центра занятости населения по вопросам профориентации и трудоустройства;

- участие в общешкольных акциях, посвященных трудовой деятельности (изготовление коллажей «Профессии настоящих мужчин», подготовка проектов «Человек и профессия»);

- рассмотрение вопросов по трудовому воспитанию школьников на родительских  собраниях («Воспитание ответственности у детей в условиях семьи», «Трудовое воспитание в семье, или как преодолеть гиперопеку», «Единство требований школы и семьи в вопросах воспитания и развития школьника», «Как помочь ребенку в выборе профессии » «Сотрудничество школы и семьи как фактор успешности адаптации и социализации ребенка», «Роль семейного воспитания в формировании личности ребенка», «Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников», «Роль семьи в воспитании и формировании социального поведения подростков», «Ваш ребенок: проблема выбора профессии »);

- проведение профориентационной диагностики среди обучающихся школы;

-  организация деятельности обучающихся старших классов в трудовых бригадах, лагере труда и отдыха;

Самым главным показателем результативности работы по профориентации является успешность дальнейшего трудоустройства и социализации выпускников. Анализ трудоустройства выпускников 2020-2021 учебного года  показал, что из общего числа выпускников (30 человек) поступили в учреждения СПО для получения профессии 14 обучающихся, находятся под опекой родителей (законных представителей) 13 обучающихся, не определились с дальнейшей траекторией 3 школьников.

Количество выпускников

Поступили в учреждения СПО

Не определились с дальнейшей траекторией

Находятся под опекой родителей

/законных представителей

30

14

3

13

Еще одним не менее важным по своей значимости является модуль «Ключевые общешкольные дела». Ключевые общешкольные дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.Модуль «Ключевые общешкольные дела» реализуется по следующим уровням: внешкольный, школьный, уровень классов, индивидуальный.

В рамках данного модуля обучающиеся принимали участие конкурсах, проектах и акциях различного уровня, участвовали в общешкольных праздниках и мероприятиях, церемониях награждения, спортивных соревнованиях, олимпиадах.

В 2020-2021 учебном году были проведены следующие общешкольные мероприятия: торжественная линейка «Все начинается со школьного звонка…»,  День знаний, Всероссийский Урок Победы, посвященный 75-летию Победы, акция ко Дню пожилого человека «Уважаем старших», мероприятие в рамках празднования Дня Конституции РФ, единый урок памяти «Снятие блокады Ленинграда», Международный  день памяти жертв Холокоста,  творческая  мастерская-проект «Зеленый двор», акция «Будем друзьями птиц», конкурсная программа «Легкое дыхание», посвящённая 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, школьный турнир олимпиад по предметам, конкурс плакатов, посвященных Международному дню здоровья, акция «Чистый двор», акция «Поздравь ветеранов», праздничные гуляния «Масленица», ГТО-квест «Одна страна – одна команда», «День здоровья и спорта», игровая программа «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», спортивный праздник «Мы всё можем», «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», игровая программа «Вот и стали мы на год взрослее».

Обучающиеся школы принимали активное участие в конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровня. И не смотря на то, что они участвуют в конкурсах наравне с нормотипичными сверстниками, их участие приносит в копилку школы заслуженные награды.

п/п

Наименование

мероприятия

Организаторы

мероприятия

Кол-во

участников

мероприятия

от ОО

Результат

(призовое

место)

1

«Дорога глазами детей»

Упр.обр.админ.г.о. г. Елец и ОГИБДД ОМВД России

по г. Ельцу

4

2

«Я рисую ГТО»

Центром тестирования

ВФСК «ГТО» в г. Ельце.

6

3

«Всемирный день памяти жертв ДТП»

Упр.обр.админ.город.округа город Елец и ОГИБДД ОМВД России

по гор. Ельцу .

5

4

«Легкое дыхание»

МАОУ ДО «Детский парк им. Б.Г.

Лесюка».

14

5

«Вместо ёлки — новогодний букет»

МАОУ ДО «Детский парк им. Б.Г.

Лесюка».

18

6

«Новогодняя игрушка».

МБОУ ДО «Дом пионеров и школьников города Ельца».

9

7

«Новогодний фейерверк»

Автономная

некоммерческая организация по работе с одаренными детьми «ИНСАЙТ»

3

8

Олимпиада по ПДД

Всероссийская

18

9

«Будем друзьям птиц»

МАОУ ДО «Детский парк им. Б.Г.

Лесюка».

1

10

«Зимние виды спорта»

МБУ «Спортивная школа №2»

3

11

«Палитра ремесел»

МБОУ ДО «Дом пионеров и школьников

города Ельца» по адресу:, г. Елец

9

12

«Все цветы мира — мамам и бабушкам»

Центр развития творчества «Левобережный»

4

13

«Неопалимая Купина»

Всероссийское пожарное общество при поддержке МЧС

3

14

«Яркий мир»

Автономная некоммерческая

организация Центр культурных проектов «Развитие»

1

15

«Дорожный калейдоскоп»

МАОУ ДО «Детский парк им. Б.Г.

Лесюка».

1

16

«Зеленая планета»

МАОУ ДО «Детский парк им. Б.Г.

Лесюка».

3

17

«Письмо солдату»

2

18

«Моя гордость-Россия»

ОБУ Региональный центр подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания населения Липецкой области»

2

19

«Рисуем победу»

Управление образования и науки Липецкой области направляет информацию

о проведении на территории Липецкой области

2

20

«Мир синего цвета»

Упр.обр.админ.г.о. г. Елец и МБОУ «Школа № 19 г. Ельца

6

21

V региональный этап Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Управление образования и науки Липецкой области

1

22

«Семья, школа и я в круге внимания»

Упр.обр.админ.г.о. г. Елец

3

Также обучающиеся школы принимали активное и результативное участие в спортивных соревнованиях – в 2020-2021 учебном году копилка школы пополнилась 17 золотыми медалями, 14 серебряными, 7 бронзовыми.

Модуль «Детские общественные объединения» в 2020-2021 учебном году реализован не был, т.к.его выполнение предусмотрено в рамках работы  группы продлённого дня, которая не функционировала в связи с ограничительными мерами по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции.

Реализация Рабочей программы воспитания предусматривала и вовлечение обучающихся в добровольческую деятельность. Этому посвящен модуль «Волонтерство». Работа в данном направлении позволяет воспитывать у школьников с умственной отсталостью устойчивые положительные качества, осуществлять их духовно-нравственное и патриотическое воспитание, пропагандировать идеи добровольческого труда на благо общества и привлекать обучающихся к решению социально значимых проблем.

Решению данной задачи способствовало проведение следующих мероприятий: обучающиеся школы изготовляли кормушки для птиц, подарки и открытки к праздникам для родителей, дежурили по классу, работали на пришкольном участке, участвовали в акции «Праздник в Ваш дом», посвященной Дню пожилого человека, в акции «Хлебные крошки», принимали участие в благоустройстве школы к Новому году, Дню космонавтики, Масленице, оказывали помощь по уборке листвы и снега на пришкольной территории, в рамках Общероссийской Акции «Весенняя неделя добра» поздравляли ветеранов и детей воины с Днем Победы, приняли активное участие в благотворительной программе «Добрые крышечки».

Формированию предметно - эстетической культуры учащихся МБОУ Школа №19 г. Ельца способствовала реализация модуля «Организация предметно-эстетической среды». По данному направлению воспитательной работы были проведены следующие мероприятия:

- оформлены классные уголки;

- оформлены школьные стенды;

- проведены экскурсии по наблюдению за осенними цветущими растениями;

- организована акция «Не смейте забывать учителей» (изготовление стенгазеты, поздравительных открыток);

- оформлены праздничные инсталляции в помещении школы и на ее территории (к Новому году, Дню защитника Отечества,  8 марта, Дню космонавтики, Масленице, Пасхе);

- оформлены выставки детских творческих работ, рисунков, фотографий, посвященных событиям и памятным датам;

- организована работа трудового десанта по благоустройству школьного двора, теплицы под руководством учителя технологии;

- организованы книжные выставки, посвященные памятным датам и праздникам (75-летию Победы, 150-летию И.А. Бунина, Дню города, Дню освобождения Ельца от немецко-фашистских захватчиков; Дню матери;

- проведена акция «Подари книгу»;

- оформлен стенд «Календарь Победы».

Несовершеннолетние с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее склонны к правонарушениям, что объясняется особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов,  неспособностью критического осмысления своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с нормальным интеллектом. Поэтому одним из важнейших разделов Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является модуль «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска».

Реализация данного модуля включает в себя  организационные мероприятия, работу с обучающимися, работу с родителями, работу с педагогическим коллективом, работу в социуме; взаимодействие с социальными партнёрами.

В рамках реализации данного направления работы школой осуществляется большая работа: выявление проблемных семей и обучающихся, сбор сведений и выяснение причин, способствующих семейному неблагополучию и проблемам в поведении учащихся, постановка целей и задач работы с учащимися и семьями, состоящими на различных видах учета, разработка и своевременное ведение документации по их сопровождению, проведение комплекса профилактической работы, направленной на коррекцию и предупреждение девиантного поведения учащихся, на повышение ресурсности семьи, педагогическое просвещение родителей, оказание содействия в получении материальной помощи. Вся проводимая работа с данной категорией обучающихся и их родителей велась согласно принципу гуманно-личностного подхода к ребенку,  который заключается в следующих положениях: СЛАЙД

-  видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

- говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

- верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

- создавать атмосферу "успеха" в учении, общении, труде, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

- предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; - организовать переубеждение на его собственном опыте.

- исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка.

- быть искренним, не лицемерить с «трудным» обучающимся, не морализировать, не унижать его.

- не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию;

- учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;

- развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому, вовлекая и включая «трудного» школьника в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям;

- завоевывать уважение и доверие учеников примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

- беречь ребячьи тайны, не предавать их;

- требовать от себя больше, чем от окружающих.

В 2020-2021 учебном году работа по коррекции и профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних велась с 20 семьями, категории социального риска, 10 семьями, находящимися в социально-опасном положении, 18 обучающимися категории «группа риска», 11 обучающимися состоящими на ВШУ, учете КДН и ЗП, ОДН ОМВД.

Ответственными за реализацию данного модуля являются классные руководители, социальный педагог, педагоги-психологи. В текущем учебном году ими в общей сложности было проведено:

- 981 консультация/беседа с обучающимися, состоящими на различных видах профилактического учета;

- 403 мероприятия профилактической, просветительской направленности (инструктажи, анкетирование, тестирование);

- 462 консультации педагогов по вопросам организации работы с обучающимися и их семьями, состоящими на различных видах профилактического учета;

- 363 консультации родителей по вопросам воспитания «трудных» обучающихся, по профилактике семейного неблагополучия;

- 161 рейд в семьи категории «социального риска».

Направление деятельности

Группа

Консультативное

Профилактика и просвещение (инструктажи, анкетирование, тестирование, ППк и пр.)

Обучающиеся

981

403

Педагоги

462

104

Родители

363

Рейды в семьи категории «группа риска»

161

Несмотря на столь большой объем проведенной профилактической работы, остается довольно высоким число правонарушений, совершенных обучающимися школы: выявлено 39 фактов правонарушений и 7 преступлений совершенных обучающимися, 6 фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей и 3 факта злоупотребления родителей алкоголем. Противоправное поведение обучающихся и их родителей 37 раз рассматривалось на заседаниях КДН и ЗП.

Распределение правонарушений и преступлений среди обучающихся по категориям за прошедший учебный год выглядит так:

- кража (угон авто) – 1 обучающийся;

- мелкая кража – 4 обучающихся;

- нарушение ПДД, перехода ЖД – 6 обучающихся;

- употребление алкоголя – 4 обучающихся;

- курение – 2 обучающийся;

- нарушение общественного порядка, порча имущества – 9 обучающихся;

- употребление клея – 1 обучающийся.

Хочу отметить, что столь большой прирост числа правонарушений среди обучающихся школы наблюдается уже второй учебный год. Анализ эффективности проводимой с ними работы показывает, что все педагоги, ответственные за работу с данной категорией школьников подходят к этому направлению деятельности ответственно, используют все имеющиеся ресурсы. Однако, бесконтрольность со стороны родителей, неорганизованность свободного времени «трудных» школьников приводит к совершению ими повторных правонарушений во внеучебное время. Считаю, что данная ситуация является серьёзной проблемой, требующей нашего пристального внимания.

Модуль «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы безопасного дорожного движения»

Большая работа проводится педагогическим коллективом и по привитию школьникам норм безопасного поведения на дорогах и улицах. Ежегодно разрабатывается и реализуется план совместной работы с ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В рамках данного направления в 2020-2021 учебном году проводилась следующая работа:

- классные часы, посвященные БДД («Всемирный день памяти жертв ДТП», «Внимательность на дорогах», «Знай правила дорожного движения», «Правила дорожного движения должен знать каждый», «Правила уличного движения». «Как уберечь себя от несчастных случаев», «Правила дорожного движения», «Улица полна неожиданностей», «Где можно и где нельзя играть»,«Каждому положено знать правила дорожные»,«По дороге я хожу и со знаками дружу»,«Соблюдение ПДД – обязанность каждого гражданина», «Меры ответственности за нарушение правил дорожного движения», «Обязанности пешеходов»,  «Для чего нужны Правила дорожного движения?» , «Законы дорог (ПДД)», «Требования к велосипедистам. Езда по улице на велосипеде» «Знаю ПДД на отлично», «Безопасность в знаниях», «Дорожные знаки»,  «Чтобы не было беды», «ПДД против ДТП», «ГИБДД. История создания. Виды деятельности», «Безопасная дорога», «Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала нас!», «Внимательность на дороге», «Правила для велосипедистов», «Правила движения - закон дорог», «Школа пешехода», «Транспорт нашего города», «Уважайте светофор», «Путешествие по стране дорожных знаков», «Безопасная дорога», «Дорожная азбука»);

- организована работа школьного отряда ЮИД;
- общешкольный урок дорожной безопасности «Безопасность в знаниях»;

- всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»;

- акция «Безопасное детство»;

- акция «Письмо ЮИД»;

- Единое тестирование учащихся общеобразовательных организаций по тематике  БДД;

- акция «Всемирный День памяти жертв  ДТП»;

- профилактическое мероприятие «Внимание дети!»

- инструктажи обучающихся по БДД;

- инструктажи родителей о необходимости соблюдения ПДД, размещения на одежде детей светоотражающих элементов, о роли личного примера родителей в формировании у детей культуры безопасного поведения на дороге;

- изучение основ дорожной безопасности в школе на уроках;

- беседы о нормах безопасного поведения на дорогах и улицах;

- оформлен стенд «Добрая дорога детства»;

- Дни здоровья, посвященные изучению правил дорожного движения и отработке навыков безопасного поведения на дороге;

- разработан и размещен на стенде и дневниках обучающихся безопасный маршрут школьника;

- обучающиеся привлекались к участию в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и акциях («Дорога глазами детей»,«Меня видно на дороге», «Дорожный калейдоскоп»);

- на общешкольном родительском собрании рассмотрен вопрос«Дорога не прощает шалостей, или как привить ребенку нормы безопасного поведения на дороге».

Как вы смогли убедиться, Рабочая программа воспитания построена таким образом, чтобы обеспечить всестороннее развитие обучающегося, ориентирована на гармоническое развитие личности школьника, обогащение его творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей, что в полной мере отвечает позициям гуманной педагогики.

Считаю, что приведенный выше анализ результативности воспитательной работы доказывает эффективность работы педагогического коллектива по достижению успеха каждого ребенка. Разработанный и утвержденный план воспитательной работы на 2020-2021 учебный год,  не смотря на «ковидные» ограничения, был реализован на достаточном уровне. Однако, имеются и определенные проблемы в организации воспитательной работы школы, на которые необходимо обратить особое внимание в дальнейшей работе:

  1. Слабая вовлеченность в воспитательную деятельность обучающихся по медицинским показаниям индивидуально на дому.
  2. Высокий уровень правонарушений и преступлений, совершаемых обучающимися школы во внеурочное время.
  3. Систематический пропуск учебных занятий без уважительных причин отдельными обучающимися.
  4. Педагогическим коллективом школы  недостаточно изучена Рабочая программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Её реализаторами являются все педагогические работники школы, не только классные руководители, но и педагоги-предметники, логопеды, психологи, дефектологи, тьюторы, социальный педагог, библиотекарь, поэтому для полноценного, эффективного осуществления воспитательной работы, считаю необходимым всем вышеперечисленным сотрудникам ознакомиться с данным документом и вести согласно нему воспитательную работу с обучающимися школы.

Подводя итог своему выступлению, хочу отметить, что система воспитательной работы это как часовой механизм – убери один элемент и работа нарушится, только совокупность специальной воспитывающей среды, коллектива педагогов-единомышленников и необходимых инструментов воспитательной работы будет способствовать  гармоничному развитию всесторонне развитой личности школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".

Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности....

Доклад на педагогическом совете «Система принципов коррекционно-развивающего сопровождения»

В докладе выделены следующие принципы коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса....

Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"

Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"...