Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников
консультация

Ткаченко Светлана Анатольевна

Данный материал будет полезен для работы по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Экологические понятия составляют такие важные категории: живое – неживое; растения; животные. Экологические представления отражают понимание ребенком взаимосвязи в природе, например:

  • между средой обитания и окраской животного;
  • изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.

Оказывается, что у многих дошкольников при наличии экологических знаний зачастую нет четких, оформленных в речи понятий и представлений.

В целом трудности детей сводятся к следующему:

  • неумение выделить и обобщить существенные признаки;
  • опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;
  • использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;
  • ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;
  • выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;
  • глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.

Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.

1.Слово как название объекта.

Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок легко начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. Название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющегося образа ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т. д.

2.Слово как средство анализа воспринимаемого объекта.

Процесс вычленения частей, сторон, признаков слова может принимать различные формы. Когда вычленение частей предмета в целом не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.

3.Слово как средство фиксации самого существенного в объекте.

Достигается благодаря специально подобранному слову, например, эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.

Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждает ребенка переживать действительность, а не механически усваивать знания. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.

В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:

  • богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несущественный признак;
  • содержанием, которым оперирует ребенок, где должны выделяться существенные признаки предметов, явлений процессов;
  • обобщенностью и системностью знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;
  • умением использовать собственный опыт в решении задач.

Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:

  • обучение многостороннему анализу и синтезу;
  • развитие подвижности ассоциаций;
  • обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;
  • обогащение словаря обобщающими словами.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы побуждать ребенка обосновывать свои выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Потешки - малый жанр устного народного творчестваОсобую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее ...

МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...

Педагогический проект по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников от 5 до 6 лет. Тема: "Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает"

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности....

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...

Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника

laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...