Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
план-конспект занятия (5 класс)
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа - интернат №15»
________________________________________________________
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
для обучающегося 5 класса второго отделения
Темы занятия:
ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
РСВ. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов и слов текста.
Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.
Омск-2023
Темы занятия:
ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
РСВ. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов и слов текста
Цели занятия:
ФП: автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.
РСВ: развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов текста «Город, в котором я живу».
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП: закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.
РСВ:
- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Город, в котором я живу» на рабочем расстоянии.
- вырабатывать умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.
- вырабатывать умение различать слова текста без аппарата.
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП: закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ: cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности.
Оборудование:
- презентация
План занятия.
I. Организационный момент.
- Определение темы занятия.
- Постановка целей занятия.
- Формулировка задач занятия.
- Формулировка критериев оценки.
II. Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
2. Чтение слогов со звуком «Р».
3. Чтение слов со звуком «Р».
4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».
5. Работа с предложениями со звуком «Р».
6. Работа над правилом орфоэпии.
7.Динамическая пауза
III.Развитие слухового восприятия.
- Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
- Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
- Слуховое восприятие слов текста без аппаратов .
IV. Итог .
- Самоанализ работы школьника.
- Оценивание работы школьника учителем.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Учитель (У): Здравствуй, Мелания
Школьник (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.
У.: Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У: Посмотри, смайлик веселый или грустный?
Ш: Веселый
У: Пусть наше занятие пройдет так же весело и интересно!
- Определение темы занятия.
У: Прочитай предложение на экране. Как ты его поняла? Что такое Родина? Как называется наша Родина?
Ш: читает предложение «Нет в мире краше Родины нашей»
У: Какой первый звук в слове «Родина»?
Ш.: Звук «Р».
У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».
У.: Какая тема была на прошлом занятии?
Ш.: Текст «Город, в котором я живу».
У.: Верно! Ты слушала текст «Город, в котором я живу». Сегодня мы продолжим работу с текстом. Будем слушать предложения, вопросы и слова текста.
У.: Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?
Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Город, в котором я живу».
У.: Верно! А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.
У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?
Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.
У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?
Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.
У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы легко общаться с людьми.
Итак, тема занятия «Звук «Р». Удвоенные согласные в словах. Текст «Город, в котором я живу».
2. Постановка целей занятия.
У.: Какие будут цели занятия?
Ш.:
-хорошо говорить звук «Р»
-правильно говорить слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушать
3. Формулировка задач занятия:
У.: Что мы будем делать для того, чтобы достичь эти цели?
Ш.: - читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».
- соблюдать правило орфоэпии.
- слушать предложения, вопросы и слова текста «Город, в котором я живу».
4. Формулировка критериев оценки.
У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2 ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно.
В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек. Если 7-9 больших фишек, ты занималась «отлично», если 4-7 -«хорошо», если меньше 4–«старайся» на следующих занятиях.
Говори звуки хорошо, слушай внимательно.
II Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р». При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.
Посмотри на слайд. Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.
У: Что ты делала?
Ш: Я говорила звук «Р»
У.: Как ты говорила? Оцени себя.
2. Чтение слогов со звуком «Р»
У: Читай слоги.
Ра -ро- ру -ры
Ар -ор -ур – ыр
Ара – аро-ару-ары
Тра-тро-тру-тры
Что ты делала?
Ш: Я читала слоги.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
3. Чтение слов со звуком «Р».
У.: Читай слова:
Театр, проспект, парк, сквер, район, центр.
Что ты делала?
Ш: Я читала слова.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
- Чтение словосочетаний со звуком «Р»
Центр города
Городской парк
Широкий проспект
Красивый сквер
У: Что ты делала?
Ш: Я читала словосочетания.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
5. Работа с предложениями со звуком «Р»
У: Составь предложения.
Сначала прочитай слова.
Ш: читает слова предложения вразброс на слайде
У: Какое должно быть первое слово в предложении?
Ш: …. Далее составляет предложение сам.
У: А теперь прочитай получившееся предложение.
Ш: читает предложения:
В городе Омске десять транспортных мостов.
Любинский проспект – красивейшее место Омска.
У: Что ты сделала?
Ш:Я составила предложения.
У: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.
6.Работа над правилом орфоэпии
У: Скажи, как нужно говорить удвоенные согласные в словах?
Ш: Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук
У: Прочитай слова, соблюдай правило.
Анна, касса, масса, перрон, класс, трасса, тонна
У: Что ты сделала?
Ш: Я прочитала слова с удвоенными согласными.
У: Как ты прочитала? Оцени себя.
7. Динамическая пауза
III. Развитие слухового восприятия
1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста «Город, в котором я живу» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.
(Школьник садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста)
Текст «Город, в котором я живу»
Город, в котором я живу, называется Омск.
Главные улицы города- проспект Маркса и Красный Путь.
В городе есть памятники: детям блокадного Ленинграда, труженикам тыла, памятник железнодорожнику.
В городе есть театры: Музыкальный, Драматический, театр юного зрителя, театр кукол «Арлекин».
В городе есть музеи: Либеров – центр, музей изобразительного искусства, музей Врубеля.
Я люблю наш большой и красивый город.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала предложения на рабочем расстоянии.
У: Ты внимательно слушала предложения, правильно их повторяла? Оцени себя
2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии
У.: Будем слушать вопросы текста на резервном расстоянии Слушай внимательно.
(Школьник сидит на стуле, а учитель отходит на 0,5м и читает вопросы к тексту)
Вопросы к тексту:
- Какие в Омске главные улицы?
- Какие памятники есть в Омске?
- Какие театры Омска ты знаешь?
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала словосочетания на резервном расстоянии.
У.: Ты внимательно слушала словосочетания, правильно их повторяла? Оцени себя.
3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов
У.: А сейчас ты будешь слушать слова текста без аппаратов. Пересядь ближе лицом ко мне.
(Школьник снимает аппарат, пересаживается на расстояние 10 см лицом к учителю. Учитель читает за экраном слова)
Слова:
Город, музей, памятник, улица, красивый
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала слова без аппарата.
У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.
IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.
У.: Тема занятия была «Звук «Р», текст «Город, в котором я живу»
Что ты делала на занятии?
Ш: - Я хорошо говорила звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.
-правильно говорила слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Город, в котором я живу»
У.: Как ты думаешь, как ты занималась?
Ш.: Я занималась отлично.
У.: Почему? Давай посмотрим, сколько у тебя больших фишек
У.: Тебе понравилось занятие? Было интересно? Выбери смайлик.
Занятие окончено. До свидания.
Ш.: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/11/picture-1248084-1589203728.jpg)
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-715226-1605631008.jpg)
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/11/picture-1248084-1589203728.jpg)
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....