Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».
учебно-методический материал

   Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

   Задачи:

1. Создать условия для проведения диагностики уровня сформированности практических навыков;

2. Апробировать методики оценки уровня сформированности практических навыков;

4.  Выявить уровень сформированности  практических навыков;

5. Разработать систему критериев уровня сформированности практических навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

Пояснительная записка

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Наблюдая за игрой детей, я выяснила, что у детей недостаточно сформированны практические навыки: связанные с гигиеной тела, навыки культурного поведения, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, а также гигиена одежды и обуви.

Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

Задачи:

1. Создать условия для проведения диагностики уровня сформированности практических навыков;

2. Апробировать методики оценки уровня сформированности практических навыков;

4. Выявить уровень сформированности практических навыков;

5. Разработать систему критериев уровня сформированности практических навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

Предполагаемые результаты

Навыки личной гигиены включают в себя умения:

1. Пользоваться предметами личной гигиены (мыло, шампунь, полотенце, зубная щетка);

2. Соблюдать гигиенические правила в соответствии режимом дня;

3. Соблюдать последовательность действий при уходе за своим телом, мытье рук, лица;

Навыки приема пищи еды включают умения:

  1. Правильно пользовать столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  3. Убирать за собой посуду после приема пищи;

Навыки правильного одежды включают умения:

1. Правильно подбирать предметы одежды по сезону;

2. Соблюдать последовательность действий при одевании и раздевании, умение следить за своим телом;

3. Дифференцировать предметы одежды для девочки и мальчика.

Обработка результатов исследования производится путем оценки уровня сформированности практических навыков детей по 3-х балльной системе.

Критерии оценки:

3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции педагога;

2 балла – выполняет задание со значительной помощью педагога;

1 балл – пассивно участвует в выполнении действия, т.е. действие выполняется взрослым (ребенок позволяет выполнить действие с помощью или полной физической подсказки со стороны педагога)

Уровни сформированности практических навыков по предмету «Человек»:

Высокий уровень (20-27 балла) – все навыки сформированы;

Средний уровень (10-20 баллов) – сформировано частично;

Низкий уровень – (1-9 баллов) – навыки не сформированы.

Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу, высчитывается средний балл и на основании среднего балла возможно определить уровень сформированности практических навыков.

1 уровень (от 20 до 27 баллов) – высокий уровень. К этому уровню относятся дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. Эти дети всегда активны, проявляют инициативу при ответах, слушают, всегда внимательны, придерживаются указаний педагога, правильно выполняют задания, всегда сосредоточены на любом деле, в игре, проявляют готовность преодолевать трудности, ведут активный поиск решения;

2 уровень (от 10 до 20 баллов) – средний уровень. К этому уровню относятся дети, справившиеся с заданием. Эти дети отвечают только по вызову учителя, они нуждаются в повторении указаний, контроле по ходу деятельности, отвлекающиеся, с заданием справляются при дополнительном стимулировании, делают попытки к преодолению трудностей, но в случае неуспеха отступают;

3 уровень (от 1 до 9 балла) – низкий уровень. К этому уровню мы относим детей, не справившихся с заданием. Это дети пассивные, они могут работать только при персональном обращении, при постоянной помощи взрослого, без специальных побуждений не начинают действовать, при отсутствии образца работу не выполняют, нуждаются в помощи, при первом же затруднении обращаются за помощью или отказываются от деятельности.

Инструментарий проведения мониторинга уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

Методика 1. «Гигиенические навыки»

Задание 1. Разложи картинки по порядку

Цель: определить уровень сформированности умений последовательно раскладывать картинки режима дня. Вербальное общение-проговаривают, невербальное общение показывают.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Задание: Ребенку показывается 4 картинки с распорядком дня. Разложи последовательно картинки с чего начинается день и чем заканчивается.

Задание 2. «Хрюша – грязнуля».

Вербальное общение - проговаривают, невербальное общение показывают.

Цель: выявить уровень сформированности знаний детей о предметах личной гигиены.

Материал: карточки с изображением поросёнка (грязный, чистый), карточки с изображением предметов личной гигиены.

Задание. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением грязного поросенка и предметов личной гигиены. Помоги Хрюше стать чистым.

- Покажи на карточках, что нужно поросенку, чтобы стать чистым?

- Разложи последовательность умывания.

Задание 3. «Чистоплотные дети»

Вербальное общение -проговаривают, невербальное общение показывают.

Цель: выявить уровень сформированности знаний детей о предметах гигиены и их назначении.

Задание. Ребенку предлагается достать из мешочка (в слепую) предмет, назвать его и рассказать (показать на картинке) для чего необходим данный предмет.

Методика 2. Прием пищи

Задание 1. «Накормим куклу кашей»

Вербальное общение - проговаривают, невербальное общение показывают.

Цель: определить уровень сформированности последовательности действий при приеме пищи (тарелка, стакан, столовой ложка, салфетка).

Задание. Ребенку предлагается накормить куклу кашей. Выбери те предметы посуды, которые тебе необходимы для приема пищи.

Задание 2. «Накроем стол для кукол».

Вербальное общение - проговаривают, невербальное общение показывают.

Цель: выявить уровень сформированности знаний детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.

Задание. Ребенку предлагается помочь кукле накрыть стол для праздника.

- Покажите на картинке или назовите алгоритм накрывания стола.

- Какие предметы посуды нам понадобиться? (чашки с блюдцами, тарелки)

- Какие столовые приборы? (ложки, вилки, ножи).

Задание 3. «Уберем со стола»

Цель: определить уровень сформированности самостоятельных действий: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Задание (практическое): Ребенку предлагается убрать со стола посуду и остатки пищи.

- Что необходимо для сметания крошек со стола?

- Покажи, как это сделать?

Методика 3. Обращение с одеждой.

Задание 1. «Оденем куклу на прогулку»

Цель: выявить уровень сформированности представлений об одежде, назначении вещей.

Материал: кукла, коробка с одеждой.

Задание (практическое). Ребенку предлагается одеть куклу на прогулку по сезону.

- Какую одежду ты выберешь?

- Что оденешь сначала?

Задание 2. «Разложи одежду и обувь»

Цель: определить уровень сформированности умений различать и находить нужную одежду и обувь.

Материал: картинки с изображением шкафа, предметов одежды и обуви.

Задание: ребенку предлагается разложить одежду и обувь в шкаф. Например, положи в шкаф только весеннею одежду.

Задание 3. «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Материал: две куклы – кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.

Задание: ребенку предлагается одеть кукол.

- Какая одежда нужна для девочки? Какая одежда нужна для мальчика?

Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу, высчитывается средний балл и на основании среднего балла возможно определить уровень сформированности навыков практической деятельности.

Сводная таблица уровня сформированности практических навыков

по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной,

тяжелой и глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

Имя, фамилия

ребенка

Сформированность гигиенических

навыков

Сформированность навыка правильного приема пищи

Сформированность навыка обращения с одеждой и обувью

Итого

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Средний

показатель:

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации родителям по формированию навыка одевания куртки (пальто) у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...