Консультация для педагогов и родителей: “Мячик я держу в руке”.
консультация

Дзевик Юлия Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей: “Мячик я держу в руке”.

Автор: Дзевик Юлия Анатольевна

Организация: КГКОУ школа №1

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск–на–Амуре

В работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста очень важным является использование различных методов и приёмов – как традиционных, так и нетрадиционных. Одним из таких методов, благоприятно влияющих на формирование мелкой моторики, развитие психики и интеллекта, является использование массажных мячей – прекрасного инструмента для коррекционной практики.

Ценность игр с массажными мячами:

  • Стимулируют активность речевых центров, оказывают тонизирующее влияние на функционально состояние мозга.
  • Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности.
  • Помогают разнообразить виды деятельности детей по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Способствуют снятию психического напряжения, нервного переутомления.
  • Регулируют силу и точность движения.
  • Развивают эмоционально-волевую сферу.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Разделы:

  1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
  2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
  3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
  4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
  5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

При проведении всех этих игр полезно использовать массажные мячи. Необязательно проводить сразу все упражнения комплекса. В течение дня можно предлагать детям для выполнения то или иное упражнение.

Сопровождение:

Комплексы игровых упражнений сопровождаются стихами. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более точными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Детям нравится выполнять игровые упражнения с мячами под музыкальное сопровождение.

Игры с массажными мячами приносят радость, оживление, интерес. Их можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей. Он направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Стихи для игр:

“Разминка”

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые!

(Сжимать мячик сначала правой рукой с небольшим усилием, постепенно увеличивая его, затем - левой).

По руке круги катаю,

Из-под руки не выпускаю.

(Положить мячик между ладонями, делать круговые движения).

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево, как хочу!

(Положить мячик между ладонями, делать движения вперёд-назад, вправо-влево).

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Перебрасывать мяч из руки в руку).

“Фокусник”

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою мяч кружит,

От неё теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Поддержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу - смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник, какой!

Мячик я держу в руке

(дети кладут мячик на правую ладошку),

Зажимаю в кулаке

(крепко сжимаю его),

Отпускаю, разжимаю

(раскрываю ладонь)

И ладошками катаю

(катаю мячик между ладонями).

Упражнение под музыкальное сопровождение:

Дети двигаются по кругу подскоками, перебрасывая мяч из руки в руку. Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, держат мяч в руках, выполняют движения с мячом пространственного характера по указанию педагога: мяч вверх, вниз, вперёд, назад, влево, вправо. Снова двигаются по кругу, останавливаются, поворачиваются лицом в круг, сжимают мяч правой рукой, потом - левой, приседают, катают мяч правой, потом левой рукой. (Движения можно придумать любые).

Игры с использованием массажных мячей:

“Разноцветные мячики”

Красный – гласный, синий – нет.

Что за звук, мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: массажные мячи красного и синего цвета.

Ход игры:

Вариант №1. Педагог бросает мяч ребёнку. Он называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если мяч синего цвета.

Вариант №2.  Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Ритмические упражнения:

Дети ритмично сжимают, катают мяч в такт стихотворению.

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Динь-дон, динь-дон (сжимают мяч),

Звери строят новый дом

(катают мяч между ладошками).

Красят стены, крышу, пол

(сжимают мяч),

Убирают всё кругом (катают мяч между ладошками).

Игры с массажными мячами универсальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Использованная литература:

  1. Беззубцева Г. В. Андриевская Т. Н. “Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму”. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2003 г.
  2. Воробьёва Т. А. Крупенчук О. И. “Мяч и речь”. – СПб: КАРО, 2003 г.
  3. Полякевич Ю. В. Осинина Г. Н. “Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет”. – Волгоград: Учитель, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности детей подросткового возраста"

Педагоги и родители могут познакомиться с основными особенностями и изменениями, происходящими с ребенком в подростковом возрасте....

Консультация для педагогов и родителей Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, занимающихся плаванием».

Каждому возрасту соответствует свой уровень  физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода школьников особенн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "Нарушения зрения"

Краткая информация о распространенных нарушениях зрения будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Также познакомит с основными функциями зрения. Консультация содержит некоторые рекомендаци...

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Консультация для педагогов "Вовлечение родителей имеющих детей с "ОВЗ" в проектную деятельность ДОУ.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ....