Методы и приемы удержания внимания ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в процессе непрерывной учебной деятельности на индивидуальном обучении (из опыта учителя надомного обучения)
статья (5 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 503.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Аутизм— это нарушенное восприятие внешних стимулов, связанное с гиперактивностью мозга, из-за которой человек не может в полной мере соединять и анализировать всё то, что он видит, слышит и чувствует.
Такое восприятие заставляет обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками.
Необходимо заметить, что в данной статье не предлагаются универсальные, подходящие всем детям с РАС, подходы к донесению информации, а лишь возможные варианты, которые в той или иной степени могут способствовать лучшему результату работы с ребенком, если они ему подходят.
Занятие строится всегда по определенному плану, который ребенком постепенно запоминается как ряд знакомых ему, планомерно наступающих действий. Ребенок с РАС не ощущает скорость течения времени в полной мере и, поэтому, стоит применять часы с отсчетом времени урока и четким его окончанием. Например - электронное табло с обратным отсчетом времени, будильник со зрительно понятным выставлением времени окончания урока. Важно также подобрать приятное для конкретного ребенка цветовое решение часов, т.к. дети с аутизмом часто имеют цветовые предпочтения и другие цвета их могут раздражать.
Также, для плавного продвижения по занятию и понимания ребенком хода уроков подходят карточки для альтернативной коммуникации PECS, на которых изображены планируемые в этот день действия, которые ребенок будет производить. Они должны быть знакомы ребенку, правильно им пониматься, либо плавно и постепенно вводиться в работу, если деятельность, изображенная на карточке, ещё не знакома. Карточки можно убирать по мере выполнения ребенком заданий.
Для более продуктивной работы с ребенком с РАС в окружающем пространстве не должно быть отвлекающих его предметов и цветовых пятен, минимум игрушек, которые могут забрать на себя его внимание.
Начинать работу с ребенком с РАС необходимо с установления теплого эмоционального контакта в данный конкретный момент. Лучше всего использовать игровые технологии.
В начале занятия стоит использовать приёмы логоритмики, подобрать наиболее интересный ребенку вариант, постепенно заменяя на другую, по мере того, как ребенок будет ее заучивать или она ему надоест.
Пример: Музыкальная игра с ускорением темпа "Как живёшь?"
- Как живешь? – Вот так! (Показывают большие пальцы.)
- Как идёшь? – Вот так! (Шагают на месте)
- Как бежишь? – Вот так! (Бег на месте.)
- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)
- Как берёшь? — Вот так! (Хватательные движения рук)
- А даёшь? — Вот так! (Открыть ладони)
- Как шалишь? — Вот так!( Хлопают себя по надутым щекам.)
- А грозишь? – Вот так! (Погрозить пальчиком)
- Как скачешь? – Вот так! (Подскок)
- А плачешь? – Вот так! (Руки в кулачки, крутим около глаз.)
- Топаешь? – Вот так! (Потопать)
- Хлопаешь? – Вот так! ( Похлопать.)
Такая деятельность помогает наладить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком и включить его в деятельность. Важно подобрать интересный ребенку стихотворный ритм и содержание.
Далее можно пробовать приступать к основной деятельности занятия. Учитывая, что внимание детей с РАС крайне неустойчивое, интерес к деятельности может быстро угаснуть, особенно к новому и сложному материалу, необходимо постоянное переключение, смена деятельности с плавным возвращением к изучаемым темам.
Для этого можно использовать приемы музыкотерапии, включая аудиозаписи музыкальных произведений (например - детские танцевальные песенки или легкую классическую музыку, возможно этническую музыку с легким медитативным уклоном), сопровождаемые пальчиковой гимнастикой.
Если ребенок не ограничен в пространстве, скорее всего он попытается в ходе занятия уклоняться от него, пытаться встать с места, перейти в другое помещение. В этом случае может помочь танцевальная пауза из приятных ребенку мелодий с постепенным привлечением его к месту занятия и мягким усаживанием.
Во время занятий можно делать паузы с использованием арт-терапии, использовать пластилинографию в сочетании с работой кистью, красками, ватными палочками, губкой и др. и комбинировать эти материалы. При этом стоит предлагать ребенку выполнить работу по теме занятия. Таким образом будет закрепляться материал и ребенок успокоится, если имеет место перевозбуждение от усвоения нового материала, от продолжительной напряженной работы.
Так как ребенок с РАС не может долго удерживать интерес при усвоении материала, на занятии будет эффективно переключать внимание ребенка и использовать различные материалы и предметы, предлагать ребенку манипулировать ими различным образом (выкапывать из песка, доставать из мешочка, прятать, обменивать, перекладывать и подбрасывать, собирать из кусочков, обводить пальцем или фломастером, слеплять из различных материалов). Это позволяет получать информацию различными способами, включать в работу различные анализаторы и стимулировать разные зоны головного мозга, порой используя несколько комбинаций сразу.
Если ребенок уже читает, стоит включить в занятие прочтение небольшого текста по теме занятия. Текст должен быть понятен ребенку, написание букв знакомо, шрифт удобен для чтения, буква Ё должна иметь две точки сверху, если ребенок не может различить при чтении звучание Е от Ё.
Тексты стоит подбирать в соответствии с уровнем понимания ребенка и чаще использовать стихотворные формы для лучшего запоминания, так как такие тексты помогают легче воспринимать образы, ритм стиха позволяет ощущать структуру текста, тренирует память, а это, в свою очередь, развивает головной мозг, мышление и память, обогащает словарный запас. Через стихи усваиваются новые словоформы и развивается речь, формируется фонетический слух. Стихи помогают различать звуки, способствуют запоминанию правильного произношения.
Если ребенок с РАС, умеющий читать, отказывается это делать, не нужно его заставлять, пусть взрослый читает стихотворение сам, но оставляет возможность ребенку закончить строчку либо произнеся последний слог, либо слово, постепенно увеличивая тот объем недосказанного окончания строки, который сможет осознать и произнести ребенок.
В конце занятия стоит повторить изученный материал коротким опросом ребенка. Либо резюмировать пройденное в виде понятных ребенку карточек, рисунков, предметов. Говорящему ребенку можно помочь произнести главные тезисы, названия, слова, произнося начало и предлагая ему произнести окончание самому.
Нельзя не упомянуть, что ребенок с РАС нуждается в поддержке на любом этапе познания мира или наук. Поэтому немаловажное значение имеет поощрение в той или иной степени любых, даже самых незначительных достижений ребенка. В этом вопросе может быть важна любая деталь. Поощрением может служить то, что интересно и нужно ребенку. На первых порах это может быть угощение, но постепенно стоит переходить от продуктов питания к интересным ребенку предметам. Это может быть что угодно: наклейки, буквы, бусины, кусочки красивой ткани, красивые маленькие игрушки, камешки, смайлики…. Кто-то из детей всё же будет продолжать получать радость от кусочка шоколада или маленькой конфеты (например М&М). В этом нет ничего плохого, если у ребенка нет аллергии и это не вредит здоровью. Возможно, на данном этапе именно эти предметы имеют большее значение для ребенка, что может измениться в любой момент.
Подводя итог, хочется сказать, что работа с детьми с РАС – сложная и трудная, но, в то же время, она позволяет взявшемуся за неё человеку всегда быть в тонусе, развиваться самому и всегда находить новые способы решения встающих перед ним задач.
Всё возможно, главное – не сдаваться и результат обязательно будет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»
Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра
В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) в ГОБОУ Мончегорская КШ
Своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь реализуется:в продуманной организации школьной жизни детей;в поддержке учи...

Имитация - как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра
Имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение. Имитация буквально означает «делать то же самое». Большинство детей не нужно целенаправленно учить имити...
Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) по адаптивной физической культуре (надомного обучения 1-4 класс)
Цели программы:Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.Способствовать общему...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...










