Конспект логопедического занятия по формированию звуковой культуры речи для детей 5-6 лет "Звук П"
план-конспект

Картавцева Елена Борисовна

Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет по формированию звуковой культуры речи "Звук П".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_19._zvuk_p.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию звуковой культуры речи

для детей от 5 лет до 6 лет

Занятие № 19

«Звук [П]»

(__.01.2021)

Цель: Познакомить со звуком П.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- познакомить со звуком П

- закрепить понятие «согласный звук»

- учить выделять  звук в потоке звуков,слогов, слов

- учить выделять первый звук в слове

- развитие звукового анализа слога ГС (ап, ип, уп)

- учить подбирать антонимы

Коррекционно – развивающие:

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– вызывать эмоциональный настрой на занятии

– воспитывать умение слушать друг друга

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие            - физическое развитие         - социально-коммуникативное    - познавательное

Виды детской деятельности:

- игровая            - двигательная           - коммуникативная.

Оборудование: картинка Пых, картинки со звуком П: паук, тапки, капуста, сапоги, пчела, шапка, шляпа, парашют,  помидор, плащ  цыпленок, пальма,тополь, попугай,  картинки без звука П: утка,  жук, кит, диван, Синий Звуковичок, индив-но синие и красные кружки, цветные карандаши, рабочие тетради Гомзяк О.С., схема слова

Ход занятия

Содержание занятия

Речевой материал

Оборудование

I. Организационный момент

Логопед: - Давайте повторим правило:

«Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай»

II. Работа по теме

- Артикуляция звука

- Характеристика звука.

- Игра «Подбери картинку» (отбор картинок с нужным звуком)

- Физминутка «Пятачок», -пальчикоавя гимнастика «Мизинчик»

- Игра «Прятки»

 (определение места звука в слове)

- Звуковой анализ

- Работа по тетрадям Гомзяк О.

 С.

Игра «Наоборот» (антонимы)

Логопед: 

- Каким цветом обозначаем звук М, В, Н? (синим). Почему? (они согласные) Почему их так называют «согласные»? (воздух встречает преграду)

  • Сегодня я хотела вас познакомить еще с одним звуком. Но сначала послушайте снова историю. Однажды я отправилась на чердак. А вы когда-нибудь поднимались на чердак? Я думала,что там никто не живет. Но оказалось, что...:
  • На самом темном чердаке
    Живет Косматый Пых.
    На чердаке, на сквозняке,
    Среди забытых книг.

    Он летней ночью, в тишине
    Картинки смотрит при луне.
    Он дождик пьет, и ветер ест.

    Он не боится высоты,
    А если мне не веришь ты,
    Дождись, приятель, темноты,
    И сам пойди, проверь...

Логопед: Вот и я решила посидеть на чердаке и увидеть Пыха. Вот он

  • В его имени есть звук, с которым мы сегодня и познакомимся. Пых очень любит пыхтеть: пых-пых-пых. За это его и назвали Пыхом
  • И вместе с ним мы познакомимся со звуком П

Артикуляция звука.

  • Когда мы  произносим звук П, то наши губы соединяются, образуют преграду, как дверцу, воздух не может проходить, он натыкается на эту преграду, поэтому мы не можем петь этот звук. Голосовые связки отдыхают.

Характеристика звука.

Логопед: Как вы думаете, гласный или согласный звук? (Это согласный звук. Его нельзя петь). Верно. Его нельзя петь, есть преграда — это наши губы. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? (Синим  кружком). Правильно. Потому что он согласный. - Такие звуки будут жить на улице Синего Звуковичка в синем домике.

Логопед: Я очень подружилась с Пыхом и рассказала ему о вас, какие вы умные детки, что мы очень любим играть в игру «Внимательные ушки». Пых не знал эту игру, но я ему рассказала, и  когда он попробовал, то у него не получилось. Давайте мы ему покажем, как вы справляетесь с этим заданием. Хлопните в ладоши, когда услышите звук П: а, у, к, п, т,п,м, и, о, п, в, н,п, ап, ит,ам, оп, он, уп

Логопед: Пых сидел у себя на чердаке и никак не мог в книжке найти картинки со звуком П. Нужно ему помочь. (на доске картинки со звуком П и без него. Дети называют картинки со звуком П).

  • Затем из оставшихся картинок выбрать те, которые начинаются со звука П. (звук П на первом месте)
  • Молодцы, вы справились с заданием и я расскажу об этом Пыху. У Пыха появился друг поросенок Пятачок. И все вместе немножко отдохнем

Физминутка, пальчиковая гимнастика

Физминутка «Пятачок»

Поросенок пятачок отлежал себе бочок,

   Встал на ножки, потянулся, (потянулись)

   А потом присел, нагнулся, (имитируем движения)

   И немножко поскакал,  и немножко пошагал

   И руками помахал (имитируем движения)

   А потом опять прилег, но уже на левый бок.

Мизинчик

(пальчиковая гимнастика)

А из пальцев

Мой любимчик

Самый маленький –

Мизинчик!

Потому что если только

С кем поссорюсь невзначай,

Попрошу его тихонько:

- Поскорее выручай!

Логопед: Ребята, а вы знали, что звук в словах может прятаться в разных местах: в начале, в середине, в конце. И мы сейчас вместе с Пыхом попробуем отыскать звук П в словах, который решил поиграть с нами в прятки.

  • Скажите, где спрятался звук П в слове «паук»? (в начале слова)
  • Скажите, где спрятался звук П в слове «попугай»? (в начале слова)
  • Скажите, где спрятался звук П в слове «тапки»? (в середине слова)
  • Скажите, где спрятался звук П в слове «цыпленок»? (в середине слова)

(Логопед показывает место расположения звука на схеме слова, дети повторяют на своих местах)

Логопед:  Давайте для Пыха покажем, какие мы волшебники и превратим звуки в кружочки

  • Как вы думаете, сколько звуков я произнесла АП? (2)
  • Какой первый звук? (А). Каким цветом обозначим и почему? (красным, он гласный)
  • Какой 2-ой звук? (П). Каким цветом обозначим и почему? (синим, он согласный).
  • Потом в гости к звуку П пришел звук И. И стали они напевать другую песенку: ИП.
  • Сколько звуков вы услышали? (2)
  • Какой первый звук? (И). Каким цветом обозначим и почему? (красным, он гласный)
  • Какой 2-ой звук? (П). Каким цветом обозначим и почему? (синим, он согласный).

Логопед:  работа по тетрадям Гомзяк

Логопед: Еще рассказала Пыху, что мы умеем с вами подбирать слова-наоборот. Они будут начинаться на звук П:

еж колючий — белка ...пушистая

дорога кривая — прямая

волосы кучерявые — прямые

Пых , Книга В. Татаринов «Про Пыха» (стихи)

Синий Звуковичок

паук, тапки, капуста, сапоги, пчела, шапка, шляпа, парашют,  помидор, плащ  цыпленок, пальма,тополь, попугай,утка,  жук, кит, диван,

схема слова (полосочка)

III. Рефлексия

Логопед: Ребята, наше знакомство со звуком П подошло к концу и нам пора прощаться с Пыхом. И нужно сказать ему на прощание слова со звуком П (плащ, попугай, цыпленок...)

- Вы все работали очень хорошо, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»

Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»...

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию интерактивный семинар-практикум, нацеленный на активное включение воспитателей в систему работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах. Обозначены напра...

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»

Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....