Технологии, методы и приёмы коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья

Царенкова Людмила Васильевна

технологии коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Царенкова

МКОУ «Илирская СОШ № 2», п. Прибрежный,

Братского района, Иркутской области

 

Технологии, методы и приёмы коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и тот факт, что появились обновлённые требования к содержанию образовательной деятельности  для данной категории учащихся в условиях реализации ФГОС уже говорит о том, что мы живём в гражданском обществе, у которого есть будущее.

ФГОС предполагает создание в каждом образовательном учреждении специальных условий, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии школьников. Создать эти условия и осуществлять квалифицированную коррекцию в образовательном учреждении должны специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед и психолог [1].

В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья [7]. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ОВЗ разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ [3].

Во многих образовательных организациях родителям (законным представителям) предоставляется право выбора формы получения образования. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение, предоставляющие возможность для успешного присвоения культурного опыта каждым ребёнком с учётом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей [9]. 

 Цель деятельности учителя- дефектолога  заключается:

  • в  обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении; в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.
  • в обеспечении   помощи детям с низким уровнем школьной мотивации получения образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих  проблем в освоении образовательной программы.

Существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем- дефектологом, к которому пришёл ребёнок с ОВЗ [8].

Методы и приёмы, которые я использую в своей коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории

К традиционным методам относятся:

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).

3. Практические (практические упражнения, графические работы).

При использовании словесных методов в коррекционной работе необходимо иметь в виду, что вопросы учителя- дефектолога должны быть хорошо продуманы и чётко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение учителя-дефектолога часто требует повтора. Рассказ также должен быть лаконичным, чётким, эмоциональным и выразительным.

Дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определённые требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно чёткими и доступными пониманию детей.

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определёнными знаниями [5].

Исходя из опыта своей работы, видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.

В дополнение к традиционным методам воздействия, я активно использую нетрадиционные формы, методы и приёмы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции [4].

К таковым можно отнести:

1. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребёнка. Можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребёнка, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

2. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребёнка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.

3. Песокотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребёнка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

4. Особое место занимает дидактическая игра. Ребёнок с ОВЗ усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

В своей работе я использую игры и игровые упражнения известного автора В. В. Воскобовича. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными [2].

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Технология В. В. Воскобовича заключается в построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь.

Игры Воскобовича – это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии, что и требует сегодня от нас ФГОС. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей [6].

Используя технологию Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьми и осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребёнку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».

Литература

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Аникушина Е. А., Бобина О. С., Дмитриева А. О., Егорова О. Н., Калянова Т. А., Мамонтова М. Ю., Старцева С. П., Фомин В. С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.

3. Беличева С. А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями – М., 1998.

4. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. М., 2003.

5. Инновационные технологии в методической работе ДОУ : планирование, формы работы/ авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград : Учитель, 2014

6. Игры Воскобовича: развивающие занятия для дошкольников | Дефектология Проф: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/igryi_voskobovicha_razvivayushhie_zanyatiya_dlya_dlya_doshkolnikov/ 

7. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2002.

8. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. – М., 1999.

9. Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)»

quot;Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....

Работа учителя-дефектолога в МБОУ школе № 8 в условиях ФГОС.

Основные цели, задачи и направления  деятельности учителя- дефектолога с детьми с ОВЗ и учащимися с низким уровнем школьной мотивации в условиях школы....

Статья "Методы и технологии коррекционной работы учителя-дефектолога"

В статье представлены методы и технологии, используемые в работе учителя-дефектолога....

«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде....