Особенности сенсорного развития обучающихся с ТМНР
методическая разработка

Васильева Надежда Мансуровна

Данная презентация посвящена особенностям сенсорного развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Исследование сенсорного развития является важным аспектом в понимании познавательной активности ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. Сенсорное развитие включает в себя восприятие основных свойств объектов — форма, цвет, величина, запах и вкус, что играет решающую роль в овладении новыми способами предметно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Особенности сенсорного развития обучающихся с ТМНР

Изучение сенсорного развития ребенка – один из классических научных вопросов, занимающих внимание зарубежных и отечественных исследователей на протяжении многих лет.

 (Слайд 2) Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина дают такое определение: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Это развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

У обучающихся с ТМНР сенсомоторное развитие отстает по срокам формирования от нормы и проходит неравномерно. Обычно у таких детей отмечается отставание от возрастных норм развития в объёме зрительного восприятия и специфические недостатки моторики. Всё это затрудняет их знакомство с окружающим миром. Именно потому при занятиях с такими обучающимися необходимо уделять внимание развитию сенсомоторных качеств.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 (Слайд 3) Значение сенсорного развития состоит в том, что оно дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Большую роль в обучении детей с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.

 (Слайд 4) Состав обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (ТМНР), весьма разнороден. Тяжелая форма интеллектуальной недостаточности может сочетаться с различной неврологической симптоматикой, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями. Наряду с недоразвитием всех психических процессов отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие. Установление эмоционального контакта со взрослыми, потребности в общении у детей в большинстве случаев не возникает. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.

Обучающиеся с ТМНР не способны воспринимать различные раздражители даже при сохранных органах чувств. Они манипулируют с предметами хаотично, неупорядоченно, не учитывая свойства предметов, не переносят знания и опыт в новую ситуацию и тем самым не овладевают поисковыми способами ориентировки в окружающем.

Сенсорное воспитание обучающихся с ТМНР направлено на развитие перцептивных действий, т.е. действий восприятия, в процессе которых дети выявляют свойства разнообразных объектов. В процессе рассматривания-обследования объектов окружающей действительности у обучающихся постепенно происходит накопление чувственного опыта в сочетании с моторной активностью, развиваются зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

        Этапы сенсорного развития:

 (Слайд 5) 1. На первом этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.

- учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек): игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка», «Найди колокольчик».

- научиться пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».

-узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке»

- сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».

(Слайд 6) 2.   Второй этап - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить ребенку всё это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.

3. Третий этап обучения - формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Обучающихся учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная.

4. Четвертый этап - создание условий для самостоятельного применения обучающимися освоенных знаний и навыков (группировка предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).

(Слайд 7) Обучающиеся с ТМНР требуют постоянного руководства педагога так как они не способны получить специфические характеристики обследуемого предмета из-за недостатка активности, не могут самостоятельно овладеть основными способами усвоения общественного опыта, и проанализировать воспринимаемые сведения.

Можно сделать вывод, что успешному восприятию и усвоению сенсорных эталонов у обучающихся ТМНР препятствуют возникающие трудности организации собственной деятельности. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками являются основной формой работы по сенсорному развитию обучающихся с ТМНР. Дидактическая игра – это эффективный метод обучающего воздействия. Ее роль заключается в том, что сама игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.

Необходимо сделать так, чтобы игра была доступна и понятна для обучающегося. Только в этом случае она будет способствовать его развитию. Занятия с пособиями позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции - восприятие, память, внимание, речь, развивать интеллектуальные и творческие способности, мелкую моторику.  

С моей ученицей мы находимся на первом этапе сенсорного развития, так как Анна имеет только элементарные представления о цвете, форме, величине и выполняет задания с помощью педагога, после многократного повторения инструкции.

(Слайд 8) Видео с прищепками

(Слайд 9) Видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сенсорного развития

Особенности сенсорного развития...

Сенсорное развитие детей с ТМНР

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к ...

"Особенности сенсорного развития детей с ОВЗ."

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушени...

«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...

Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Материал содержит информацию об особенностиях психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями...

Мастер-класс для педагогов на тему : «Сенсорное развитие детей с ТМНР через дидактические игры»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Сенсорное развитие детей с ТМНР через дидактические игры»Цель мастер-класса:Познакомить педагогов с минимальными затратами сил и времени осуществлять це...

Анализ работы по методической теме: "Сенсорное развитие обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Изучения и практическое применение методов сенсорного развития у детей с РАС для улучшения их адаптации, обучения и качества жизни....