Семинар-практикум Технология «кроссенс» это новый метод, используемый в работе с детьми с ОВЗ .
методическая разработка
В результате использования технологии «Кроссенс» у дошкольников с ОВЗ
повышается уровень развития всех познавательных процессов, игровые упражнения помогают формированию навыков пространственной ориентировки, повышается мотивация детей в продуктивно-исследовательской деятельности, становится совершеннее речь детей, что дает непосредственный успех в успешной подготовке детей к обучению в школе.
Технология кроссенс позволяет решать проблемы развивающего,
дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Технология «кроссенс» это новый метод, используемый в работе с детьми с ОВЗ .
Актуальность
Изменения, которые происходят в системе образования, введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заставляет нас педагогов пересматривать старые методы, формы и содержание работы с дошкольниками.
Технология «кроссенс» это новый метод, используемый в работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование в работе нетрадиционной технологии «кроссенс» способствует развитию познавательной активности, любознательности, заинтересованности, повышению внимания у дошкольников.
Методическая разработка предназначена для работы педагогов, логопедов
дошкольных образовательных учреждений с детьми старшего дошкольного возраста.
Данную разработку можно адаптировать и использовать как часть образо-вательной деятельности: формирование математических представлений,
развитие речи, ознакомление с окружающим, познавательно- исследовательской деятельности, на дифференциацию и автоматизацию звуков логопедом, а также в качестве творческого задания для детей совместно с родителями.
Материалы можно использовать в групповой, индивидуальной, подгрупповой
работе.
«Познавательное развитие» предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством познавательно - исследовательской деятельности, формирование целостной картины окружающего мира, формирование элементарных математических представлений, расширения кругозора.
Практика показывает, что дошкольники с ОВЗ проявляют повышенный
интерес, к образовательной деятельности, в том случае, когда заинтересованы чем-то новым, неизвестным. В этом случае информация выглядит интересной, почти волшебной. Задача педагога сделать образовательную деятельность занимательной и интересной. Для этого в образовательной деятельности используются не только традиционные формы работы, но и нетрадиционные технологии, что способствует развитию познавательной активности, любознательности, заинтересованности и
концентрации внимания.
Внедрение в образовательную деятельность новой технологии «кроссенс»
способствует более глубокому взаимодействию работы педагога и ребенка, и
позволяет достигнуть более высоких результатов.
Цель данной методической разработки - создание условий для развития
логического и творческого и неординарного мышления детей с ОВЗ посредством использование технологии кроссенс.
Использование данной технологии позволяет решать следующие задачи:
- научить детей классифицировать и обобщать предметы, явления, действия;
- научить детей определять пространственные отношения символов,
картинок расположенных в таблице;
- развивать речь, пополнять активный словарь, умение связно
мыслить, составлять рассказы;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать образное, логическое мышление;
- развивать смекалку;
- тренировать внимание, память;
- воспитывать выдержку, умение слушать других детей.
Актуальность и педагогическая целесообразность материалов объясняется необходимостью создания специальных условий в дошкольных учреждениях, способствующих полному раскрытию познавательного и творческого потенциала у детей, а также удовлетворению запросов родителей на получение качественных знаний.
Практическая значимость материалов заключается в эффективном
использовании в работе технологии кроссенс с детьми с ОВЗ
Ведь именно в возрасте 5-7 лет идет постепенная замена непроизвольного внимания на произвольное. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Какая бы не была хорошая память у ребенка и сколько бы мы не повторяли одно и тоже, но, посмотрев картинку и запомнив изображение, ребенок уже будет ассоциировать увиденную картинку с
услышанным словом. В результате подобной работы повышается процесс усвоения и запоминания заданного материала.
Достоинства технологии кроссенс:
1. Кроссенс - коллективная форма работы, которая способствует сплочению коллектива, созданию положительной атмосферы соперничества.
2. Дошкольники быстрее запоминают материал, открывают новые понятия, обмениваются идеями, предположениями, представлениями, решениями.
3. Применение метода кроссенса помогает создать ситуацию успеха.
Дошкольники могут начать расшифровывать кроссенс не с первой картинки, а с любой другой картинки, которая им знакома. Таким образом, каждый ребенок сможет рассказать о своей картинке.
4. Метод кроссенс способствует познавательному развития детей с ОВЗ посредством занимательных творческих игровых заданий, направленных на индивидуализацию и развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Регулярное использование данных материалов направлены на развитие:
- сформированности у детей обобщений и ассоциативных связей, соответствующих возрасту;
- сформированности умения правильно употреблять в речи:
существительные, прилагательные, глаголы, предложно-падежные окончания;
- восприятие зрительно - пространственных отношений соответствующих возрасту;
- сформированности знаний по разным разделам программы, повышению уровню подготовки детей к школе.
Современный ребенок должен овладеть не только определенной суммой знаний и умений, но и активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать речевой активностью.
Основная часть
1.1 Познавательное развитие как средство развития старшего
дошкольника.
Современное общество нуждается в людях, способных принимать
нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные
ситуации.
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности
человека внедряются новые технологии. Сегодня перед педагогами в рамках ФГОС стоят непростые задачи: подготовить дошкольников с ОВЗ к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных на работу в мире стремительно меняющихся технологий.
Детство - является важнейшим этапом становления образованности личности и познавательной культуры.
Старшие дошкольники с ОВЗ, какие они? Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Для повышения познавательного интереса ребенка, важно показать, что окружающий мир был не всегда таким, какой сейчас, он все время меняется.
Старшие дошкольники с ОВЗ характеризуются:
- усидчивостью, они более сосредоточены на одном предмете, долго не теряют
интерес;
- избирательностью;
- способностью вникнуть в сущность отношений между объектами,устанавливая между ними связь дошкольники обращают внимание, как оживает природа после дождя и приходят к выводу, что всему живому на земле нужна вода;
- стремлением опытного поиска на поставленный вопрос, им нравится роль
исследователя;
- стремлением участвовать в проектной деятельности;
- обогащением опыта по интересующим вопросам, дети более осознанно
отвечают на вопрос о будущей профессии, я буду ветеринаром, потому хочу, чтобы животные были здоровы. Или еще один пример: я хочу быть балериной, потому что они красиво выступают на сцене.
Данный дошкольный возраст это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов. В этом возрасте более устойчивым становится внимание, совершенствуется речь, звукопроизношение, пополняется активный словарь. Развивается продуктивное воображение, вырастает потребность в общении со сверстниками и взрослыми, повышается стрессоустойчивость: дошкольники спокойно идут в детский сад, отпускают маму, уверенно ведут себя на праздниках.
Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных
изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Проблема развития познавательных процессов актуальна в старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что скорость развития современных детей, отличается от скорости развития детей, наблюдавшихся 10-15 лет назад. К этой проблеме обращались многие отечественные педагоги и психологи прошлого (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др).
Познавательное развитие включает в себя несколько направлений:
1) Формирование элементарных математических представлений это
знакомство с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами, частями суток, составлением и решением задач, примеров, ориентировке в пространстве и на листе бумаги, закреплению понятий
«больше», «меньше», «равно». Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке.
2) Ознакомление с социальным миром: формирование первичных
представлений о себе, других людях, социокультурных ценностях нашего народа,воспитание любви к своей малой родине, к своей стране, к бабушкам и
дедушкам, к родителям. Продолжать знакомить детей с традициями нашего народа, с народными и государственными праздниками, символами нашей страны.
3) Ознакомление с предметным окружением: систематизация знаний о предметах ближайшего окружения. Продолжать знакомить с миром профессий, орудиями труда, со свойствами и качеством разных материалов, выявлять причины и следствия, умение их устранить.
4) Ознакомление с миром природы: формирование знаний о планете Земля –
как общем доме для всего живого, об особенностях ее природы, климата.
Продолжать знакомить с животным и растительным миром. Дать представления о воде как источнике жизни, о сохранении и бережном отношении к водным ресурсам, к обитателям рек, озер, морей и океанов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле. Дать понятие, что такое Красная книга, и для чего она нужна.
5) Развитие познавательно - исследовательской деятельности - это
обследование объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними.
Какие же задачи познавательного развития ставит программа воспитания и
обучения.
1) Обогащать сознание детей, информацией о мире, способствующей
формированию кругозора.
2) Упорядочивать накопленные и полученные знания и представления о
мире.
3) Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное
(хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное (хочу знать).
4) Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и
самостоятельность в поисково - исследовательской деятельности.
5) Совершенствовать навыки логического мышления через занимательные
задачи. Самого пристального внимания требует вопрос организации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в том, чтобы при наименьших затратах времени дать детям наибольшее количество информации.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально практическим путем. Каждый малыш - маленький исследователь, путешественник и первооткрыватель, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Ребенок - дошкольник стремится к активной познавательной деятельности, поэтому важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать дальнейшему развитию.
Познавательное развитие напрямую связано с развитием умственных
способностей. И от того как у ребенка развиты умственные способности будет
зависеть и успешное обучение в школе.
1.2 Использование технологии «кроссенс» в развитии познавательной
активности и креативного мышления.
Возраст 5-7 лет особо важен в развитии способности к логическому мышлению и осмыслению причинно- следственных связей.
Как можно развивать логическое мышление и его мыслительную деятельность
интересно, творчески, нестандартно, но в то же время качественно и эффективно.
Использование в современном воспитании и обучении нетрадиционных методов и форм дают положительные результаты. Их использование способствует повышению познавательной активности, развивает наглядно- образное мышление, коммуникативные навыки, навыки работы с информацией.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.
Технологии развивающего обучения «ТРИЗ», «синквейн», «интеллект- карты» способствуют формированию креативного мышления, сотрудни-чества, коммуникации.
В данной методической разработке рассматривается использование технологии «кроссенс» как одной из эффективных форм познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии
обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.
Основная цель использование кроссенс – технологии придумывание и решение загадок, головоломок, ребусов.
Метод «Кроссенс» был разработан С. Фединым - писателем, педагогом,
математиком и В. Бусленко, доктором технических наук, художником и философом.
Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления: анализ, синтез, ассоциации, поиск информации. Использование данного метода в образовательной деятельности дает положительный результат. Его можно использовать для детей с разным уровнем знаний, применять для разных степеней обучения, в любых видах образовательной деятельности.
С помощью данной технологии воспитатель может сформулировать тему
занятия, постановку цели, закрепление и обобщение, систематизации полученных ранее знаний. Такие творческие задания повышают инициативность, развивают творческое воображение, фантазию, логическое мышление, креативность. У детей формируется познавательная и коммуникативная деятельность.
Технологию «Кроссенс» я адаптировала для детей с ОВЗ .
На начальном этапе применения технологии учила составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимо-связи предметов и явлений. Показывала направления решения кроссенса: его можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Картинки, которые я использовала в данной технологии, должныбыть простые, красивые, четкие, без лишних деталей.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами
(предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и
явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление. Воспитатель может создавать разноуровневые задачи, что дает возможность двигаться от простого к более сложному.
Технология «Кроссенс» представляет собой квадрат из 9 ячеек. В каждой из
ячеек может быть расположена картинка, символы, знаки и т.д. В центре таблицыможет быть квадрат со знаком «?» или итоговая картинка. По желанию педагога этот квадрат может быть связан со всеми изображениями. Обычно устанавливают связь по периметру между ячейками1-2; 2-3; 3-4; 4-5; 5-6; 6-7; 7-8; 8-9.
Читать следует слева – направо, или сверху –вниз по столбикам. Можно
прочитать кроссенс, используя центральную картинку как основную, а от нее провести ассоциации. Так как у дошкольников наблюдается низкая сформированность зрительно-пространственных представлений, то могут возникнуть трудности в восприятии материала. Поэтому предполагается на начальном этапе определять направление, показывая стрелочками от одной цифры к другой.
Этот способ называется улитка.
1 2 3
8 9 4
7 6 5
Это способ называется солнышко.
1 2 3
8 9 4
7 6 5
Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:
- Определить тематику(можно использовать тему недели, тему занятия, или выбрать любую тематику),общие идеи.
- Выделение частей имеющих отношение к данной тематике или идеи.
- Нахождение связей между картинками, определение
последовательности.
- Выделение отличительных черт, особенностей каждой картинки.
- Определение последовательности.
- Концентрация смысла в одной картинке.
-Подбор картинок.
- Итог.
Применение кроссенса может иметь множество вариантов. Подобранные в
соответствующей последовательности элементы могут быть использованы на любом этапе обучения детей:
- на стадии определения темы образовательной деятельности;
-для определения и постановки главной задачи;
- как закрепления пройденного материала;
- как итоговое мероприятие;
-как творческая совместная работа родителей с детьми.
Технология«кроссенс» позволяет:
- учить детей классифицировать, обобщать предметы, явления, действия;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения элементов, расположенных в таблице;
- развивать нестандартное логическое мышление;
- развивать образное мышление;
- учить составлять предложения, короткие рассказы;
- развивать активный словарь;
- воспитывать интерес и положительные эмоции.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами
(предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Этот метод может иметь несколько правильных ответов, не нужно устанавливать единственную установленную педагогом связь. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Также использование в технологии «кроссенс» воспитательных задач позволяет воспитывать в детях такие качества, как уважение к своим товарищам, выдержке, дружбе, умению видеть красоту, интерес к процессу познания.
Начинать следует работу с самого легкого, и переходить к более сложному.
Задания в кроссенсе подобраны с учетом лексических тем. Это дает возможность расширять, закреплять, систематизировать поставленные задачи по лексической теме.
Для начала работы, надо опредлить тему, а затем постепенно расширять
ассоциативный ряд. Например: картинки птица и самолет. Дети смогли определить, что и птица и самолет могут летать. Что и у самолета и у птицы есть крылья. У самолета есть шасси, а у птицы лапки.
Также для ознакомления с технологией «Кроссенс» рассматривались простые
картинки и устанавливались взаимосвязи между ними.
Например: Змей Горыныч-ковер-самолет-ступа. Какая взаимосвязь между этими предметами? Они все умеют летать. А какая еще деталь, объединяет эти предметы? Да это еще и средство передвижения героев в сказках. Затем включая свое воображение, дети начинали вспоминать, в каких сказках, кто летал на Змее Горыныче, ковресамолете и в ступе.
У дошкольников повышается познавательный интерес, активизируется словарь, пополняется словарный запас, дошкольники учатся думать, отстаивать свои суждения, доказывать свою теорию.
Еще один пример работы с кроссенс:
кость - баба Яга - пират с костылем.
Какую взаимосвязь можно провести?
Кость есть у всех людей, из костей состоит скелет.
Бабу Ягу дразнят «Костяная нога». Костыль похож на кость, заменил
ногу пирату, следовательно, с его помощью можно передвигаться.
Метод кроссенса можно использовать как творческое задание для детей и
родителей. Такие задания повышают инициативность, развивают воображение,
фантазию, творческое и логическое мышление, у дошкольников формируется
познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
Внезапно ворвавшаяся в нашу жизнь пандемия изменила и виды работы с
родителями. Наряду с обычными беседами, консультациями, выпуском буклетов в нашем дошкольном образовательном учреждении используется выпуски еженедельных «Пятничных вечеров», где воспитатели группы и логопед делятся информацией, что ребята делали всю неделю, что изучали. Метод кроссенса также можно использовать как творческое задание, когда к одной картинке родители вместе с детьми должны подобрать картинки подходящие по смыслу. Данный метод можно использовать в печатном, электронном и нарисованном виде. В нарисованном виде этот метод лучше всего. Так как дошкольники вместе с родителями составляют рисунки, становятся художниками. Это улучшает взаимопонимание родителей и детей, а также делает процесс более занимательным и интересным.
Пример самых простых игровых заданий метода кроссенс
Кроссенс «Что общего?»
1) Что общего?
Ответ: У ежа и елки есть иголки и ежик, и елка находятся в лесу.
2) Что объединяет почтальона Печкина и кенгуру?
Ответ: У кенгуру на животе есть складка похожая на сумку, где прячется
детеныш. У почтальона Печкина есть почтовая сумка, в которой он носит газеты.
При использовании интерактивной доски удобным вариантом будет на месте
вопроса после того, как дети отгадают ключевое слово сумка, показать его на экране.
3) Загадка про книгу может выглядеть так:
Сшита, как рубашка; листочки есть, как у дерева; рассказывает, как человек
(книга).
Заключение
В результате использования технологии «Кроссенс» у дошкольников с ОВЗ
повышается уровень развития всех познавательных процессов, игровые упражнения помогают формированию навыков пространственной ориентировки, повышается мотивация детей в продуктивно-исследовательской деятельности, становится совершеннее речь детей, что дает непосредственный успех в успешной подготовке детей к обучению в школе.
Технология кроссенс позволяет решать проблемы развивающего,
дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни.
Используемая литература
1.Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в
ДОУ,- СПБ: ООО Издательство «Детство-пресс» 2012 г.
2. Подласый И.П. Педагогика, кн. 2.М.: Владос, 2004 г.
3. Интернет-ресурсы: Сайт Инфоурок для воспитателей. Сайт maam. ru. для
воспитателей. Cайтnsportal.ru. для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми. Подбор родственных слов.
Цель данных упражнений: развитие словарного запаса у детей путём подбора родственных слов....
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости
При работе с ребенком с тяжелой степенью умственной отсталости я столкнулась со значительными трудностями при изучении им печатных букв. Для преодоления этих трудностей я создала и достаточно успешно ...
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква В.
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем с детьми»
Вовлечения родителей в образовательную деятельность, обучения их приемам логопедической работы. Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для п...

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »
Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...
