План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
план-конспект занятия (5 класс)

Бажина Лариса Николаевна

Тема индивидуального занятия для 5 класса второго отделения "Звук "С". Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст "Золотая осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_zvuk_s.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Тема занятия: Звук  «С». Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст «Золотая осень».

Цели: ПСУР. Автоматизация произношения звука с во всех позициях в  словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закрепление правила произношения звонких согласных на конце слов и перед глухими.

 ФРС. Развитие слухового восприятия на материале предложений, слов и словосочетаний  текста «Золотая осень».

 Коррекционно-образовательные задачи:

ПСУР. - закрепить произношение звука с во всех позициях в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения звонких согласных на конце слов и перед глухими;

 - расширять активный предметный, глагольный словарь и словарь определений по теме «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «»Грибы», «Ягоды»;

- закреплять знания о падежах и падежных окончаниях имён существительных.

ФРС. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии, со слуховыми аппаратами и без них;

-Коррекционно-развивающие задачи:

ПСУР. - закреплять самостоятельное произношение звука с;

- развивать навыки словоизменения ;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.

ФРС. - совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитательные задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

Оборудование:

- презентация с учебным материалом по теме «Определи падежи»;

-иллюстрации с изображениями по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»;

- карточки с речевым материалом по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»;

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьница (Ш.): Здравствуйте.

Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо. Аппараты работают.

У.: Давай друг другу улыбнёмся. Какое у тебя сегодня настроение?

Ш.: У меня хорошее настроение.

У.: Отлично, значит, наше занятие пройдёт интересно, и все цели будут достигнуты.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У.: Чему ты учишься на этих занятиях?

Ш.: На этих занятиях я учусь правильно говорить звуки и развиваю свой слух. У.: Зачем правильно говорить звуки?

Ш.: Чтобы люди понимали мою речь.

У.: А почему важно развивать слух?

Ш.: Чтобы я понимала речь других людей и могла общаться.

У.: Правильно.

II Введение в тему.

У.: Определи тему занятия. Послушай стихотворение:

(Карточка № 1.)

Суп с фасолью очень вкусный,

Вкусен и салат капустный.

Сок из спелых абрикосов

Очень вкусен, без вопросов.

Ш.: слушает и повторяет.

У.: Про какие блюда и напитки говорится в стихотворении? Назови их.

Ш.: Суп, сок, салат.

У.: Какой звук первый в этих словах?

Ш.: Звук С.

У.: Значит, тема занятия…

Ш.: «Звук С».

У.: Повтори за мной подчёркнутые в тексте слова: вкусный, вкусен, из спелых, абрикосов, без вопросов.

Ш.: Повторяет.

У.: Мы произнесли звонкие согласные как глухие. Какое правило орфоэпии ты закрепишь сегодня на занятии?

Ш.: Звонкие согласные на конце слов и перед глухими.

У. : Верно. А когда мы собираем урожай овощей, фруктов, ягод, грибов?

Ш.: Осенью.

У.: Правильно.  Текст, с которым мы начали работу на прошлом занятии…

Ш.: «Золотая осень».

У.: Назови тему занятия.

Ш.: называет: «Звук «С». Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст «Золотая осень».

III Целеполагание.

У.: Исходя из темы занятия, сформулируй цели.

Ш.: определяет цели:

-Правильно говорить звук «С»;

У.: В словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

-Соблюдать правило произношения звонких согласных на конце слов и перед глухими.

 -Развивать слух и речь на материале текста «Золотая осень».

 У.: Что ты будешь делать для осуществления этих целей?

Ш.: Я буду

-выполнять задания, речевые упражнения.

- воспринимать  текст «Золотая осень».

У.: Воспринимать текст по предложениям, слова и словосочетания текста на рабочем и резервном расстоянии,  а также без аппаратов.

IV Формулировка критериев оценки.

У.: Если ты  без ошибок выполнишь  задание, то получишь за него 2 балла. Если сделаешь одну или две ошибки, получишь 1 балл, а если больше – 0 баллов.

При оценивании учитывай:

-правильное произношение звука «С»;

-соблюдение правила произношения звонких согласных на конце слов и пред глухими.

 -верное восприятие предложений, словосочетаний и слов текста «Золотая осень».

 Если ты получишь 10 баллов, значит, занималась отлично. Если от 6 до 9– хорошо. Если меньше шести, то надо стараться. Все результаты будешь записывать в оценочную таблицу. В конце занятия подведём итог.

V Работа над произносительной стороной речи.

Учитель (У.):Распредели слова по группам.

Учитель предлагает учащейся иллюстрации с изображениями овощей, фруктов,  ягод,  грибов: капуста, слива, смородина, сыроежка, редис, ананас, брусника, маслёнок, чеснок, абрикос, арбуз, груздь, свёкла, сморчок, фасоль.

Школьница (Ш.): называет, раскладывает картинки по группам, делает обобщение.

У.: какое слово ты не знала?

Ш.: называет.

У.: Набери в поисковике телефона это слово и прочитай  определение.

Ш.: выполняет.

У.: Какое задание ты выполняла?

Ш.: Я распределяла слова по группам.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: Определи место звука с в словах и определи четвёртый лишний. (Предлагает картинки).

Слива, абрикос, свёкла, сыроежка.

Ш.: определяет четвёртый лишний.

У.: какое задание ты выполняла?

Ш.: Я определяла четвёртый лишний.

 У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

  Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: На прошлом занятии мы повторяли падежи имён существительных (Карточка № 2.) Прочитай словосочетания и предложения, определи падеж выделенных имён существительных.

 Компьютерный слайд :

Сварила суп из сыроежек - … п.;

У сосны смородиновый куст - … п.;

Сказал о сливовом соке - … п.;

Собирается за маслятами - … п.;

Следует к абрикосовому саду - … п.;

Ест капустный салат - … п..

Ш.: вставляет падежи в текстовом документе.

У.: Какое задание ты выполняла?

Ш.: Я определяла падеж имён существительных.

Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

 Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: У.: Вспомним правило орфоэпии. (Карточка №3).

Ш.: читает:

Звонкие согласные на конце слов и перед глухими говорим как глухие.

У.: Прочитай словосочетания, соблюдая данное правило орфоэпии (Карточка №4):

Ш.: читает, соблюдая правило орфоэпии:

                                         сладких фруктов, ягод

Богатый урожай

                                              вкусных грибов

 Ш.: выполняет.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я закрепляла правило орфоэпии.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.

У.: Составь предложения по схеме: Саша + Что делает? + Какой? (Какую?) + Что? , где слова, отвечающие на вопросы что делает? и что? представлены в виде иллюстраций.

Карточка № 5.

                             сгребает … … листья.                   полосатый спелый

                             ест … … салат.                                толстые душистые

Саша                   собирает … … смородину.          острый чесночный  

                             сушит … … маслята.                      сухие золотистые

                             рисует … … арбуз.                         сочная кисло-сладкая

Ш.: выполняет.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я составляла предложения.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

У.: Осенью мы не только собираем богатый урожай, но и наблюдаем изменения в природе. На прошлом занятии ты воспринимала текст «Золотая осень» целостно. Сегодня будешь воспринимать его по предложениям. О чём текст?

Ш.: Текст про золотую осень.

У.: Верно. А в каком месяце бывает золотая осень?

Ш.: Золотая осень в октябре.

У.: Продолжи фразу: текст о том,…

Ш.: какие изменения происходят в природе в октябре.

VI Работа над формированием речевого слуха.

У.: Слушай на рабочем расстоянии.

Ш.: воспринимает предложения текста  на рабочем расстоянии.

1.Вот и наступила золотая осень – самая красивая пора года.

2.Осень любит желтые, красные, оранжевые краски.

3.По-прежнему ещё светит солнце ярко, но уже не греет.

4.Небо голубое, высокое.

5.Медленно кружатся в воздухе  и падают на землю разноцветные листья. 6.Ещё цветут поздние осенние цветы.

7.Прозрачен и чист воздух.

8.Ещё тепло.

9.Высоко в небе летят перелётные птицы: гуси, грачи, журавли.

10.Слышны их прощальные голоса.

 У.: Слушай на резервном расстоянии.

Ш.: слушает на резервном расстоянии.

11. Лес принарядился.

12.Тихо в осеннем лесу, лишь шелестят под ногами опавшие листья.

13.Это время очень короткое.

14.Не успеешь оглянуться, как наступит холодная поздняя осень.

У.: Слушай словосочетания и слова на рабочем расстоянии.

Ш.: Слушает и повторяет:

самая красивая пора;

красные, оранжевые краски;

чист.

У.: Слушай на резервном расстоянии:

высоко в небе;

опавшие листья;

голоса.

У.: Сними аппараты. Слушай левым ухом:

это время;

журавли;

солнце светит.

У.: Надень аппараты. Что ты делала?

Ш.: Я слушала фразы, словосочетания и слова.

У.: Оцени себя.

Ш.: вписывает баллы в оценочную таблицу.

У.: На следующем занятии будем воспринимать вопросы к тексту «Золотая осень» и отвечать на них.

VIII Итог занятия.

У.: Наше занятие подошло к концу. Как ты работала? Оцени себя в целом.

Ш.: Я работала хорошо.

У.: Почему ты так решила?

Ш.: Я правильно говорила звук «С», соблюдала правило орфоэпии и верно воспринимала текст по предложениям.

У.: Сколько баллов ты получила в итоге. Посчитай.

Ш.: Я получила … баллов. Значит, занималась отлично (хорошо).

У.: Мне очень понравилось, как ты работала. Что нового ты узнала на занятии?

Ш.: Я узнала новый гриб – сморчок.

У.: Что ты про него выяснила?

Ш.: отвечает.

У.: Что тебе понравилось?

Ш.: Искать в интернете нужную информацию, выполнять задание на компьютере.

 У.: До свидания.

Ш.: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»

Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.

Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна»...

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Тема занятия: "Звук "Л". Автоматизация. Слова с сочетаниями -тся; -ться. Зимние и летние вида спорта" для обучающихся пятого класса второго отделения....