План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
план-конспект занятия (5 класс)
Тема индивидуального занятия для 5 класса второго отделения "Звук "С". Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст "Золотая осень".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Тема занятия: Звук «С». Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст «Золотая осень».
Цели: ПСУР. Автоматизация произношения звука с во всех позициях в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закрепление правила произношения звонких согласных на конце слов и перед глухими.
ФРС. Развитие слухового восприятия на материале предложений, слов и словосочетаний текста «Золотая осень».
Коррекционно-образовательные задачи:
ПСУР. - закрепить произношение звука с во всех позициях в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения звонких согласных на конце слов и перед глухими;
- расширять активный предметный, глагольный словарь и словарь определений по теме «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «»Грибы», «Ягоды»;
- закреплять знания о падежах и падежных окончаниях имён существительных.
ФРС. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии, со слуховыми аппаратами и без них;
-Коррекционно-развивающие задачи:
ПСУР. - закреплять самостоятельное произношение звука с;
- развивать навыки словоизменения ;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.
ФРС. - совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
Оборудование:
- презентация с учебным материалом по теме «Определи падежи»;
-иллюстрации с изображениями по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»;
- карточки с речевым материалом по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»;
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьница (Ш.): Здравствуйте.
Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо. Аппараты работают.
У.: Давай друг другу улыбнёмся. Какое у тебя сегодня настроение?
Ш.: У меня хорошее настроение.
У.: Отлично, значит, наше занятие пройдёт интересно, и все цели будут достигнуты.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У.: Чему ты учишься на этих занятиях?
Ш.: На этих занятиях я учусь правильно говорить звуки и развиваю свой слух. У.: Зачем правильно говорить звуки?
Ш.: Чтобы люди понимали мою речь.
У.: А почему важно развивать слух?
Ш.: Чтобы я понимала речь других людей и могла общаться.
У.: Правильно.
II Введение в тему.
У.: Определи тему занятия. Послушай стихотворение:
(Карточка № 1.)
Суп с фасолью очень вкусный,
Вкусен и салат капустный.
Сок из спелых абрикосов
Очень вкусен, без вопросов.
Ш.: слушает и повторяет.
У.: Про какие блюда и напитки говорится в стихотворении? Назови их.
Ш.: Суп, сок, салат.
У.: Какой звук первый в этих словах?
Ш.: Звук С.
У.: Значит, тема занятия…
Ш.: «Звук С».
У.: Повтори за мной подчёркнутые в тексте слова: вкусный, вкусен, из спелых, абрикосов, без вопросов.
Ш.: Повторяет.
У.: Мы произнесли звонкие согласные как глухие. Какое правило орфоэпии ты закрепишь сегодня на занятии?
Ш.: Звонкие согласные на конце слов и перед глухими.
У. : Верно. А когда мы собираем урожай овощей, фруктов, ягод, грибов?
Ш.: Осенью.
У.: Правильно. Текст, с которым мы начали работу на прошлом занятии…
Ш.: «Золотая осень».
У.: Назови тему занятия.
Ш.: называет: «Звук «С». Автоматизация. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими. Текст «Золотая осень».
III Целеполагание.
У.: Исходя из темы занятия, сформулируй цели.
Ш.: определяет цели:
-Правильно говорить звук «С»;
У.: В словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
-Соблюдать правило произношения звонких согласных на конце слов и перед глухими.
-Развивать слух и речь на материале текста «Золотая осень».
У.: Что ты будешь делать для осуществления этих целей?
Ш.: Я буду
-выполнять задания, речевые упражнения.
- воспринимать текст «Золотая осень».
У.: Воспринимать текст по предложениям, слова и словосочетания текста на рабочем и резервном расстоянии, а также без аппаратов.
IV Формулировка критериев оценки.
У.: Если ты без ошибок выполнишь задание, то получишь за него 2 балла. Если сделаешь одну или две ошибки, получишь 1 балл, а если больше – 0 баллов.
При оценивании учитывай:
-правильное произношение звука «С»;
-соблюдение правила произношения звонких согласных на конце слов и пред глухими.
-верное восприятие предложений, словосочетаний и слов текста «Золотая осень».
Если ты получишь 10 баллов, значит, занималась отлично. Если от 6 до 9– хорошо. Если меньше шести, то надо стараться. Все результаты будешь записывать в оценочную таблицу. В конце занятия подведём итог.
V Работа над произносительной стороной речи.
Учитель (У.):Распредели слова по группам.
Учитель предлагает учащейся иллюстрации с изображениями овощей, фруктов, ягод, грибов: капуста, слива, смородина, сыроежка, редис, ананас, брусника, маслёнок, чеснок, абрикос, арбуз, груздь, свёкла, сморчок, фасоль.
Школьница (Ш.): называет, раскладывает картинки по группам, делает обобщение.
У.: какое слово ты не знала?
Ш.: называет.
У.: Набери в поисковике телефона это слово и прочитай определение.
Ш.: выполняет.
У.: Какое задание ты выполняла?
Ш.: Я распределяла слова по группам.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: Определи место звука с в словах и определи четвёртый лишний. (Предлагает картинки).
Слива, абрикос, свёкла, сыроежка.
Ш.: определяет четвёртый лишний.
У.: какое задание ты выполняла?
Ш.: Я определяла четвёртый лишний.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: На прошлом занятии мы повторяли падежи имён существительных (Карточка № 2.) Прочитай словосочетания и предложения, определи падеж выделенных имён существительных.
Компьютерный слайд :
Сварила суп из сыроежек - … п.;
У сосны смородиновый куст - … п.;
Сказал о сливовом соке - … п.;
Собирается за маслятами - … п.;
Следует к абрикосовому саду - … п.;
Ест капустный салат - … п..
Ш.: вставляет падежи в текстовом документе.
У.: Какое задание ты выполняла?
Ш.: Я определяла падеж имён существительных.
Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: У.: Вспомним правило орфоэпии. (Карточка №3).
Ш.: читает:
Звонкие согласные на конце слов и перед глухими говорим как глухие.
У.: Прочитай словосочетания, соблюдая данное правило орфоэпии (Карточка №4):
Ш.: читает, соблюдая правило орфоэпии:
сладких фруктов, ягод
Богатый урожай
вкусных грибов
Ш.: выполняет.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я закрепляла правило орфоэпии.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает себя и выставляет баллы за выполненное задание.
У.: Составь предложения по схеме: Саша + Что делает? + Какой? (Какую?) + Что? , где слова, отвечающие на вопросы что делает? и что? представлены в виде иллюстраций.
Карточка № 5.
сгребает … … листья. полосатый спелый
ест … … салат. толстые душистые
Саша собирает … … смородину. острый чесночный
сушит … … маслята. сухие золотистые
рисует … … арбуз. сочная кисло-сладкая
Ш.: выполняет.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я составляла предложения.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
У.: Осенью мы не только собираем богатый урожай, но и наблюдаем изменения в природе. На прошлом занятии ты воспринимала текст «Золотая осень» целостно. Сегодня будешь воспринимать его по предложениям. О чём текст?
Ш.: Текст про золотую осень.
У.: Верно. А в каком месяце бывает золотая осень?
Ш.: Золотая осень в октябре.
У.: Продолжи фразу: текст о том,…
Ш.: какие изменения происходят в природе в октябре.
VI Работа над формированием речевого слуха.
У.: Слушай на рабочем расстоянии.
Ш.: воспринимает предложения текста на рабочем расстоянии.
1.Вот и наступила золотая осень – самая красивая пора года.
2.Осень любит желтые, красные, оранжевые краски.
3.По-прежнему ещё светит солнце ярко, но уже не греет.
4.Небо голубое, высокое.
5.Медленно кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листья. 6.Ещё цветут поздние осенние цветы.
7.Прозрачен и чист воздух.
8.Ещё тепло.
9.Высоко в небе летят перелётные птицы: гуси, грачи, журавли.
10.Слышны их прощальные голоса.
У.: Слушай на резервном расстоянии.
Ш.: слушает на резервном расстоянии.
11. Лес принарядился.
12.Тихо в осеннем лесу, лишь шелестят под ногами опавшие листья.
13.Это время очень короткое.
14.Не успеешь оглянуться, как наступит холодная поздняя осень.
У.: Слушай словосочетания и слова на рабочем расстоянии.
Ш.: Слушает и повторяет:
самая красивая пора;
красные, оранжевые краски;
чист.
У.: Слушай на резервном расстоянии:
высоко в небе;
опавшие листья;
голоса.
У.: Сними аппараты. Слушай левым ухом:
это время;
журавли;
солнце светит.
У.: Надень аппараты. Что ты делала?
Ш.: Я слушала фразы, словосочетания и слова.
У.: Оцени себя.
Ш.: вписывает баллы в оценочную таблицу.
У.: На следующем занятии будем воспринимать вопросы к тексту «Золотая осень» и отвечать на них.
VIII Итог занятия.
У.: Наше занятие подошло к концу. Как ты работала? Оцени себя в целом.
Ш.: Я работала хорошо.
У.: Почему ты так решила?
Ш.: Я правильно говорила звук «С», соблюдала правило орфоэпии и верно воспринимала текст по предложениям.
У.: Сколько баллов ты получила в итоге. Посчитай.
Ш.: Я получила … баллов. Значит, занималась отлично (хорошо).
У.: Мне очень понравилось, как ты работала. Что нового ты узнала на занятии?
Ш.: Я узнала новый гриб – сморчок.
У.: Что ты про него выяснила?
Ш.: отвечает.
У.: Что тебе понравилось?
Ш.: Искать в интернете нужную информацию, выполнять задание на компьютере.
У.: До свидания.
Ш.: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»
Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией
Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое восприятие текста «Поход», показан 31 октября 2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.
Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое восприятие текста «Весна»...

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Тема занятия: "Звук "Л". Автоматизация. Слова с сочетаниями -тся; -ться. Зимние и летние вида спорта" для обучающихся пятого класса второго отделения....






