Логопедическое занятие на тему: Буквы. Гласные и согласные звуки. 10 класс для детей с УО
план-конспект занятия (10 класс)

Логопедическое занятие на тему: Буквы. Гласные и согласные звуки.

Цель: Закрепить умения различать гласные и согласные звуки на слух и на письме.

Задачи: Коррекционно-образовательные: повторить и закрепить понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Учить дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам. Формировать навык выделения гласных и согласных звуков в слове.

Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику, речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, мышление (операции анализа и синтеза).

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учебе, умение работать в группе, слушать друг друга

Оборудование: Интерактивная доска или магнитная доска. Картинки: красный домик (для гласных), синий домик (для согласных). Карточки с буквами (большие, яркие). Карточки с изображениями предметов (например: аист, утка, дом, кот, мяч, сок и т.д.). Символы-сигналы: красный квадрат (для гласных), синий квадрат (для согласных) – у каждого ученика. Зеркала (индивидуальные). Плюшевый мяч или легкий шарик.

Ход занятия 1. Организационный момент. Приветствие. (2 минуты)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждет интересное путешествие в страну звуков. Чтобы отправиться в путь, давайте назовем свое имя и свой любимый звук. (Дети по кругу говорят: «Меня зовут…, мне нравится звук…»). Логопед помогает, если ученик затрудняется.

2. Артикуляционная гимнастика. (3-4 минуты) Логопед: Наши губы и язычок должны хорошо размяться перед работой. Давайте их потренируем. «Улыбочка»– растягиваем губы в улыбке. «Трубочка»– вытягиваем губы вперед. «Блинчик»– широкий расслабленный язык на нижней губе. «Часики»– язык двигается влево-вправо. Упражнения выполняются перед зеркалами, с четким показом логопеда.

3. Сообщение темы и цели занятия. (2 минуты) Логопед: Сегодня мы с вами будем вспоминать, какие бывают звуки речи, и учиться отличать их друг от друга. Мы поговорим о гласных и согласных звуках. Посмотрите на доску. (На доске вывешены два домика: красный и сине-зеленый).

4. Актуализация опорных знаний. (3 минуты) Логопед: Ребята, чем мы разговариваем? (Ртом, речью). Из чего состоит наша речь? (Из слов). А из чего состоят слова? (Из звуков). Чем звук отличается от буквы? (Ключевой вопрос!). Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.

5. Основная часть. (15 минут) а) Повторение о гласных и согласных звуках. (5 минут) Логопед: Звуки очень разные. Одни поются легко, как песенка. Воздух во рту не встречает преграды. Это гласные звуки. Они живут в красном домике. Их можно петь: А-А-А-А, О-О-О-О, У-У-У-У. Давайте споем их вместе. Другие звуки не поются. Воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Они живут в сине-зеленом домике. Давайте произнесем: К, Ш, М. Видите, они не поются.

б) Игра «Сигнальщики». (5 минут) Логопед называет звуки. Если звук гласный, ученики поднимают красный квадрат. Если согласный – синий. Звуки:[А], [М], [О], [С], [У], [Р], [Ы], [К]. Логопед хвалит за правильные ответы и мягко исправляет ошибки.

в) Работа с картинками и буквами. (5 минут) На доске картинки(например, «аист», «утка», «мяч», «дом»). Логопед: Ребята, давайте назовем, что нарисовано на картинках. Теперь найдем первый звук в каждом слове. «Аист» – первый звук [А]. Он гласный. Какой квадрат? (Красный). Какая буква? (Буква «А»). Поселим ее в красный домик. «Мяч» – первый звук [М]. Он согласный. Какой кружок? (Синий). Какая буква? (Буква «М»). Поселим ее в синий домик. Аналогично разбираются 2-3 слова.

6. Физкультминутка. (3 минуты) Игра с мячом «Гласный – согласный». Логопед бросает мяч ученику и называет звук. Ученик ловит мяч и говорит, гласный это звук или согласный. Пример: Логопед: «[У]!» Ученик: «Гласный!» Логопед: «[Д]!» Ученик: «Согласный!»

7. Закрепление. Работа в тетрадях. (5 минут) Логопед: А теперь откроем наши тетради. Нарисуем вверху красный квадрат и синий квадрат. Я буду диктовать вам звуки. Если звук гласный – ставим галочку под красным кружком, если согласный – под синим. Задание:[C], [А], [О], [М], [Ы], [П]. После выполнения проводится проверка: «Какой первый звук? Какой он?».

8. Итог занятия. Рефлексия. (2 минуты) Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. В каком домике живут гласные звуки? (В красном). А согласные? (В синем). Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Их можно петь, воздух не мешает). Что вам сегодня понравилось больше всего? (Ответы детей). Логопед хвалит каждого ученика за старание и прощается с классом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_10klass_2nedelya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс                                                                        Урок 2 23.09.2025 г.

Логопедическое занятие на тему: Буквы. Гласные и согласные звуки.

Цель: Закрепить умения различать гласные и согласные звуки на слух и на письме.

Задачи: Коррекционно-образовательные: повторить и закрепить понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Учить дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам. Формировать навык выделения гласных и согласных звуков в слове.

Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику, речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, мышление (операции анализа и синтеза).

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учебе, умение работать в группе, слушать друг друга

Оборудование: Интерактивная доска или магнитная доска. Картинки: красный домик (для гласных), синий домик (для согласных). Карточки с буквами (большие, яркие). Карточки с изображениями предметов (например: аист, утка, дом, кот, мяч, сок и т.д.). Символы-сигналы: красный квадрат (для гласных), синий квадрат (для согласных) – у каждого ученика. Зеркала (индивидуальные). Плюшевый мяч или легкий шарик.

Ход занятия 1. Организационный момент. Приветствие. (2 минуты)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждет интересное путешествие в страну звуков. Чтобы отправиться в путь, давайте назовем свое имя и свой любимый звук. (Дети по кругу говорят: «Меня зовут…, мне нравится звук…»). Логопед помогает, если ученик затрудняется.

2. Артикуляционная гимнастика. (3-4 минуты) Логопед: Наши губы и язычок должны хорошо размяться перед работой. Давайте их потренируем. «Улыбочка»– растягиваем губы в улыбке. «Трубочка»– вытягиваем губы вперед. «Блинчик»– широкий расслабленный язык на нижней губе. «Часики»– язык двигается влево-вправо. Упражнения выполняются перед зеркалами, с четким показом логопеда.

3. Сообщение темы и цели занятия. (2 минуты) Логопед: Сегодня мы с вами будем вспоминать, какие бывают звуки речи, и учиться отличать их друг от друга. Мы поговорим о гласных и согласных звуках. Посмотрите на доску. (На доске вывешены два домика: красный и сине-зеленый).

4. Актуализация опорных знаний. (3 минуты) Логопед: Ребята, чем мы разговариваем? (Ртом, речью). Из чего состоит наша речь? (Из слов). А из чего состоят слова? (Из звуков). Чем звук отличается от буквы? (Ключевой вопрос!). Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.

5. Основная часть. (15 минут) а) Повторение о гласных и согласных звуках. (5 минут) Логопед: Звуки очень разные. Одни поются легко, как песенка. Воздух во рту не встречает преграды. Это гласные звуки. Они живут в красном домике. Их можно петь: А-А-А-А, О-О-О-О, У-У-У-У. Давайте споем их вместе. Другие звуки не поются. Воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Они живут в сине-зеленом домике. Давайте произнесем: К, Ш, М. Видите, они не поются.

б) Игра «Сигнальщики». (5 минут) Логопед называет звуки. Если звук гласный, ученики поднимают красный квадрат. Если согласный – синий. Звуки:[А], [М], [О], [С], [У], [Р], [Ы], [К]. Логопед хвалит за правильные ответы и мягко исправляет ошибки.

в) Работа с картинками и буквами. (5 минут) На доске картинки(например, «аист», «утка», «мяч», «дом»). Логопед: Ребята, давайте назовем, что нарисовано на картинках. Теперь найдем первый звук в каждом слове. «Аист» – первый звук [А]. Он гласный. Какой квадрат? (Красный). Какая буква? (Буква «А»). Поселим ее в красный домик. «Мяч» – первый звук [М]. Он согласный. Какой кружок? (Синий). Какая буква? (Буква «М»). Поселим ее в синий домик. Аналогично разбираются 2-3 слова.

6. Физкультминутка. (3 минуты) Игра с мячом «Гласный – согласный». Логопед бросает мяч ученику и называет звук. Ученик ловит мяч и говорит, гласный это звук или согласный. Пример: Логопед: «[У]!» Ученик: «Гласный!» Логопед: «[Д]!» Ученик: «Согласный!»

7. Закрепление. Работа в тетрадях. (5 минут) Логопед: А теперь откроем наши тетради. Нарисуем вверху красный квадрат и синий квадрат. Я буду диктовать вам звуки. Если звук гласный – ставим галочку под красным кружком, если согласный – под синим. Задание:[C], [А], [О], [М], [Ы], [П]. После выполнения проводится проверка: «Какой первый звук? Какой он?».

8. Итог занятия. Рефлексия. (2 минуты) Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. В каком домике живут гласные звуки? (В красном). А согласные? (В синем). Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Их можно петь, воздух не мешает). Что вам сегодня понравилось больше всего? (Ответы детей). Логопед хвалит каждого ученика за старание и прощается с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся  термин “фонетика”. Дает  понятие об образовании гласн...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».

1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»

Детский сад «Детство»  Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р.  06.04.2017г.Дети вместе со взр...

Логопедическое занятие в 10 классе для учащихся с УО Тема: Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Логопедическое занятие в 10 классе для учащихся с УО Тема: Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Цель: Закрепление и систематизация знаний о звуках и буквах, дифференциация гласных ...

Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в Страну Звуков. Гласные и согласные» 10 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в Страну Звуков. Гласные и согласные» Цель: Формирование представлений о речевых звуках, дифференциация гласных и согласных звуков по артикуляц...

Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в город Согласных. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки». 10 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в город Согласных. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки». Цель: Учить различать согласные звуки по глухости-звонкости и твёрдости-мягк...