Организация занятости и социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра в летний период посредством реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ в рамках проекта «Преодолевая РАСстояние»
материал
Вот уже на протяжении 5 лет в Белгородском областном детском эколого-биологическом центре по адаптированным образовательным общеразвивающим программам естественнонаучной и художественной направленностям обучаются дети с расстройствами аутистического спектра с 7 до 18 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 589 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация занятости и социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра в летний период посредством реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ в рамках проекта «Преодолевая РАСстояние»
М.Л. Машкина
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр»
Детей с расстройствами аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и снижением интеллекта. У них есть специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, дети не могут решить эти проблемы без помощи взрослых [1]. Ребенок с расстройствами аутистического спектра имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении занятий дополнительного образования.
Вот уже на протяжении 5 лет в Белгородском областном детском эколого-биологическом центре по адаптированным образовательным общеразвивающим программам естественнонаучной и художественной направленностям обучаются дети с расстройствами аутистического спектра с 7 до 18 лет. Шейко Инна Михайловна и Машкина Марина Леонидовна реализуют программы круглогодично, включая и летний период. Во время летних каникул родителям обучающихся с расстройствами аутистического спектра была предложена программа художественной направленности «Лепим зоопарк». Которая зарекомендовала себя положительным образом и стала победителем в VII областном конкурсе адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в номинации "Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности" в июле 2021 года.
В 2022 - 2023 учебном году связи со сложившейся обстановкой: обучение в школе в дистанционном формате, отсутствие социализации и помощи узких специалистов из-за невозможности посещать школу у обучающихся с РАС начался регресс. Педагоги Шейко И.М. и Машкина М. Л. проанализировали сложившуюся ситуацию и вышли к руководству Центра с предложением организовать летний интенсив. Для этого в марте 2023 года был проведен опрос родителей обучающихся с РАС Центра (15 семей), где выяснилось, что организовать летнюю занятость их детей по месту жительства очень сложно и самостоятельно эту проблему им не решить. А предлагаемый интенсив даст возможность в шаговой доступности организовать обучение в летний период. Кроме этого, в связи с введенным на территории города Белгорода дистанционным обучением, отсутствием школьного оздоровительного лагеря в летний период, реализация предлагаемого интенсива по занятости для детей с особенностями развития и их родителей особо актуальна. Так же во время опроса от родителей поступил запрос на организацию площадки для родителей по обмену опытом воспитания особенных детей. Так рождался проект по вовлечению детей с расстройствами аутистического спектра и их родителей в летний интенсив «Преодолевая РАСстояние». Коллектив Центра активно включился в работу, подхватив идею летнего интерактива и мы стали победителями V конкурса грантов для педагогов дополнительного образования «Преодолевая РАСстояние». Получили денежные средства в размере 100 тысяч рублей на закупку сенсорного оборудования.
А сейчас о самом проекте и его реализации июне-августе 2023 года.
Проект «Преодолевая РАСстояние» был направлен на создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра, которые способствовали поддержанию коммуникативных, социальных и поведенческих навыков в летний период.
Социальная значимость данного проекта получила высокую оценку. Непрерывная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра по программам дополнительного образования в Центре помогает им приобрести жизненно важные навыки общения, взаимодействия с другими людьми и осуществлять контроль своего поведения. Если не заниматься проблемой летней занятости детей с расстройствами аутистического спектра, то за этот период динамика в социализации будет отрицательной и с таким трудом наработанные навыки социального поведения и коммуникации частично будут утеряны.
В рамках реализации проекта были разработаны две новые адаптированные дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы «Мой зоомир» художественной направленности и «Моя зеленая лаборатория» естественнонаучной направленности, с использованием сенсорного оборудования для активизации когнитивных процессов, памяти и мышления и раскрытия творческих способностей.
Кроме этого, в рамках реализации проекта были запланированы и проведены:
- мастер-классы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (в малых группах) по развитию тактильных навыков, цветовосприятия, навыков общения и поведения в быту с использованием сенсорного оборудования;
- мастер-классы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и их родителей (законных представителей) по развитию для социальной адаптации детей через совместную деятельность с родителями;
- инклюзивные мероприятия, где были объединены дети с расстройствами аутистического спектра и нормотипичные дети. Данные мероприятия позволили расширить возможности для позитивного развития личности, инициативы и творческих способностей обучающихся.
Безусловно, дети с расстройствами аутистического спектра представляют особую категорию детей с ОВЗ, нуждающихся в специальной организации образовательного процесса. Необходимо было создать в Центре специально оборудованные сенсорные зоны для обучения детей с расстройствами аутистического спектра: организовать мобильное рабочее пространство (мягкая мебель, таймер обратного отсчета и др.), необходимо было приобрести сенсорное оборудования (бизикуб, тепловая панель, студия для аква-анимации) для эффективной помощи ребенку в саморегуляции, снятии стресса и обеспечения нужной сенсорной стимуляции.
Особенность оборудования, которое было подобрано для реализации проекта «Преодолевая РАСстояние» заключалось в том, чтобы оно было мобильно и не сложно в сборке и при необходимости его можно было использовать как в Центре, так и в любой другой организации, где нужно провести занятия с такими детьми. Приобретённое оборудование позволило использовать его не только в летний период, но и создать оптимальные условия обучения детей с расстройствами аутистического в дальнейшем в течение всего года.
Новшеством данного проекта стало то, что расписание было составлено таким образом, чтобы на занятия одновременно приходило два обучающихся (один к М.Л. Машкиной, другой к Шейко И.М.), они занимались с педагогами, потом во время перерыва между занятиями встречались в сенсорной комнате, общались между собой, коммуницировали, а затем меняли педагогов и программы соответственно. Таким образом, обучающийся с РАС непрерывно был включен в процесс обучения в течение двух часов. Так же в Центре была оборудована сенсорная комната для отдыха после занятий обучающихся с РАС. И было закуплено сенсорное оборудование для разгрузки во время занятий, для отдыха между занятиями и для проведения мастер-классов.
Хочется подробнее остановиться на программах, реализуемых в рамках проекта.
Адаптированная дополнительная индивидуальная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей с расстройствами аутистического спектра «Мой зоомир» (продолжительность 8 часов, сроки реализации – 1 месяц). Педагогическая целесообразность программы «Мой зоомир» заключается и в том, что на занятиях создаются условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с РАС с различным уровнем подготовки, с учетом их возможностей и мотивации. Дети от достаточно простых задач постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения. Идет формирование основополагающих умений и навыков художественно-прикладной деятельности в технике лепка, аппликация, декупаж. Цель программы - обеспечить обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра овладение на доступном уровне техниками: лепкой из пластилина, аппликацией, декупаж как видам декоративно-прикладного творчества.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Моя зеленая лаборатория» для детей с расстройствами аутистического спектра. Ориентирована на развитие познавательного и исследовательского потенциала, адаптирована для детей с расстройствами аутистического спектра. Особенностью программы «Моя зеленая лаборатория» является то, что она адаптирована к определенной категории детей с ОВЗ (обучающиеся с расстройствами аутистического спектра) с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей и определяет пути решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы. Адаптация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Моя зеленая лаборатория» включает: своевременное выявление трудностей у обучающихся с РАС; определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий для обучающихся по освоению программы: составление плана-конспекта занятий с учетом психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка, адаптация содержания учебного материала, обеспечение на занятиях здоровьесберегающих условий, обеспечение личностно-ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала каждого ребёнка.
При разработке программы учитывались психофизиологические особенности детей с ОВЗ, такие как ярко выраженная моторная недостаточность, двигательное недоразвитие, затруднение движений рук и пальцев. У обучающихся с ОВЗ также нарушены основные психические процессы: восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера.
Неотъемлемой составляющей каждого занятия является создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, смена видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающегося. В результате этого ребёнок активно вовлекается в образовательный процесс, выполняет инструкции педагога, переключается с одного посильного вида деятельности на другой Цель программы - развитие познавательной активности обучающихся с расстройствами аутистического спектра посредством изучения основ фенологии, ботаники, экологии через ознакомление с различными природными объектами и явлениями, организацию проектной и природоохранной деятельности
Кроме успешной реализации программ для обучающихся с РАС в летний период были проведены ряд мероприятий и мастер-классов. Не буду подробно описывать все мероприятия, дам описания некоторым из них.
Проведены 4 мастер-класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра по развитию тактильных навыков, цветовосприятия, навыков общения и поведения в быту:
1. Мастер-класс по развитию цветовосприятия, снятию эмоционального напряжения «Плыл кораблик по реке». 15 июня 2023 года проведен мастер-класс по развитию цветовосприятия, снятию эмоционального напряжения «Плыл кораблик по реке», цель мастер-класса – создать условия для развития физического, психологического и эстетического цветовосприятия и снятию эмоционального напряжения у детей с РАС посредством освоения нетрадиционных форм рисования. В рамках мастер-класса «Плыл кораблик по реке» обучающиеся и родители узнали о нетрадиционной технике рисования на воде – Эбру, познакомились с колористическим кругом, освоили технику «набрызг», поиграли в игру «Цветная капля». Педагог продемонстрировал упражнения для снятия эмоциональной нагрузки.
2. Мастер-класс по развитию тактильных навыков «Как льдинка солнышко искала».
3. Мастер-класс по развитию навыков общения, поведения в быту «Мы идем в гости!» 11 июля 2023 года проведен мастер-класса по развитию навыков общения, поведения в быту «Мы идем в гости!». Цель мастер-класса – развитие и формирование у детей с РАС норм общения, навыков поведения в гостях через ролевую игру. В ходе мастер-класса «Мы идем в гости!» обучающиеся и родители выполняли упражнения на межполушарное взаимодействие «Ручки», «Предметы», работали с пластилином, красками, складывали салфетки в технике «оригами», принимали участие в активной физминутке. Педагог продемонстрировал двигательные упражнения (пальчиковая гимнастика), которые развивают мелкую моторику и улучшают координацию движений.
4. Мастер-класс по развитию познавательных навыков «Кто живет в лесу?». 15 августа 2023 года проведен мастер-класс по развитию познавательных навыков «Кто живет в лесу?». Цель мастер-класса – создать условия для развития познавательных навыков и снятию эмоционального напряжения у детей с РАС посредством ознакомления с животными Белгородской области. В рамках мастер-класса «Кто в лесу живет?» обучающиеся и родители узнали о животных Белгородской области, была проведены игры «Третий лишний» и «Где чей дом?». Педагог продемонстрировал упражнения для снятия эмоциональной нагрузки.
Проведены 2 инклюзивных мастер-классов по формированию навыков социального взаимодействия для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
1. Инклюзивный мастер-класс по развитию социальных навыков, навыков общения «Пикник в роще!». 31 июля 2023 года проведен мастер-класс «Пикник в роще!». Цель мастер-класса – развитие и формирование у детей с РАС социальных навыков, навыков поведения в роще во время пикника через ролевую игру. В ходе мастер-класса «Пикник в роще!» обучающиеся и родители выполняли упражнения на имитацию, проигрывали ситуации и отрабатывали социальные истории. Педагог продемонстрировал подвижные игры, актуальные во время пикника.
2. Мастер-класс по развитию навыков коммуникации и интеграции (дети – детям) по изготовлению бабочки в технике оригами «Летний луг».
Проведены 4 мастер-класса по социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра через совместную деятельность с их родителями:
1. Мастер-класс по развитию межличностного взаимодействия «Секреты дружных клавиш».
2. Мастер-класс по развитию творческих способностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра «Летний гобелен». 20 июня 2023 года проведен мастер-класс по развитию цветовосприятия, снятию эмоционального напряжения «Летний гобелен». Цель мастер-класса – создать условия для развития творческих способностей и снятию сенсорного напряжения у детей с РАС посредством изучения техники «травяное ткачество». В рамках мастер-класса «Летний гобелен» обучающиеся и родители узнали о традиционной славянской технике «Травяное ткачество», познакомились с лекарственными и декоративными растениями нашей местности и научились изготавливать интерьерное украшение из растений.
3. Мастер-класс по организации преветивного поведения ребенка «Полезные привычки».
4. Мастер-класс по развитию у детей чувства красоты с использованием методики изотерапии «Рисуем вместе».
Были еще два мастер-класса, которые не были запланированы, но по запросу родителей были проведены:
1. Мастер-класс по развитию цветовосприятия, снятию эмоционального напряжения «Люпиновые поля Белгородчины»
2. Мастер-класс по развитию межличностного взаимодействия «Изготовление сумки-шопера».
Завершился летний интенсив массовым мероприятием, где родители вместе с детьми приняли участие в мастер-классе и затем на торжественном мероприятии были вручены дипломы, и грамоты обучающимся с РАС и благодарственные письма родителям.
Подводя итоги проекта «Преодолевая РАСстояние» можно сделать вывод, что цели были достигнуты, обучающиеся с удовольствием посещали занятия, совместно с родителями активно участвовали в мастер-классах, используя оборудование, закупленное в рамках проекта. Были созданы условия для вовлечения обучающихся с расстройством аутистического спектра в обучение по адаптированным дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) краткосрочным (продолжительностью не менее 8 часов) программам в летний период. Обучающихся вовлечены в активный процесс социальной адаптации путем проведения совместных мероприятий с детьми с нормативным развитием. Создана развивающая предметно-пространственная среда для организации летней занятости детей с расстройством аутистического спектра на базе Центра.
Таким образом, дополнительное образование как пространство для социализации детей с расстройством аутистического спектра в летний период имеет самые что ни на есть огромные перспективы. Что коллектив Белгородского областного детского эколого-биологического центра и доказал!
Литература:
- Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб «Дидактика Плюс», 2001 г.
- Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003 г.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.:Теревинф, 2005.
Мастер-класс «Летний гобелен»
Изготовление сумки-шопера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...

Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Условия получения образования и адаптация программ до обучающихся с РАС...




