Урок на тему: «Что такое семья? Забота и помощь в семье».
план-конспект урока (10 класс)

Раковская Ирина Сергеевна

Цель урока: сформировать у учащихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта, легкой степенью умственной отсталости) первоначальные представления о семье, ее значении в жизни человека, о заботы и взаимопомощи. Дать понятие «семья», учить называть членов своей семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), формировать умение определять простейшие действия, которые отражают заботу и помощь в семье (помочь маме, слушаться папу, не ссориться с братом/сестрой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_chto_takoe_semya.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Что такое семья? Забота и помощь в семье».

    Цель урока: сформировать у подростков с ОВЗ (нарушениями интеллекта, легкой степенью умственной отсталости) представление о семье, ее значении в жизни человека и о важности взаимопомощи.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие «семья».
  • Познакомить с основными членами семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
  • Учить идентифицировать эмоции, связанные с семьей (радость, забота, спокойствие).

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки (умение слушать, отвечать на вопросы).
  • Развивать эмоционально-волевую сферу (умение выражать свои чувства).
  • Коррекция мышления через операции обобщения и классификации.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Формировать позитивное отношение к семейным ценностям.

    Целевая группа: учащиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Возраст: 15-18 лет.

Оборудование и материалы: ноутбук, компьютер/мультимедийный проектор для показа картинок и мультфильма, карточки с изображениями членов семьи, эмоций (радость, грусть), предметов быта, кукла-марионетка или мягкая игрушка для создания игровой ситуации, простые аппликации «Мой дом» или «Моя семья» (заготовки из бумаги: домик, фигурки людей), аудиозапись спокойной музыки.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент (3-5 минут).  Педагог. Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу. Сегодня у нас добрый и теплый урок». Эмоциональный настрой. Включить спокойную музыку.
  2. Упражнение «Передай улыбку». Педагог передает улыбку первому ученику, тот – следующему.
  3. Введение в тему. Создание проблемной ситуации (5 минут)

    Педагог показывает куклу/игрушку (например, мишку), который сидит грустный.

   Педагог: «Ребята, посмотрите, наш гость Мишка почему-то грустит. Давайте спросим у него, что случилось?»

   Педагог от лица Мишки: «Я пришел из леса, а у меня там нет дома. Я один. А так хочется, чтобы меня ждали, любили, гладили по голове... Где же такое бывает?»

   Вопрос к классу: «Как вы думаете, где бывает тепло, уютно и тебя любят?» (Подвести детей к слову «дом», «семья»).

   Объявление темы: «Правильно! Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о СЕМЬЕ и нашем ДОМЕ».

4. Основная часть (25-30 минут). Беседа «Что такое семья?». Педагог показывает на проекторе или больших карточках картинки с изображением разных семей (мама, папа, ребенок; мама и дочка; бабушка и внук и т.д.).

Вопросы:

- «Кто изображен на картинке?»

- «А у тебя есть мама? Папа? Бабушка?»

- «Как зовут твою маму?»

  «Люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга – это кто?» (Семья).

Вывод (хором): «Семья – это самые близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге».

Игра «Собери семью». На доске – разрозненные картинки с членами семьи. Задача для 2-3 учеников по очереди – «собрать» семью: найти и прикрепить друг к другу картинки мамы, папы, ребенка, бабушки.

Закрепление понятий: «Молодец, Саша! Он нашел папу. Папа – это глава семьи, он сильный, работает».

5.  Просмотр и обсуждение мультфильма. Просмотр короткого (2-3 минуты) сюжета из мультфильма (например, «Крошка Енот» – сцена, где мама советует ему улыбнуться; или любой мультик про заботу в семье).

Вопросы после просмотра:

- «Кто помогал главному герою?»

- «А ваша мама вам помогает? А вы помогаете маме?»

- «Как мы можем помочь дома?» (Подвести к понятию «помощь по дому»).

6. Практическое задание «Помоги семье». На столе лежат карточки с изображением предметов (пылесос, кастрюля, книга, молоток, веник, тарелка) и карточки с членами семьи.

   Задание: «Давайте подумаем, кому и что мы можем подарить, чтобы помочь».

Ученик берет карточку с предметом и кладет ее рядом с карточкой члена семьи.

Пример: карточку «пылесос» – к карточке «мама» или «папа».

Педагог комментирует: «Правильно, мы можем пропылесосить, чтобы маме было легче». Карточку «молоток» – к «папе»: «Мы можем подать папе инструмент, когда он чинит стул».

7. Физкультминутка (3-5 минут). Упражнение «Мы помогаем маме».

Мы капусту рубим-рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз).

Мы морковку трем-трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим-солим (пальчики щепоткой).

Мы капусту жмем-жмем (сжимать и разжимать кулачки).

А потом мы все дружно вымоем пол (имитация мытья пола).

И накроем на стол (руки вытянуть вперед ладонями вверх).

8. Творческое закрепление (10 минут). Аппликация «Дом моей мечты» или «Моя дружная семья».

     У каждого ученика заготовка – бумажный домик и фигурки-человечки. Нужно наклеить домик, а рядом – фигурки, изображающие членов семьи.

Индивидуальная работа: Педагог подходит к каждому, спрашивает: «Кого ты наклеиваешь? Это кто? А как его зовут? Что он делает?» (Например, «мама готовит еду», «папа читает газету»).

По окончании можно устроить мини-выставку работ.

9. Итог урока. Рефлексия (5 минут)

Вопросы:

- «О чем мы сегодня говорили?»

- «Что такое семья?»

- «Как мы можем помочь своим близким?»

   Возвращение к Мишке: «Ребята, посмотрите, наш Мишка больше не грустит! Он говорит, что теперь понял, как важно иметь семью и дом. И он пошел строить свой дом в лесу, чтобы его ждали друзья. Давайте и мы с вами будем такими же заботливыми дома».

Оценка деятельности. Похвалить всех учащихся: «Вы сегодня все очень хорошо работали, помогали мне и друг другу. Молодцы!»

Ритуал прощания. «До свидания, ребята! Давайте обнимемся, как самая дружная семья!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Что такое функция"

Второй урок по теме. Содержит отработку навыков по изученным понятиям....

Урок на тему: "Кто такой солист?"

Урок музыки в 1 классе...

План урока по теме: Что такое функция.

Урок содержит определение что называется функцией, способы её задания и подробные решения примеров....

План урока по теме что такое функция

В плане раскрыта тема определения функции областей определения и значений, даны примеры функций и тренировочные упражнения из учебника....

Урок на тему: "Что такое выборы?"

Приблизительный конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с процедурой выборов и приобретают практические навыки участия в выборах и их подготовке....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....