Методическая разработка. Конспект подгруппового занятия "Животные жарких стран. Звуки Р и Рь".
план-конспект
Логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей С ОНР 3 уровня. На занятии отрабатываются грамматические категории, закрепляется навык звукового анализа слов и произношение звуков Р и Рь в словах, словосочетаниях и фразовой речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие по коррекции речи
учителя-логопеда МБДОУ №52 «Веселый дельфин»
г. Канска Красноярского края.
Тема: «Животные жарких стран. Звуки Р, Рь».
Цель: Способствовать расширению словаря по теме «Животные жарких стран» с одновременной отработкой грамматических категорий и автоматизацией звуков Р и Рь в активной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и закреплять знания о материках и животных жарких стран;
- закрепление навыка звукового анализа слов;
- упражнение в образовании притяжательных прилагательных и сложных слов;
- активизация и расширение словаря по заданной теме;
- закрепление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ОКОЛО, МЕЖДУ;
- автоматизация звуков Р и Рь в словах, словосочетаниях и предложениях;
- автоматизация звуков Р и Рь на речевом материале;
Коррекционно-развивающие:
- развитие памяти, внимания и мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к животным;
- воспитывать любознательность.
Оборудование: картинка с изображением Незнайки, конверт, географическая карта мира с выделенным прозрачным розовым скотчем центральной части, цифры, фотографии частей тела животных, картинки животных, контурные рисунки зебры и черные карандаши по количеству детей, магнитная доска с магнитами, фланелеграф, фигурки баобаба и пальмы из фетра, схема составления описательного рассказа о животном, водный маркер для доски.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
Приветствие.
ЛОГОПЕД: Ребята, вы любите путешествовать? Где вы уже побывали?
- Введение в тему.
ЛОГОПЕД: А наш хороший знакомый Незнайка тоже очень любит путешествовать. Сейчас у нас зима, очень холодно, и он решил отправиться в жаркие страны. Давайте посмотрим на карту и определим, на каких материках сейчас лето. Эти места на карте под розовой пленкой.
Работа с картой.
Дети с помощью логопеда называют материки, на которые наклеена розовая прозрачная пленка (Африка, Австралия, Южная Америка). Что общего в названиях этих материков ? (они начинаются на звук А и в них есть буква Р).
- Работа со звуковым анализом слова.
ЛОГОПЕД: Вчера Незнайка прислал мне по почте письмо, но, к сожалению, конверт в пути промок, и обратный адрес я не могу разобрать. Хорошо видно только первую и последнюю букву, а так же понятно, что в слове пять букв. Помогите, пожалуйста, мне узнать с какого материка Незнайка отправил послание.
Работа со схемой слова на магнитной доске.
ЛОГОПЕД: Молодцы ребята! Как вы быстро решили мою проблему! Конечно это Африка!
- Игра «Узнай животное»
ЛОГОПЕД: Давайте, ребята посмотрим, что нам прислал Незнайка.
Из конверта логопед достает фотографии с изображением части животных.
ЛОГОПЕД: Что это? (Фотографии животных жарких стран).
ЛОГОПЕД: Видимо Незнайка не очень опытный фотограф, а животные очень шустрые и поэтому ему удалось сфотографировать только части их тела. Давайте догадаемся, кому они принадлежат. (Дети определяют животных, склоняя слова в родительном падеже: это хвост тигра, это лапы тигра, это хвост крокодила, это глаза обезьяны и т.д.).
ЛОГОПЕД: А теперь давайте скажем по - другому (упражнение в образовании притяжательных прилагательных):
Хвост тигра – тигриный хвост;
Лапы тигра – тигриные лапы;
Глаза обезьяны – обезьяньи глаза;
Пасть крокодила – крокодилья пасть;
Грива льва – львиная грива;
Хвост крокодила – крокодилий хвост и т.д.
- Игра «Сосчитай животных»
ЛОГОПЕД: В своем письме Незнайка пишет, что он видел … (логопед показывает картинку животного и цифру, а дети согласуют их: пять жирафов, три тигра, шесть слонов, семь крокодилов и т.д.)
- Игра «Назови одним словом»
ЛОГОПЕД: В своем письме Незнайка с удивлением пишет, что
у жирафа длинная шея, значит он какой? – длинношеий;
у слона длинные ноги, значит он какой? – длинноногий;
у слона толстая кожа, значит он какой? – толстокожий;
у обезьян длинны хвосты, значит они какие? – длиннохвостые;
у крокодила острые зубы, значит он какой? – острозубый.
- Физминутка «За мамой»
Дети делятся на пары, встают друг за другом. Первый в паре мама, а второй ребенок. «Ребенок» держит «маму» за пояс слегка присев. Все шагают в ногу и повторяют за логопедом, договаривая последнее слово в строке самостоятельно:
За сильной слонихой шагает ... (слонёнок),
За крокодилицей … (крокодилёнок),
За львицей шагает маленький … (львенок),
А за тигрицей малютка … (тигрёнок),
За зеброй спешит полосатый … (зебрёнок),
За мамой торопится каждый ребёнок.
- «Раскрась зебрёнка».
ЛОГОПЕД: Незнайка пишет, что узнал, что у всех зебр разный рисунок полосок, именно по этому рисунку мама зебра узнает своего детеныша. Ребята, я предлагаю вам нарисовать свой рисунок из полосок у зебрят на листочках.
- «Кто внимательный?»
ЛОГОПЕД: Ребята, давайте еще раз вспомним, какие животные живут в жарких странах. (Дети называют животных, а логопед размещает их изображения на магнитной доске).
- А сейчас подумайте и назовите только тех животных, названия которых начинаются на твердый согласный звук (жираф, носорог, крокодил, пантера).
- Назовите только тех животных, названия которых начинаются на мягкий согласный (зебра, бегемот, лев, тигр, гепард).
- Теперь тех животных, названия которых начинаются на гласный звук (обезьяна).
- А сейчас те слова в названии которых есть звуки Р или Рь (жираф, зебра, носорог, гепард, тигр, крокодил, пантера).
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!
- Игра «Прятки».
Каждому ребенку логопед выдает по одной картинке с животным, затем дети по одному приглашаются к фланелеграфу, на котором растения из фетра: пальма и баобаб. Логопед размещают животных на нем, а дети составляют предложения с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, ОКОЛО, МЕЖДУ.
Логопед контролирует правильность применения предлогов, падежных окончаний существительных
Например: Жираф стоит ОКОЛО большого баобаба. Жираф спрятался ЗА баобаб. Жираф выглядывает ИЗ-ЗА баобаба. Жираф стоит МЕЖДУ баобабом и пальмой.
- Составление описательного рассказа с опорой на схему.
Логопед предлагает определить, в названии каких животных больше всех звуков (крокодил и обезьяна) и приглашает детей, у кого картинки этих животных, составить о них описательный рассказ.
- Итог занятия.
Ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии. А вам, что больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"
Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

конспект ООД "Животные жарких стран"
Главная цель занятия: Развитие речи, музыкальных способностей и коммуникативных навыков у детей через логоритмические упражнения....
Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....

Методическая разработка конспекта урока "Путешествие в страну русского языка"
Конспект урока для 3 класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"
Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями....
