Методическая разработка. Конспект подгруппового занятия "Животные жарких стран. Звуки Р и Рь".
план-конспект

Карякина Наталия Васильевна

Логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей С ОНР 3 уровня. На занятии отрабатываются грамматические категории, закрепляется навык звукового анализа слов и произношение звуков Р и Рь в словах, словосочетаниях и фразовой речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие по коррекции речи

учителя-логопеда МБДОУ №52 «Веселый дельфин»

г. Канска Красноярского края.

Тема: «Животные жарких стран. Звуки Р, Рь».

Цель: Способствовать расширению словаря по теме «Животные жарких стран» с одновременной отработкой грамматических категорий и автоматизацией звуков Р и Рь в активной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и закреплять знания о материках и животных жарких стран;

- закрепление навыка звукового анализа слов;

- упражнение в образовании притяжательных прилагательных и сложных слов;

- активизация и расширение словаря по заданной теме;

- закрепление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ОКОЛО, МЕЖДУ;

- автоматизация звуков Р и Рь в словах, словосочетаниях и предложениях;

- автоматизация звуков Р и Рь на речевом материале;

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти, внимания и мышления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к животным;

- воспитывать любознательность.

Оборудование: картинка с изображением Незнайки, конверт, географическая  карта мира с выделенным прозрачным розовым скотчем  центральной части,  цифры, фотографии частей тела животных, картинки животных, контурные рисунки зебры и черные карандаши по количеству детей, магнитная доска с магнитами, фланелеграф, фигурки баобаба и пальмы из фетра, схема составления описательного рассказа о животном, водный маркер для доски.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

ЛОГОПЕД: Ребята, вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? 

  1. Введение в тему.

ЛОГОПЕД:  А наш хороший знакомый Незнайка тоже очень любит путешествовать. Сейчас у нас зима, очень холодно, и он решил отправиться в жаркие страны. Давайте посмотрим на карту и определим,  на каких материках сейчас лето. Эти места на карте под розовой пленкой.

Работа с картой.

Дети с помощью логопеда называют материки, на которые наклеена розовая прозрачная пленка (Африка, Австралия, Южная Америка).  Что общего в названиях этих материков ? (они начинаются на звук А и в них есть буква Р).

  1. Работа со звуковым анализом слова.

ЛОГОПЕД: Вчера Незнайка прислал мне по почте письмо, но, к сожалению, конверт в пути промок,  и обратный адрес я не могу разобрать. Хорошо видно только первую и последнюю букву, а так же понятно, что в слове пять букв. Помогите, пожалуйста, мне узнать с какого материка  Незнайка отправил послание.

Работа со схемой слова на магнитной доске.

ЛОГОПЕД: Молодцы ребята! Как вы быстро решили мою проблему! Конечно это Африка!

  1. Игра «Узнай животное»

ЛОГОПЕД: Давайте, ребята посмотрим, что нам прислал Незнайка.

 Из конверта логопед достает фотографии с изображением части животных.

ЛОГОПЕД: Что это? (Фотографии животных жарких стран).

ЛОГОПЕД: Видимо Незнайка не очень опытный фотограф, а животные очень шустрые и поэтому ему удалось сфотографировать только части их тела. Давайте догадаемся, кому они принадлежат. (Дети определяют животных, склоняя слова в родительном падеже: это хвост тигра, это лапы тигра, это хвост крокодила, это глаза обезьяны и т.д.).

ЛОГОПЕД: А теперь давайте скажем по - другому  (упражнение в образовании притяжательных прилагательных):

Хвост тигра – тигриный хвост;

Лапы тигра – тигриные лапы;

Глаза обезьяны – обезьяньи глаза;

Пасть крокодила – крокодилья пасть;

Грива льва – львиная грива;

Хвост крокодила – крокодилий хвост и т.д.

  1. Игра «Сосчитай животных»

ЛОГОПЕД: В своем письме Незнайка пишет, что он видел … (логопед показывает картинку животного и цифру, а дети согласуют их: пять жирафов, три тигра, шесть слонов, семь крокодилов и т.д.)

  1. Игра «Назови  одним словом»

ЛОГОПЕД: В своем письме Незнайка с удивлением пишет, что

у жирафа длинная шея, значит он какой? – длинношеий;

у слона длинные ноги, значит он какой? – длинноногий;

у слона толстая кожа, значит он какой? – толстокожий;

у обезьян длинны хвосты, значит они какие? – длиннохвостые;

у крокодила острые зубы, значит он какой? – острозубый.

  1. Физминутка «За мамой»

Дети делятся на пары, встают друг за другом. Первый в паре мама, а второй ребенок. «Ребенок» держит «маму» за пояс слегка присев. Все шагают в ногу и повторяют за логопедом, договаривая последнее слово в строке самостоятельно:

За сильной слонихой шагает ... (слонёнок),

За крокодилицей … (крокодилёнок),

За львицей шагает маленький … (львенок),

А за тигрицей малютка … (тигрёнок),

За зеброй спешит полосатый … (зебрёнок),

За мамой торопится каждый ребёнок.

  1. «Раскрась зебрёнка».

ЛОГОПЕД: Незнайка пишет, что узнал,  что у всех зебр разный рисунок полосок, именно по этому рисунку мама зебра узнает своего детеныша. Ребята,  я предлагаю вам нарисовать свой рисунок из полосок у зебрят на листочках.

  1. «Кто внимательный?»

ЛОГОПЕД: Ребята, давайте еще раз вспомним, какие животные живут в жарких странах. (Дети называют животных, а логопед размещает их изображения на магнитной доске).

- А сейчас подумайте и назовите только тех животных, названия которых начинаются на твердый согласный звук  (жираф, носорог, крокодил, пантера).

- Назовите только тех животных, названия которых начинаются на мягкий согласный (зебра, бегемот, лев, тигр, гепард).

- Теперь тех животных, названия которых начинаются на гласный звук (обезьяна).

- А сейчас те слова в названии которых есть звуки Р или Рь (жираф, зебра, носорог, гепард, тигр, крокодил, пантера).

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

  1.  Игра «Прятки».

Каждому ребенку логопед выдает по одной картинке с животным, затем дети по одному приглашаются к фланелеграфу,  на  котором растения из фетра: пальма и баобаб. Логопед размещают животных на нем, а дети составляют предложения с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, ОКОЛО, МЕЖДУ.

Логопед контролирует правильность применения предлогов, падежных окончаний существительных

Например: Жираф стоит ОКОЛО большого баобаба. Жираф спрятался ЗА баобаб. Жираф выглядывает ИЗ-ЗА баобаба. Жираф стоит МЕЖДУ баобабом и пальмой.

  1.  Составление описательного рассказа с опорой на схему.

Логопед предлагает определить,  в названии каких  животных  больше всех звуков (крокодил и обезьяна) и приглашает детей, у кого картинки этих животных, составить о них описательный рассказ.

  1.  Итог занятия.

Ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии. А вам, что больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

конспект ООД "Животные жарких стран"

Главная цель занятия:  Развитие речи, музыкальных способностей и коммуникативных навыков у детей через логоритмические упражнения....

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"

Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями....