Конспект группового логопедического занятия "Дикие животные зимой"
план-конспект

Егорова Екатерина Александровна

Тема: Жизнь диких животных зимой

Цель: формирование целостного представления о жизни диких животных в зимний период через развитие речевых и познавательных компетенций детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dikie_zhivotnye_zimoy.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия.

3 класс.

Тема: Жизнь диких животных зимой

Цель: формирование целостного представления о жизни диких животных в зимний период через развитие речевых и познавательных компетенций детей.

Задачи:

Образовательные. 

- закрепить знания детей о зимних явлениях, научить их отличать признаки зимы;

- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных;

- показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери;

- учить составлять словосочетания, предложения.

 Коррекционно- развивающие:

- развивать связную речь, обогащать словарь по теме: «Дикие животные зимой»;

- Формировать умение составлять описательные рассказы о диких животных по плану-схеме

- Развивать навыки пересказа с опорой на картинки и вопросы

- Учить составлять простые и сложные предложения по теме

- Совершенствовать диалогическую речь через беседу о жизни животных зимой

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением

- развивать мышление путём нахождения ответа на вопрос учителя. 

- развитие активного и пассивного словаря детей во время объяснения новых слов.

- развитие памяти детей во время нахождения ответов на вопросы учителя. 

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе 

- воспитывать умение слушать учителя и одноклассников. 

- воспитывать бережное отношение к природе

- формировать познавательный интерес к животному миру

- развивать эмоциональную отзывчивость

- воспитывать внимательность при наблюдении за природой

Оборудование. 

- Компьютер, проектор.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечания

Орг. момент

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Здороваются.

Актуализация знаний детей

Установление правильности и осознанности всеми учащимися, проведение дальнейшего усовершенствования знаний, подготовка детей к восприятию новой темы.

 - Скажите, ребята, какое сейчас время года?

 - Назовите мне зимние месяцы

- У меня в руках снежинка. Тот, у кого она окажется в руках, должен сказать слово о зиме и передать следующему.

- Молодцы, ребята!

 - Зима

- Декабрь, Январь, Февраль.

-Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, санки, сугробы, вьюга, гололед).

Сл

Сл

Сл

 

Артикуляционная гимнастика.

формирование и совершенствование движений органов артикуляционного аппарата для правильного звукопроизношения.

- Сядимся ровно, плечи расправляем.

- Положим руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотрите на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и  нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»  

- Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [А – О]:

1. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» - свободно: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

2.– «Вытягиваем губы узкой воронкой» - как будто свистим (5 – 10 раз).

Артикулиция и жесты гласных звуков: А,О,У,И,Ы,Я,Е,Э

Дети повторяют за логопедом

Знакомство с новой темой

Сформировать у учащихся новые знания по теме урока, обобщение новых понятий.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой: «Жизнь диких животных зимой».

Цель нашего урока: Узнать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы.

- Ребята, почему этих животных называют дикими?

- Верно, ребята.

- Я предлагаю вам игру «Один – много». Я называю один, а вы возвращаете много.

Волк – волки, белка – белки,

лиса – лисы, заяц – зайцы,

медведь – медведи, кабан – кабаны,

ёж – ежи, лось – лоси.

Ребята скажите, пожалуйста, какие дикие животные живут в лесу?

- А какие изменения произошли в жизни диких зверей? Сейчас более подробно познакомимся с жизнью зверей зимой.

Белка

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за резвая зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это …

В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. Белки в сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.

Заяц

Не барашек, и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы – другого цвета.

Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую, густую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов под кустами. Запасов на зиму заяц не делает.

Медведь

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.

Ёжик

В стране лесной живёт портной,

Не сшил одёжки ни одной.

А в чём секрет? Какой ответ?

Иголки есть, а ниток нет.

Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.

Лиса

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост- ее краса.

Этот зверь лесной....

Спит лиса в норе. Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.

Волк

Ночью воет он в лесу:

“Я ягнёнка унесу-у-у!”

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый …

Волк – хищник, живет в логове.Охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.

Физминутка

- Ребята, сегодня вы многое узнали о жизни животных в лесу. А сейчас, хочу вам превратиться в котят и сделать физультминутку.

- животные живут в лесу

- белка

- заяц

- Медведь

- ёж

- Лиса

-Волк

Сл

Изображения животных

на слайдах

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Первичное закрепление знаний.

Установление осознанности усвоения нового материала.

Голоса диких животных

- Молодцы! А сейчас я предлагаю послушать голоса диких животных и определить «Чей голос звучит?» Волк, заяц, кабан, лось, медведь.

Голоса (запись)

- Какое задание выполняли?

- Молодцы! Теперь вы, никогда не перепутаете голоса диких животных.

Признаки животных.

- Назовите всех животных, четко проговаривая (это белка, это заяц и т.д.)   (Хором).

- Подумайте и скажите, о ком так говорят? Начни так: «Так говорят о …»

- Рыжая, пушистая, хитрая, быстрая (лиса).

- Белый, трусливый, длинноухий, косой (заяц).

- Серый, голодный, злой (волк).

- Большой, косолапый, бурый,  неуклюжий (медведь).

- Маленький, колючий (ёжик).

- Маленькая, проворная, шустрая (белка).

- Верно, ребята! Вы назвали признаки животных.

Так говорят о лисе.

Так говорят о зайце.

Так говорят о волке.

Так говорят о медведе.

Так говорят о белке.

Вторичное закрепление

Организация деятельности учащихся по применению знаний, полученных на уроке.

 Составление словосочетаний

- Теперь давайте составим  словосочетания, используя слова, используя подсказки на доске.

Берлога чья? Берлога медвежья.

Нора чья? Нора лисья.

Дупло чьё? Дупло беличье.

Логово чьё? Логово волчье.

Игра: «Кто это?».

- Ой, ребята, посмотрите, звери спрятались. Найдите всех зверей.

-  Что вы видите?  (хвост)

-  Чей хвост? (беличий)

-  Ещё что видите?  (нос)

-  Чей это нос? (волчий) и т. д.

 - Что мы с вами сейчас распознавали?   (Части тела диких животных)

 

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Сл

Итог

Анализ успешности усвоения учащимися нового материала.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой темой. Кто мне скажет как она называлась?

- верно.

- О ком мы говорили сегодня на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового открыли для себя?

-молодцы! Всё правильно.

- Жизнь диких животных зимой.

- О животных.

- ответы детей.

- ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предметам «Развитие речи и окружающий мир» и «Альтернативное чтение». Тема: «Дикие животные зимой».

Конспек интегрированного занятия в 6 классе "особый ребенок" в коррекционной школе 8 вида с использование альтернативной коммуникации и визуального рассписания....

Конспект открытого урока "Дикие животные зимой"

Тема урока: "Дикие животные зимой". Тип урока: комбинированный.Цель: систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы.Задачи:Образовательн...

Конспект занятия " Дикие животные зимой"

Конспект занятия " Дикие животные зимой"...

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы "Дикие животные зимой"

расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных к зиме;-учить отыскивать причины изменений в жизни животных в условиях их обитания, устанавливать причинно-следственные свя...

Конспект дефектологического занятия 1 класс по теме Зима. Признаки зимы. Растения и животные зимой.

Конспект дефектологического занятия 1 класс  по теме Зима. Явления природы зимой. Признаки зимы. Растения и животные зимой....