Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Тип урока: урок-исследование.

Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущности. Урок знакомит с материалами ученических мини-исследований по темам "Преподобный Серафим Саровский", "Религиозные организации и течения на Тамбовщине", "Храмы Тамбовщины". 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере

                      или народу?

Цель урока: исследовать истоки деятельности Тамбовской епархии в XIX- начале

                     XX в. и выбрать наиболее значимые из них для понимания её

                     сущности.

Задачи: - продолжить развитие умений доказывать свою точку зрения и

                выслушивать альтернативную, решать проблему;

              - развитие исследовательских умений при работе с дополнительной

                информацией, способностей актуализировать ранее изученное,                  

                устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное и

                систематизировать материал;

             - способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся на

                уроке.

Оборудование: учебник «Историческое краеведение 7-9 класс», Атлас по истории

                          Тамбовского края, раздаточный материал для работы в творческих

                          группах, презентации обучающихся и учителя.

Тип урока: урок-исследование.

Опережающее задание: работа с дополнительным материалом по теме урока, создание мультимедийных презентаций и мини-исследований творческими группами по темам « Преподобный Серафим Саровский», «Религиозные организации и течения на Тамбовщине», «Храмы Тамбовщины».

"Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен древу, имеющему листья, но не имеющему плодов. Древо, покрытое плодами, украшается и зелению листьев, так и душеназидательное слово истекает само собою из человека, имеющего добрые дела."

Ход урока

I.Постановка цели. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем работать над решением проблемы, которую вы записали в качестве темы нашего урока. Церковь во все времена была не просто религиозной организацией, но  опорой народа, его нравственным ориентиром. И Тамбовская епархия не является исключением. Но чтобы наставлять, учить, проповедовать, нужно было получить хорошее образование. Таким ли высоким был уровень образованности тамбовских священников и всякий ли  мог стать священником? Что делалось для того, чтобы повысить уровень грамотности простого народа? Кто взял на себя решение этой проблемы? Давайте попробуем это выяснить.

II.Проблемное задание

   1. Перед вами выдержки из документов Тамбовской епархии, проанализируйте их и дайте ответы на поставленные вопросы.

 

«…Еще один показатель в общей характеристике сословия - это образование. От образованности во многом зависела способность священнослужителей реально влиять на религиозное настроение прихожан, а свою очередь уровень образования напрямую зависел от состояния епархиальных духовных школ, формирование системы которых в епархии закончилось к 30-м годам XIX в. Но и это не решило проблему низкого уровня образования духовенства, особенно причетников, так как не вполне была решена проблема материального обеспечения духовных школ. Вопрос этот в течение века постепенно решался и по мере его решения, менялся и образовательный уровень всего сословия. Это очень хорошо видно на примерах. В Шацком округе в 1814 г. из 12 священников 5 вообще без образования. 4 с неоконченным семинарским. Там же из 10 диаконов все без образования, из 24 причетников только 4 с неоконченным семинарским образованием, остальные вообще без всякого образования. Спустя 22 года положение меняется. По Кирсановскому округу в 1836 г. из 14 священников только 3 без образования, из 12 диаконов без образования 4, а из 30 причетников только 13 имели незаконченное начальное духовное образование. Несколько иная ситуация в городских приходах. Так в Моршанске в 1852 г. из 10 священников все выпускники духовной семинарии, причем 5 закончили по 1 разряду, а 1 духовную академию».

«Ведомость № 2 о священно-церковнослужителях 3 Липецкого округа за 1909 год.

Объяснение к сей ведомости:

Священники 3 Липецкого округа все с полным семинарским образованием, но это образование мало прилагается к практической деятельности среди прихожан, а посему мало приметно влияние духовенства на духовно-нравственное преспеяние приходов. Служение и требы правятся духовенством аккуратно, потому что это его кормление, но если служение не обещает выгоды и не грозит наказанием со стороны начальства, то многие охотно оставляют службы. Так мне известен случай, что батюшка не стал служить 2 января в день памяти чтимого местного, да и всей Православной России О. Серафима Саровского и единственно потому что не ожидал из сей службы извлечь польщу. Нравственное состояние приходского духовенства пред прежними годами улучшается. Пьянство батюшек почти повывелось, пристрастие к картам еще кое- где заметно. Для возвышения нравственности духовенства желательно было бы более близкое знакомство с нашими Архипастырями, которые своими советами и беседами могли бы нравственно воздействовать на него, преободрить его».

«После реформ духовно-учебных заведений в 1867-1870 гг. при Тамбовской семинарии создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, в 1799 г. - 592, а к началу 20 века более 600. Семинария была одним из крупнейших духовно-учебных заведений в стране. Обучение в семинарии было платным, однако существовала широкая возможность для выходцев из семей духовенства обучаться на казенный счет или получать стипендии, которых было несколько и учреждались они чаще всего разными благотворителями. При семинарии существовало общежитие, но часть семинаристов все же жила на квартирах в городе. С 1788 г. в семинарии стала формироваться фундаментальная библиотека. Здесь были представлены почти все богословские издания выходящие в Лейпциге, Париже, Кельне, Лондоне, Риме, Вене, Берлине, Петербурге и Москве.

Первоначально в семинарии читались курсы риторики, грамматики, философии и богословия. Особое значение придавалось изучению древних языков латинского, греческого и древнееврейского. Ученики обязаны были делать переводы цицироновых писем и богословских трудов Фомы Аквинского. В течении XIX века вводились все новые и новые предметы: гомилетика, сравнительное и нравственное богословие, история раскола и сектантства, церковная история, гражданская история, французский и немецкий язык, физика, психология, логика, алгебра, дидактика и педагогика, медицина, агрономия, история русской словесности, география и многие другие. Одно время в Тамбовской семинарии преподавался мордовский и татарский язык, а преподаватель Тюленев одним из первых перевел Евангелие на мордовский язык. К началу XX века курс обучения в семинарии длился шесть лет и состоял из шести классов по два отделения в каждом классе (1 и 2 разряда).

В Тамбовской духовной семинарии всегда был очень сильный педагогический состав. Здесь преподавали такие замечательные педагоги, как Н. Говоров (создатель одной из лучших русских грамматик), знаток раскола Н. Чиннов, логик и философ, первый составитель жизнеописания прп. Марфы прот. М. Сладкопевцев, основатель тамбовской школы пчеловодства С. Вадковский, словесник Н. Орлов, исследователь и знаток русского хорового искусства прот. В. Лебедев, один из первых серьезных исследователь иконографии архимандрит Христофор и многие другие.

Тамбовская Духовная семинария была средним учебным заведением, дававшим неплохое среднее специальное образование. Выпускники семинарии становились не только священниками, но и врачами, инженерами, учителями, ветеринарами, агрономами, учеными».

2.Дискуссия по поставленным вопросам, предварительный вывод:

 Тамбовская епархия, несмотря на собственные трудности, делала очень многое для образования народа.

3.Дома ваши творческие группы готовили мини-исследования по трем разным темам. Чтобы сделать окончательный вывод по нашей проблеме, давайте выслушаем доклады руководителей групп.

4.Выступления руководителей групп в сопровождении мультимедийных презентаций.

III. Закрепление.

1.Запись в тетрадях вывода по теме урока: 

К концу XIX в. Русская Православная церковь стала неотъемлемым государственным институтом, а приходские священники  выполняли, помимо своих непосредственных обязанностей, обязанности настоящих духовных наставников. Монастыри стали центрами по социальной помощи самым разным слоям населения: обучение детей, содержание приютов и богаделен, забота об инвалидах и медицинском обслуживании крестьян.

2. Работа с тестовыми заданиями.

3. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание: § 33 , составить расписание уроков для ученика церковно-приходской школы на день.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Перед вами выдержки из документов Тамбовской епархии, проанализируйте их и дайте ответы на поставленные вопросы.

«…Еще один показатель в общей характеристике сословия - это образование. От образованности во многом зависела способность священнослужителей реально влиять на религиозное настроение прихожан, а свою очередь уровень образования напрямую зависел от состояния епархиальных духовных школ, формирование системы которых в епархии закончилось к 30-м годам XIX в. Но и это не решило проблему низкого уровня образования духовенства, особенно причетников, так как не вполне была решена проблема материального обеспечения духовных школ. Вопрос этот в течение века постепенно решался и по мере его решения, менялся и образовательный уровень всего сословия. Это очень хорошо видно на примерах. В Шацком округе в 1814 г. из 12 священников 5 вообще без образования. 4 с неоконченным семинарским. Там же из 10 диаконов все без образования, из 24 причетников только 4 с неоконченным семинарским образованием, остальные вообще без всякого образования. Спустя 22 года положение меняется. По Кирсановскому округу в 1836 г. из 14 священников только 3 без образования, из 12 диаконов без образования 4, а из 30 причетников только 13 имели незаконченное начальное духовное образование. Несколько иная ситуация в городских приходах. Так в Моршанске в 1852 г. из 10 священников все выпускники духовной семинарии, причем 5 закончили по 1 разряду, а 1 духовную академию».

Таким ли высоким был уровень образованности тамбовских священников и всякий ли  мог стать священником?

2.Перед вами выдержки из документов Тамбовской епархии, проанализируйте их и дайте ответы на поставленные вопросы.

«Ведомость № 2 о священно-церковнослужителях 3 Липецкого округа за 1909 год.

Объяснение к сей ведомости:

Священники 3 Липецкого округа все с полным семинарским образованием, но это образование мало прилагается к практической деятельности среди прихожан, а посему мало приметно влияние духовенства на духовно-нравственное преспеяние приходов. Служение и требы правятся духовенством аккуратно, потому что это его кормление, но если служение не обещает выгоды и не грозит наказанием со стороны начальства, то многие охотно оставляют службы. Так мне известен случай, что батюшка не стал служить 2 января в день памяти чтимого местного, да и всей Православной России О. Серафима Саровского и единственно потому что не ожидал из сей службы извлечь польщу. Нравственное состояние приходского духовенства пред прежними годами улучшается. Пьянство батюшек почти повывелось, пристрастие к картам еще кое- где заметно. Для возвышения нравственности духовенства желательно было бы более близкое знакомство с нашими Архипастырями, которые своими советами и беседами могли бы нравственно воздействовать на него, преободрить его».

Таким ли высоким был уровень образованности тамбовских священников ?

3.Перед вами выдержки из документов Тамбовской епархии, проанализируйте их и дайте ответы на поставленные вопросы.

«После реформ духовно-учебных заведений в 1867-1870 гг. при Тамбовской семинарии создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, в 1799 г. - 592, а к началу 20 века более 600. Семинария была одним из крупнейших духовно-учебных заведений в стране. Обучение в семинарии было платным, однако существовала широкая возможность для выходцев из семей духовенства обучаться на казенный счет или получать стипендии, которых было несколько и учреждались они чаще всего разными благотворителями. При семинарии существовало общежитие, но часть семинаристов все же жила на квартирах в городе.

С 1788 г. в семинарии стала формироваться фундаментальная библиотека. Здесь были представлены почти все богословские издания выходящие в Лейпциге, Париже, Кельне, Лондоне, Риме, Вене, Берлине, Петербурге и Москве.

Первоначально в семинарии читались курсы риторики, грамматики, философии и богословия. Особое значение придавалось изучению древних языков латинского, греческого и древнееврейского. Ученики обязаны были делать переводы цицироновых писем и богословских трудов Фомы Аквинского. В течении XIX века вводились все новые и новые предметы: гомилетика, сравнительное и нравственное богословие, история раскола и сектантства, церковная история, гражданская история, французский и немецкий язык, физика, психология, логика, алгебра, дидактика и педагогика, медицина, агрономия, история русской словесности, география и многие другие. Одно время в Тамбовской семинарии преподавался мордовский и татарский язык, а преподаватель Тюленев одним из первых перевел Евангелие на мордовский язык. К началу XX века курс обучения в семинарии длился шесть лет и состоял из шести классов по два отделения в каждом классе (1 и 2 разряда).

В Тамбовской духовной семинарии всегда был очень сильный педагогический состав. Тамбовская Духовная семинария была средним учебным заведением, дававшим неплохое среднее специальное образование. Выпускники семинарии становились не только священниками, но и врачами, инженерами, учителями, ветеринарами, агрономами, учеными».

Что делалось для того, чтобы повысить уровень грамотности простого народа? Кто взял на себя решение этой проблемы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Подписи к слайдам:


Религиозные организации и течения на Тамбовщине в XIX – начале XX в

Духоборы

Секта появилась в начале XVIII в. в Слободской Украине, затем распространилась и в Тамбовской губернии. Здесь руководителем секты стал житель с. Горелое Ларион Побирохин.

Молокане
Первое упоминание об этой секте относится к 1765 г., по преданию основана она была в Тамбовской епархии Семеном Уклеиным. Сами себя называли «духовные христиане», название молокане за ними закрепилось потому, что они утверждали, что их учение
«чистое словесное молоко».

Баптисты
Секта появилась в епархии около 1880 г. и занесена была из Черноморья. Первые общины существовали в с. Воронцовка и Новотомниково Шацкого уезда.

Хлысты

В Тамбовской епархии впервые упоминаются в 1761 г., тогда их называли шелапутами, а хлыстами прозвали за то, что они во время своих собраний (радений), чтобы ввести себя в состояние особого экстаза хлестали себя хлыстами.

Скопцы

Секта появилась в конце XVIII в. Первый скопческий корабль в нашей епархии основан в 1769 г. крестьянином Кондратием Селивановым в с. Сосновка Моршанского уезда. Расцвет секты пришелся на первую половину XIX в.

Старообрядцы

На территории епархии противники реформы патриарха Никона появились еще в XVII в. Существовало два направления: беспоповцы и беглопоповцы.

Успенская старообрядческая церковь, г. Моршанск

Австрийцы

Со второй половины XIX в. от беглопоповцев отделяются австрийцы, которые имели свою высшую иерархию (так называемая Белокриницкая иерархия). Главный их пункт г. Моршанск.

Количество сектантов и раскольников в Тамбовской епархии

33957

3002

847

1451

19390

3631329

1910

25301

2183

625

1747

17901

3259873

1903

26055

1978

772

1741

19346

3161116

1901

15912

215

190

1594

6909

1977647

1862

256

442

17962

1776674

1855

Магометане

Иудеи

Лютеране

Католики

Раскольники и сектанты

Общее кол-во населения

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...

Урок по историческому краеведению «Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича»

Данный урок разработан на основе исследовательской работы учащихся для уроков краеведения с применением ФГОС....

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...

Примерная рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 9 класса «САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX – начале XX ВЕКА»

Примерная рабочая программа составлена на основе действующего УМК по региональной истории и соотвествует требованиям ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, а также региона...