Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Ступак Галина Николаевна

 

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

   Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества».Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.     По своему профилю музей МОУ ЕСОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".

Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства и является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и  краеведческую работу.

   Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_muzeevedeniyu.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

методической разработки по музееведению

 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»                               

возраст учащихся от 7 до 18 лет.                            

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

   Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.     По своему профилю музей МОУ ЕСОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто". 

Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства и является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и  краеведческую работу.

   Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:

1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008-2012 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2008 г. № 422).

3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

4. Методическая разработка составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта  общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.

5. «Положения о школьном музее», принятом на заседании педагогического совета     Протокол №1 от 27.80.2008г.,                                                  

6. Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,

7.  «Программы развития МОУ ЕСОШ №1»,                            

8.  «Устава МОУ ЕСОШ №1».

Обоснование актуальности и востребованности методической разработки

                                                                                                «Чем дальше в будущее смотрим,            

                                                                                                 тем больше прошлым дорожим».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данной разработки вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей и т.д.        

      Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.

          Целью моей методической разработки является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность в условиях сельской Егорлыкской средней общеобразовательной школы. Создание оптимальных условий  для  учителей  и  учащихся  в  использовании  краеведения  при  обучении  и  воспитании  подрастающего  поколения 

    Музей является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Основные задачи

  •  Формировать  у  школьников  исследовательские  навыки,  научное  мышление;
  •   Чувство  гражданственности  и  патриотизма,  гордости  за  принадлежность  к  своей  нации,  гордости  за  свою  Родину;
  •   Чувство  личной ответственности  за  все  происходящее  в  окружающем мире,  потребность  быть деятельным  соучастником  во всех сферах жизни;
  •   Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
  •   Способность  к  творчеству,  потребность  в углубленном  изучении  какой-либо  науки,  умение  самостоятельно  добывать  новые  знания;
  •   Физическое  совершенство;  умение избегать  всего,  что  может  вредить  здоровью,  адаптироваться  и  самостоятельно  выбирать  здоровый  образ  жизни. 

Школьный музей призван способствовать формированию убеждённости у учащихся, русского патриотизма, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию общественно-политической, исследовательской работы, служить целями совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. К этому следует добавить, что, когда уже музей создан, становятся видны «белые пятна», которые требуют к себе внимания, дополнительного поиска.    У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно.

Обоснование:  

Музей – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного музея.

Работа в музее помогает активно поддерживать связь с общественностью.

Описание:

        Центром  воспитательной работы является поисковая деятельность и школьный музей.  Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников  разных лет. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не  только своей школы, но и Родины, т.к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения,  музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим,  ветеранам войны и труда.

 

В рамках программы  музей выполняет следующие функции:

  •  Поисковая и исследовательская работа  с учащимися;
  •  Проведение Вахт Памяти;
  •  Координаторская работа с общественными организациями;
  •  Организационное проведение общешкольных мероприятий,   объединяющих усилия учащихся и учителей;
  •  Встречи с ветеранами ВОВ, бывшими учителями и выпускниками школы;

Ожидаемые результаты:

1.     Расширение диапазона мероприятий для школьников.

2.     Сохранение и пополнение фондов музея.

3.      Создание условий для развития творческих способностей у учащихся

4.     Написание учащимися исследовательских работ

      5.     Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием. 

В результате реализации программы ожидается, что:

  • - увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
  • - появится интерес к истории своего отечества и родного края;
  • - у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
  • - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
  • - обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
  • - учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;
  • - увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.

Перспективность:

В дальнейшей работе школьного музея планируется:

1. Расширять экспозиции;

2.  Проводить выездные экспозиционные выставки в школы района;

3. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района по обмену опытом;

4. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;

5. Продолжать поисковую деятельность;

6. Выпустить электронное методическое пособие по разработке экскурсий по музею и Егорлыкскому району

Формы организации работы

• лекции
• экскурсии
• консультации
• литературные и исторические гостиные
• киносеансы
• встречи с интересными людьми
• исторические игры, викторины
• проектная и исследовательская деятельность
• использование интернет – технологий
• создание видеопрезентаций
• посещение школьных музеев и музеев города и области
• оформление выставок, обновление экспозиций
• встречи с ветеранами войны

• поисковая деятельность и работа отряда «ПОИСК»

Методами обучения являются:

- словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

- наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;

- поисковый – сбор информации по заданной теме;

- исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.

Контроль знаний, умений, навыков:

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока  в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий (описание музейного предмета, составление карточки описания, заполнение Книги поступлений).

Практическая часть контроля знаний, умений, навыков основана на участии детей в составлении плана работы Музея, оформлению выставок, этикетажа, сопроводительного текста экспозиций, разработке и проведении экскурсий, изучении коллекции. Итогом работы ребёнка является подготовка к участию в научных конференциях, оформление собственного исследовательского проекта и его презентация.

Межпредметные связи:

В реализации образовательной программы возникают межпредметные связи с историей, археологией, этнографией, генеалогией, нумизматикой, литературой, культурологией и другими научными дисциплинами.

Работа с родителями:

Необходимым условием успешной реализации данной программы является установление тесной взаимосвязи с семьёй обучающихся с целью изучения индивидуальных возможностей детей, демонстрация достигнутых успехов ребенка, направление его деятельности, приглашение родителей на открытые творческие мероприятия и презентации.

Взаимодействие с другими учреждениями:

Социальными партнёрами в работе детского объединения являются: Государственный архив, научные работники музеев, учреждения культуры.

Прогнозируемые результаты:

1.  В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашей Малой Родины, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2.  В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3.  В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                                                        «Благородство  школьного  музея,

                              Как  всегда  ни  фонда  и  ни  смет.

                                                            Пишут  дети,  ищут  чей – то  след,

                             Чтобы  не  ушло  ничто  в  забвенье»

Работа в музее

«История создания школы»

Цели:  Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей школы; создавать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении  и воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

  •       Воспитывать у школьников чувство патриотизма, гордости за свою школу, за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности по улучшению своей школы;
  •      Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединение учащихся на принципах самоуправления.
  •      Набор детей в клуб «Поиск»
  •      Распределение обязанностей
  •      Знакомство учащихся с историей создания школы
  •      Подготовка материалов для оформления музейного уголка
  •     Встречи и беседы учащихся с первыми учителями школы
  •      Выпуск материалов по результатам бесед с учителями
  •      Оформление материалов об учителях школы, находящихся на заслуженном отдыхе
  •     Оформление материалов о работающих учителях школы
  •    Оформление материалов о бывших выпускниках.
  •      Оформление уголка «Наши мамы – ученицы нашей школы»
  •      Встреча  с мамами – выпускницами нашей школы в музейном уголке, оформление выставки «Это могут наши мамы»
  •      Выпуск папок о выпускниках  «Ими гордится школа»
  •      Встречи с ветеранами войны
  •      Посещение районного музея
  •      Оформление материалов по итогам празднования Дня Победы

Работа в музее

«История создания станицы»

Цели: Привить любовь к своей малой Родине. Собрать материал о станице Егорлыкской

 Задачи: 

  •      Воспитать патриотическое качество;
  •      Привить интерес к историческому прошлому своей станицы

     Создание краеведческой группы;

     Знакомство с темой и планом работы.

     Сбор материала о станице Егорлыкской

     Печатание текста;

     Закупка материала для оформления стенда.

     Оформление стендов;

     Поиск фотографий;

     Связь с районным музеем

     Сбор фотографий

     Встреча с жителями станицы  

     Связь со старожилами

     История открытия мемориальных  памятников

     Подведение итогов работы группы;

     Анализ работы.

Работа в музее

«Защитники отечества»

Цель: Продолжать знакомство с ветеранами ВОВ; знать их и помнить их     подвиги

Задачи:

  • Увековечить память погибших солдат

     Необходимо с каждым ветераном индивидуально провести встречу, беседу;

     Попросить у каждого фото и интервью для музейного уголка;

     Воспитывать у себя такие качества характера, как доблесть и мужество.

  • Подготовка и проведение Вахты Памяти – октябрь, май

     Ознакомление учащихся с ветеранами ВОВ;

     Закупка материала для оформления уголка.

     Посещение на дому.

     Оформление уголка, работа с архивом

     Встреча с воинами ВОВ – участниками битвы под Москвой.

     История боевых наград.

     Оформление стенда

     Оформление альбома о воинах ВОВ.

     Проведение операции «Поздравь защитника»

     Тимуровский десант.

     Операция «Памятник»

     Акция «Поздравь ветерана»

Литература для учителя

  1. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  2. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
  3. Креин А. 3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969.
  4. “Школьные краеведческие викторины”. (В помощь учителю.)  - Тамбов, 1963.
  5. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., “Молодая гвардия”, 1965.
  6. 3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., “Просвещение”, 1965.
  7. С.Н.Корсаков. Краеведение – комплексное воспитание человека.  (Из Интернета).
  8. Вопросы экскурсионной работы под ред. М.А. Казарина.- М., 1973.
  9. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсии. – М., Профиздат, 1965.

Литература для детей

  1. Бушланов М.М «Сказание о Ленском» Ленск,1986
  2. Камкин А.В. «Истоки» М.,2002
  3. Новосёлов А.И. «Здесь начиналась Сибирь». Екатеринбург
  4. Архивные материалы  газеты «Известия – Тур».
  5. «Русская старина».Екатеринбург, 1997