Главные вкладки

    Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
    методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

    Ступак Галина Николаевна

     

    Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

       Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества».Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.     По своему профилю музей МОУ ЕСОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".

    Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства и является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и  краеведческую работу.

       Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_po_muzeevedeniyu.docx37.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    методической разработки по музееведению

     «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»                               

    возраст учащихся от 7 до 18 лет.                            

    Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

       Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.     По своему профилю музей МОУ ЕСОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто". 

    Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства и является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и  краеведческую работу.

       Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:

    1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

    2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008-2012 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2008 г. № 422).

    3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

    4. Методическая разработка составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта  общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.

    5. «Положения о школьном музее», принятом на заседании педагогического совета     Протокол №1 от 27.80.2008г.,                                                  

    6. Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,

    7.  «Программы развития МОУ ЕСОШ №1»,                            

    8.  «Устава МОУ ЕСОШ №1».

    Обоснование актуальности и востребованности методической разработки

                                                                                                    «Чем дальше в будущее смотрим,            

                                                                                                     тем больше прошлым дорожим».

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данной разработки вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей и т.д.        

          Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.

              Целью моей методической разработки является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность в условиях сельской Егорлыкской средней общеобразовательной школы. Создание оптимальных условий  для  учителей  и  учащихся  в  использовании  краеведения  при  обучении  и  воспитании  подрастающего  поколения 

        Музей является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

    Основные задачи

    •  Формировать  у  школьников  исследовательские  навыки,  научное  мышление;
    •   Чувство  гражданственности  и  патриотизма,  гордости  за  принадлежность  к  своей  нации,  гордости  за  свою  Родину;
    •   Чувство  личной ответственности  за  все  происходящее  в  окружающем мире,  потребность  быть деятельным  соучастником  во всех сферах жизни;
    •   Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
    •   Способность  к  творчеству,  потребность  в углубленном  изучении  какой-либо  науки,  умение  самостоятельно  добывать  новые  знания;
    •   Физическое  совершенство;  умение избегать  всего,  что  может  вредить  здоровью,  адаптироваться  и  самостоятельно  выбирать  здоровый  образ  жизни. 

    Школьный музей призван способствовать формированию убеждённости у учащихся, русского патриотизма, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию общественно-политической, исследовательской работы, служить целями совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. К этому следует добавить, что, когда уже музей создан, становятся видны «белые пятна», которые требуют к себе внимания, дополнительного поиска.    У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно.

    Обоснование:  

    Музей – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного музея.

    Работа в музее помогает активно поддерживать связь с общественностью.

    Описание:

            Центром  воспитательной работы является поисковая деятельность и школьный музей.  Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников  разных лет. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не  только своей школы, но и Родины, т.к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения,  музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим,  ветеранам войны и труда.

     

    В рамках программы  музей выполняет следующие функции:

    •  Поисковая и исследовательская работа  с учащимися;
    •  Проведение Вахт Памяти;
    •  Координаторская работа с общественными организациями;
    •  Организационное проведение общешкольных мероприятий,   объединяющих усилия учащихся и учителей;
    •  Встречи с ветеранами ВОВ, бывшими учителями и выпускниками школы;

    Ожидаемые результаты:

    1.     Расширение диапазона мероприятий для школьников.

    2.     Сохранение и пополнение фондов музея.

    3.      Создание условий для развития творческих способностей у учащихся

    4.     Написание учащимися исследовательских работ

          5.     Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием. 

    В результате реализации программы ожидается, что:

    • - увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
    • - появится интерес к истории своего отечества и родного края;
    • - у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
    • - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
    • - обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
    • - учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;
    • - увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.

    Перспективность:

    В дальнейшей работе школьного музея планируется:

    1. Расширять экспозиции;

    2.  Проводить выездные экспозиционные выставки в школы района;

    3. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района по обмену опытом;

    4. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;

    5. Продолжать поисковую деятельность;

    6. Выпустить электронное методическое пособие по разработке экскурсий по музею и Егорлыкскому району

    Формы организации работы

    • лекции
    • экскурсии
    • консультации
    • литературные и исторические гостиные
    • киносеансы
    • встречи с интересными людьми
    • исторические игры, викторины
    • проектная и исследовательская деятельность
    • использование интернет – технологий
    • создание видеопрезентаций
    • посещение школьных музеев и музеев города и области
    • оформление выставок, обновление экспозиций
    • встречи с ветеранами войны

    • поисковая деятельность и работа отряда «ПОИСК»

    Методами обучения являются:

    - словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

    - наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;

    - поисковый – сбор информации по заданной теме;

    - исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.

    Контроль знаний, умений, навыков:

    Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока  в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий (описание музейного предмета, составление карточки описания, заполнение Книги поступлений).

    Практическая часть контроля знаний, умений, навыков основана на участии детей в составлении плана работы Музея, оформлению выставок, этикетажа, сопроводительного текста экспозиций, разработке и проведении экскурсий, изучении коллекции. Итогом работы ребёнка является подготовка к участию в научных конференциях, оформление собственного исследовательского проекта и его презентация.

    Межпредметные связи:

    В реализации образовательной программы возникают межпредметные связи с историей, археологией, этнографией, генеалогией, нумизматикой, литературой, культурологией и другими научными дисциплинами.

    Работа с родителями:

    Необходимым условием успешной реализации данной программы является установление тесной взаимосвязи с семьёй обучающихся с целью изучения индивидуальных возможностей детей, демонстрация достигнутых успехов ребенка, направление его деятельности, приглашение родителей на открытые творческие мероприятия и презентации.

    Взаимодействие с другими учреждениями:

    Социальными партнёрами в работе детского объединения являются: Государственный архив, научные работники музеев, учреждения культуры.

    Прогнозируемые результаты:

    1.  В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашей Малой Родины, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
    2.  В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
    3.  В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                                                            «Благородство  школьного  музея,

                                  Как  всегда  ни  фонда  и  ни  смет.

                                                                Пишут  дети,  ищут  чей – то  след,

                                 Чтобы  не  ушло  ничто  в  забвенье»

    Работа в музее

    «История создания школы»

    Цели:  Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей школы; создавать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении  и воспитания подрастающего поколения.

    Задачи:

    •       Воспитывать у школьников чувство патриотизма, гордости за свою школу, за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности по улучшению своей школы;
    •      Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединение учащихся на принципах самоуправления.
    •      Набор детей в клуб «Поиск»
    •      Распределение обязанностей
    •      Знакомство учащихся с историей создания школы
    •      Подготовка материалов для оформления музейного уголка
    •     Встречи и беседы учащихся с первыми учителями школы
    •      Выпуск материалов по результатам бесед с учителями
    •      Оформление материалов об учителях школы, находящихся на заслуженном отдыхе
    •     Оформление материалов о работающих учителях школы
    •    Оформление материалов о бывших выпускниках.
    •      Оформление уголка «Наши мамы – ученицы нашей школы»
    •      Встреча  с мамами – выпускницами нашей школы в музейном уголке, оформление выставки «Это могут наши мамы»
    •      Выпуск папок о выпускниках  «Ими гордится школа»
    •      Встречи с ветеранами войны
    •      Посещение районного музея
    •      Оформление материалов по итогам празднования Дня Победы

    Работа в музее

    «История создания станицы»

    Цели: Привить любовь к своей малой Родине. Собрать материал о станице Егорлыкской

     Задачи: 

    •      Воспитать патриотическое качество;
    •      Привить интерес к историческому прошлому своей станицы

         Создание краеведческой группы;

         Знакомство с темой и планом работы.

         Сбор материала о станице Егорлыкской

         Печатание текста;

         Закупка материала для оформления стенда.

         Оформление стендов;

         Поиск фотографий;

         Связь с районным музеем

         Сбор фотографий

         Встреча с жителями станицы  

         Связь со старожилами

         История открытия мемориальных  памятников

         Подведение итогов работы группы;

         Анализ работы.

    Работа в музее

    «Защитники отечества»

    Цель: Продолжать знакомство с ветеранами ВОВ; знать их и помнить их     подвиги

    Задачи:

    • Увековечить память погибших солдат

         Необходимо с каждым ветераном индивидуально провести встречу, беседу;

         Попросить у каждого фото и интервью для музейного уголка;

         Воспитывать у себя такие качества характера, как доблесть и мужество.

    • Подготовка и проведение Вахты Памяти – октябрь, май

         Ознакомление учащихся с ветеранами ВОВ;

         Закупка материала для оформления уголка.

         Посещение на дому.

         Оформление уголка, работа с архивом

         Встреча с воинами ВОВ – участниками битвы под Москвой.

         История боевых наград.

         Оформление стенда

         Оформление альбома о воинах ВОВ.

         Проведение операции «Поздравь защитника»

         Тимуровский десант.

         Операция «Памятник»

         Акция «Поздравь ветерана»

    Литература для учителя

    1. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
    2. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
    3. Креин А. 3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969.
    4. “Школьные краеведческие викторины”. (В помощь учителю.)  - Тамбов, 1963.
    5. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., “Молодая гвардия”, 1965.
    6. 3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., “Просвещение”, 1965.
    7. С.Н.Корсаков. Краеведение – комплексное воспитание человека.  (Из Интернета).
    8. Вопросы экскурсионной работы под ред. М.А. Казарина.- М., 1973.
    9. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсии. – М., Профиздат, 1965.

    Литература для детей

    1. Бушланов М.М «Сказание о Ленском» Ленск,1986
    2. Камкин А.В. «Истоки» М.,2002
    3. Новосёлов А.И. «Здесь начиналась Сибирь». Екатеринбург
    4. Архивные материалы  газеты «Известия – Тур».
    5. «Русская старина».Екатеринбург, 1997


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий линейки "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!"

    В сценарий включены элементы театрализации с участием героев (гусары) Отечественной войны 1812 года....

    классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

    методическая разработка классного часа...

    классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

    методическая разработка классного часа...

    Научная статья «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»

    Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные...

    Научная статья «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»

    Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные...

    Викторина "Гордиться славою своих предков... должно".

    Викторина проводится в форме игры среди учащихся 8-9 классов. Викторина посвящена Дню защитников Отечества....

    Мероприятие "ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ"

    Мероприятие  "ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ"...