Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Ефремова Оксана Станиславовна

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулировать вопросы, отвечать на них, делать выводы и строить рассказ.

Тип урока: заочная экскурсия (с использованием компьютерной презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по историческому  краеведению

 «Дорога к храму»

Автор: Ефремова Оксана Станиславовна

учитель истории МБОУ «ДООШ»

Цели урока:

  • изучить и обобщить материал по теме;
  • способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя;
  • развивать умение правильно формулировать вопросы, отвечать на них, делать выводы и строить рассказ.

Тип урока: заочная экскурсия (с использованием компьютерной презентации)

Оборудование: карта Нижегородской области, маршрутные листы, выставка книг, посвящённых истории  сёл и храмов  Перевозского района.

Основные понятия: храм, церковь, икона.

Опережающее задание:

  • Подобрать материал о храмах и церквях Перевозского района
  • Подготовить презентацию своей творческой работы.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

  • Ребята, что вы можете рассказать о Юрии (Георгии) Всеволодовиче?
  • Кого называли «Солнцем земли Русской»?
  • Что вы знаете о Городце на волге?
  • Расскажите о Лаврентьевской летописи.

III. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

Ребята, земля Нижегородская – прекрасная и неповторимая. Удивительную красоту ей придают не только великолепные пейзажи, озера, реки, но и здания, храмы, монастыри, небольшие церквушки, создающие особенный облик городов и поселений.

Прочитайте, пожалуйста, слова  нижегородской поэтессы Галины Ахмаевой и вдумайтесь в каждое слово:

Среди житейских бурь, волнений,

Устав от дум, на склоне дня,

Иду я в храм за утешеньем:

- Помилуй, Господи, меня!

Наверное, вы уже догадались, что сегодня мы проведём необычный урок. Нас ждёт заочное путешествие, и дорога наша будет к Храму.

Записываем тему урока «Дорога к храму».

Давайте попробуем определить цель и задачи урока (дети отвечают и заносят их в тетрадь).

Под словом «храм» в Православной церкви подразумевается особое здание, посвящённое Богу, и предназначено для общественного служения Ему. Своей цельностью и гармоничным строением храм возвышает душу. Для храмов выбирались самые лучшие места, использовались самые лучшие материалы для украшения. Во внешнем и внутреннем убранстве храма нет ничего лишнего, каждая деталь, каждый предмет несёт глубокий и возвышенный смысл.

Храм в бытовой речи называется церковью. Это русское слово и происходит от греческого «кириакон», что означает «дом Господень». В храме совершаются таинства, богослужения, общественная и частная молитва.

Дай же нам, господи, время покаяться,

Время ошибки свои осознать,

Чтоб не пришлось на Суде Твоём маяться

И не пришлось нам себя проклинать.

                                                     А.Важенин «Молитва»

Поскольку храм – это особый мир, нам будет интересно узнать как о внешнем убранстве храма, так и о пространстве внутри него.

 Чтобы узнать какие храмы  существуют на нашей Перевозской земле,  мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся с их историей. Перед вами маршрутные листы, где вы можете видеть те объекты, которые нам следует посетить. Итак, первый объект нашего маршрута – Церковь Рождества Христова села Дубское.

Ученик представляет свою творческую презентацию по опережающему заданию, рассказывая о Дубской церкви.

Следующий объект маршрута – Церковь иконы Божьей матери «Знамение» (Знаменская церковь) села Б.Кемары.

Ученик представляет творческую  презентацию по опережающему заданию, рассказывая о Б.Кемарской церкви.

Ребята, к сожалению,  мы не услышим звона колоколов ещё одной церкви нашего района – Ревезенской (Церковь Сретения Господня). Церковь построена в 1818 году на высоком берегу старого русла реки Пьяны в середине села Ревезень.

В городе Перевоз ныне действующая церковь – это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Давайте посмотрим на неё. Это каменная церковь, однопрестольная, построена в 1816 году.

В советское время  многие церкви были разграблены и закрыты.

- Как вы думаете, ребята это правильно? Нужны ли нам храмы и церкви сегодня?    (Дети отвечают).

IV. Закрепление материала.

Взаимный опрос в парах, обсуждение.

Заключительное слово учителя

Итак, мы с вами совершили заочное путешествие, и дорога наша была к Храму.

  • Какую новую информацию вы узнали на уроке?
  • Что показалось интересным? а что не очень?
  • Что для вас было сложным?

К сожалению, мы рассмотрели не все церкви Перевозского района, но вы можете самостоятельно познакомиться с историей всех церквей в книгах нашего земляка, Валентина Владимировича Рынькова; и  также вам помогут следующие интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

http://sobory.ru/locat/?distr=662

http://www.kultura-perevoz.narod.ru/

http://nnwelcome.ru/

http://www.zapoved.net/

Отрадно, что сегодня возрождаются старые и строятся новые храмы. Ведь в современном мире роль Православной церкви огромна, более того история церкви неотделима от государства. Именно Православная церковь сохранилась в самых сложных исторических ситуациях. Так давайте об этом помнить и знать!

V. Организация домашнего задания.

Составить тест по изученному на уроке материалу (5 вопросов). На следующем уроке учитель планирует работу парами (учащиеся меняются тестами и решают их).  

Литература и интернет ресурсы:

Литература:

  • В.В. Рыньков, В.В. Рыньков  «Земля Перевозская – край заветный»; Н.Новгород. «Литера», 2004.
  • В.В. Рыньков. Для  памяти минувших дней (из истории Перевоза и его окрестностей). Перевоз. – Большемурашкинская типография.1997.
  • В.В. Рыньков, В.В. Рыньков  «Страницы минувшего и настоящего. Село Дубское». Н.Новгород. – Большемурашкинская типография. 1997.
  • Наш край. – Н.Новгород, 1994.
  • Нижегородский край: Факты, события, люди. – Н.Новгород: НГЦ, 1994.

Интернет- ресурсы

Приложение

Объекты маршрута экскурсии

Объект

Дата постройки

Особенности архитектуры, краткая историческая справка

Церковь Рождества Христова села Дубское

1821г.

Восстановлена – 1990г.

Церковь каменная, построена в честь Рождества Христова. Однопрестольная.

Церковь иконы Божьей матери «Знамение» (Знаменская церковь) села Б.Кемары

1701 г.

Храм представляет собой пятиглавое церковное сооружение, перекрытое сомкнутым сводом с центральной световой главой, крыша на четыре ската. Окна по бокам обрамлены колонками и имеют завершение в виде фигурных фронтонов

Церковь Сретения Господня села Ревезень

1818 г.

Церковь построена  на высоком берегу старого русла реки Пьяны в середине села Ревезень. Каменная, двухпрестольная.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы г. Перевоз

1816 г.

Каменная церковь, однопрестольная. Построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святой храм. Методическая разработка урока по православной культуре

Данная разработка уникальна в своем роде. Разнообразный материал, повествующий о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Урок интегрированный ПК плюс геометрия. В основании любого храме л...

Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»  проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой груп...

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм"

Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм" 8 класс....

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»

Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...