Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулировать вопросы, отвечать на них, делать выводы и строить рассказ.
Тип урока: заочная экскурсия (с использованием компьютерной презентации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.rar | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по историческому краеведению
«Дорога к храму»
Автор: Ефремова Оксана Станиславовна
учитель истории МБОУ «ДООШ»
Цели урока:
- изучить и обобщить материал по теме;
- способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя;
- развивать умение правильно формулировать вопросы, отвечать на них, делать выводы и строить рассказ.
Тип урока: заочная экскурсия (с использованием компьютерной презентации)
Оборудование: карта Нижегородской области, маршрутные листы, выставка книг, посвящённых истории сёл и храмов Перевозского района.
Основные понятия: храм, церковь, икона.
Опережающее задание:
- Подобрать материал о храмах и церквях Перевозского района
- Подготовить презентацию своей творческой работы.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- Ребята, что вы можете рассказать о Юрии (Георгии) Всеволодовиче?
- Кого называли «Солнцем земли Русской»?
- Что вы знаете о Городце на волге?
- Расскажите о Лаврентьевской летописи.
III. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Ребята, земля Нижегородская – прекрасная и неповторимая. Удивительную красоту ей придают не только великолепные пейзажи, озера, реки, но и здания, храмы, монастыри, небольшие церквушки, создающие особенный облик городов и поселений.
Прочитайте, пожалуйста, слова нижегородской поэтессы Галины Ахмаевой и вдумайтесь в каждое слово:
Среди житейских бурь, волнений,
Устав от дум, на склоне дня,
Иду я в храм за утешеньем:
- Помилуй, Господи, меня!
Наверное, вы уже догадались, что сегодня мы проведём необычный урок. Нас ждёт заочное путешествие, и дорога наша будет к Храму.
Записываем тему урока «Дорога к храму».
Давайте попробуем определить цель и задачи урока (дети отвечают и заносят их в тетрадь).
Под словом «храм» в Православной церкви подразумевается особое здание, посвящённое Богу, и предназначено для общественного служения Ему. Своей цельностью и гармоничным строением храм возвышает душу. Для храмов выбирались самые лучшие места, использовались самые лучшие материалы для украшения. Во внешнем и внутреннем убранстве храма нет ничего лишнего, каждая деталь, каждый предмет несёт глубокий и возвышенный смысл.
Храм в бытовой речи называется церковью. Это русское слово и происходит от греческого «кириакон», что означает «дом Господень». В храме совершаются таинства, богослужения, общественная и частная молитва.
Дай же нам, господи, время покаяться,
Время ошибки свои осознать,
Чтоб не пришлось на Суде Твоём маяться
И не пришлось нам себя проклинать.
А.Важенин «Молитва»
Поскольку храм – это особый мир, нам будет интересно узнать как о внешнем убранстве храма, так и о пространстве внутри него.
Чтобы узнать какие храмы существуют на нашей Перевозской земле, мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся с их историей. Перед вами маршрутные листы, где вы можете видеть те объекты, которые нам следует посетить. Итак, первый объект нашего маршрута – Церковь Рождества Христова села Дубское.
Ученик представляет свою творческую презентацию по опережающему заданию, рассказывая о Дубской церкви.
Следующий объект маршрута – Церковь иконы Божьей матери «Знамение» (Знаменская церковь) села Б.Кемары.
Ученик представляет творческую презентацию по опережающему заданию, рассказывая о Б.Кемарской церкви.
Ребята, к сожалению, мы не услышим звона колоколов ещё одной церкви нашего района – Ревезенской (Церковь Сретения Господня). Церковь построена в 1818 году на высоком берегу старого русла реки Пьяны в середине села Ревезень.
В городе Перевоз ныне действующая церковь – это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Давайте посмотрим на неё. Это каменная церковь, однопрестольная, построена в 1816 году.
В советское время многие церкви были разграблены и закрыты.
- Как вы думаете, ребята это правильно? Нужны ли нам храмы и церкви сегодня? (Дети отвечают).
IV. Закрепление материала.
Взаимный опрос в парах, обсуждение.
Заключительное слово учителя
Итак, мы с вами совершили заочное путешествие, и дорога наша была к Храму.
- Какую новую информацию вы узнали на уроке?
- Что показалось интересным? а что не очень?
- Что для вас было сложным?
К сожалению, мы рассмотрели не все церкви Перевозского района, но вы можете самостоятельно познакомиться с историей всех церквей в книгах нашего земляка, Валентина Владимировича Рынькова; и также вам помогут следующие интернет-ресурсы:
http://sobory.ru/locat/?distr=662
http://www.kultura-perevoz.narod.ru/
Отрадно, что сегодня возрождаются старые и строятся новые храмы. Ведь в современном мире роль Православной церкви огромна, более того история церкви неотделима от государства. Именно Православная церковь сохранилась в самых сложных исторических ситуациях. Так давайте об этом помнить и знать!
V. Организация домашнего задания.
Составить тест по изученному на уроке материалу (5 вопросов). На следующем уроке учитель планирует работу парами (учащиеся меняются тестами и решают их).
Литература и интернет ресурсы:
Литература:
- В.В. Рыньков, В.В. Рыньков «Земля Перевозская – край заветный»; Н.Новгород. «Литера», 2004.
- В.В. Рыньков. Для памяти минувших дней (из истории Перевоза и его окрестностей). Перевоз. – Большемурашкинская типография.1997.
- В.В. Рыньков, В.В. Рыньков «Страницы минувшего и настоящего. Село Дубское». Н.Новгород. – Большемурашкинская типография. 1997.
- Наш край. – Н.Новгород, 1994.
- Нижегородский край: Факты, события, люди. – Н.Новгород: НГЦ, 1994.
Интернет- ресурсы
- oldnn.info›ru/bibl/38.Рыньков, В. В. Земля Перевозская край заветный. Поступь поколений. Перевоз (Нижегородская область)
- .museum.nnov.ru›Музей ННГУ›Русская версия›index.pht.Рыньков В.В.Рыньков В.В. От глубины веков до наших дней.
- index.php/istorija-perevoza
- .perevozadm.ru.Нижний Новгород.
- gttp.ru›map_NN/perevoz.htmНижний Новгород
- wikipedia.org›wiki/Дубское/
- reinesland.ru›wiki/Дубское/
Приложение
Объекты маршрута экскурсии
Объект | Дата постройки | Особенности архитектуры, краткая историческая справка |
Церковь Рождества Христова села Дубское | 1821г. Восстановлена – 1990г. | Церковь каменная, построена в честь Рождества Христова. Однопрестольная. |
Церковь иконы Божьей матери «Знамение» (Знаменская церковь) села Б.Кемары | 1701 г. | Храм представляет собой пятиглавое церковное сооружение, перекрытое сомкнутым сводом с центральной световой главой, крыша на четыре ската. Окна по бокам обрамлены колонками и имеют завершение в виде фигурных фронтонов |
Церковь Сретения Господня села Ревезень | 1818 г. | Церковь построена на высоком берегу старого русла реки Пьяны в середине села Ревезень. Каменная, двухпрестольная. |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы г. Перевоз | 1816 г. | Каменная церковь, однопрестольная. Построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святой храм. Методическая разработка урока по православной культуре
Данная разработка уникальна в своем роде. Разнообразный материал, повествующий о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Урок интегрированный ПК плюс геометрия. В основании любого храме л...
Методическая разработка урока "Благотворительность:исторические корни и идейное содержание"
Урок по благотворительности....
Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"
Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе самостоятельной работы. Задания для каждой груп...
Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.
Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...
Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм"
Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм" 8 класс....
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...