Учебная экскурсия "Скульптурные произведения искусства на античные темы в Эрмитаже".
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Курнухина Алла Николаевна

Форма занятия: учебная прогулка по Эрмитажу.

Цель: способствовать эмоционально - ценностному восприятию школьниками музейных эспозиций как части не только отечественного, но и всемирно культурного наследия.

Задачи:

1. Актуализировать знания о понятиях: произведения искусства, коллекция, атичные памятники, скульптура, музей, Эрмитаж.

2. Формировать умения "читать" произведения искусства.

3. Способствовать формированию познавательного интереса.

4. Содействовать самореализации ребенка в самостоятельном поиске.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 5 класс Тема: «Скульптурные произведения античности в Эрмитаже». Учитель школы №692 Калининского района Санкт-Петербурга Курнухина Алла Николаевна. 2012 г.

Слайд 2

Галерея Истории древней живописи.

Слайд 3

Галерея Истории древней живописи.

Слайд 4

Три Грации.

Слайд 5

Зал Диониса.

Слайд 6

Зал Диониса.

Слайд 7

Дионис.

Слайд 8

Венера Таврическая.

Слайд 9

Зал Юпитера.

Слайд 10

Юпитер.

Слайд 11

Саркофаг.

Слайд 12

Люция Вер.

Слайд 13

Император Бальбин.

Слайд 14

Император Филипп Аравитянин.

Слайд 15

Сириянка.

Слайд 16

Мальчик на дельфине

Слайд 17

Новый Эрмитаж.



Предварительный просмотр:

5 класс.

Раздел 2.  Античное наследие и наследие Петербурга.

Тема урока:  «Скульптурные произведения искусства на античные темы в Эрмитаже».

Форма занятия: учебная прогулка в Эрмитаж, обсуждение заданий, выполненных во время прогулки.

Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками музейных экспозиций как части не только отечественного, но и всемирно культурного наследия.

Задачи: 

1. Актуализировать знания о понятиях: произведения искусства, коллекция, античные памятники, скульптура, музей, Эрмитаж. Расширить  и углубить знания, полученные на уроке, в самостоятельной деятельности.

2. Формировать умение  «читать» произведения искусства.

3. Способствовать  формированию познавательного интереса.

4. Содействовать самореализации ребёнка в самостоятельном поиске.

Форма отчётности: маршрутный лист прогулки.

Маршрут учебной прогулки:

Новый Эрмитаж. Галерея Истории древней живописи.

Площадки Парадной лестницы.

Залы 1 этажа. Коллекция античного искусства.

Зал Диониса.

Зал Юпитера.

Зал №230

Основные вопросы содержания:

  1. Что мы называем античными  произведениями  искусства?
  2. Что такое «скульптура»? Из каких материалов можно создать скульптуру?
  3. Что привлекало и привлекает художников и скульпторов в античном наследии?
  4. Вправе ли мы говорить, что античные произведения искусства, хранящиеся в Эрмитаже – одновременно всемирное, отечественное и петербургское наследие?

Ход занятия:

   Сегодня наше занятие будет проходить в залах Нового Эрмитажа.

Вопрос:

- Как переводится слово «Эрмитаж»? (Место уединения, приют отшельника).

   В Санкт-Петербурге подлинные произведения искусства Древней Греции и Древнего Рима хранятся, изучаются, реставрируются, демонстрируются в этом музее. Под античную коллекцию отведено 17 залов.

Вопрос:

- Что такое произведения искусства? ( Произведения искусства – художественно-образные формы воспроизведения действительности, выражение мыслей и чувств их создателей.)

Слайд №2. Галерея Истории древней живописи расположена между Парадной лестницей и анфиладой Больших Просветов, служит преддверием к знакомству с живописными коллекциями  Нового Эрмитажа. На стенах Галереи размещены 86 картин, повествующих о зарождении искусств в античную эпоху. Картины исполнены художником Г.Хильтеншпергером (Мюнхен) восковыми красками в технике энкаустики на медных досках, вмонтированных в стены.  Слайд №3. Особый эффект интерьеру придают купольные своды, некоторые из них завершены фонарями, дающими верхний рассеянный свет. В парусах сводов помещены рельефные медальоны с портретами художников 14-17 веков.

- Оглядите весь зал, в котором расположена экспозиция. Какое впечатление он произвёл на вас?

Вопрос:

- Какие виды изобразительного искусства представлены в этом зале?

  Сегодня мы остановимся на различных видах скульптурных произведений искусства: статуя, бюст, рельеф, барельеф, горельеф.

Вопрос:

- Из каких материалов можно создавать скульптуру?

Галерею Истории древней живописи украшают работы двух самых знаменитых скульпторов конца 18-начала 19 века- итальянца Антонио Кановы и работавшего в Риме датчанина Бертеля Торвальдсена. В соответствии с возникшим в Европе в 1760-х годах увлечением античным искусством неоклассические мраморные статуи отличаются совершенной  гармонией пропорций, красотой линий, тончайшей обработкой поверхности камня. Слайд №4.  Знаменитая мраморная группа А. Канова «Три Грации», которую современники считали высшим воплощением нового идеала красоты,

была создана в 1816г.

Вопрос.

 - Большинство греческих и римских скульптур выполнялось в бронзе и мраморе. Но мрамор – хрупкий материал. Почему же ему отдавалось предпочтение?  (Именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяет с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела.)

  Из Галереи Истории древней живописи экспозиция западноевропейской культуры Новейшего времени  распространяется на площадки Парадной лестницы. В залах первого этажа расположена коллекция античного искусства. Собрание делится на две части. Первую составляют памятники искусства Древней Греции и Рима, приобретённые в 18 и 19 веках; в другую вошли вещи, найденные при раскопках на территории греческих колоний Северного Причерноморья.

   Экспозицию античной скульптуры открывает Зал Диониса. Слайд №5. Автор проекта Нового Эрмитажа архитектор Лео фон Кленце воспроизвёл здесь интерьер античной галереи: продольные стены облицованы искусственным мрамором красного цвета и расчленены мощными столбами, пол отделан полихромной мозаикой, а потолок представляет собой тип древнего кессонированного перекрытия.  Кессоны -  небольшие симметрично расположенные углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего форму квадрата.  Слайд №6. Глубокий тёмно-красный оттенок стен придаёт древней, потемневшей от времени экспонируемой здесь скульптуре особую выразительность. Слайд №7. Современное название Зал получил благодаря статуе древнегреческого бога виноградарства, веселья Диониса, выполненной  в 4 веке до н.э. и включённой в его экспозицию.

Слайд №8.  В Зале Диониса экспонируется самая прославленная статуя Эрмитажа - знаменитая Венера Таврическая, мраморная скульптура неизвестного скульптора  

3 в. до н.э., одно из первых привезённых в Россию произведений искусства. Это декоративная скульптура, служащая для украшения. Она вначале украшала Летний сад

 в Петербурге, а позднее находилась в Таврическом дворце. Фигура богини Венеры

с вытянутыми, удлинёнными пропорциями, с маленькой изящной головой на длинной гибкой шее соответствует античному идеалу, в котором духовное и физическое начала находятся в гармоничном единстве. Мастер сумел воплотить в образе прекраснейшей из богинь идеальное представление о красоте. Изящная поза, легкий наклон головы, мягкие вьющиеся волосы, нежная форма лица, удлиненные ноги – таков был идеал красоты

в 3 в. до н. э.

«Богиня красоты, любви и наслажденья!

Давно минувших дней, другого поколенья

Пленительный завет!

Эллады пламенной любимое созданье,

Какою негою, каким очарованьем

Твой светлый миф одет!»

(И.С.Тургенев  «К Венере Медицийской»)

Вопрос:

Расскажите, что вы знаете о  Венере ( Афродите) из мифов.

       Мы переходим в следующий зал. Он напоминает главную площадь Рима – Форум.

Слайд №9. В Зале Юпитера хранятся лучшие эрмитажные образцы древнеримской пластики. Монументальное творение 1 века до н.э. –  статуя Юпитера была обнаружена при раскопках храма близ Рима. Мрамор,  бронзированный гипс. Римляне перенесли

 на Юпитера многочисленные мифы о Зевсе. Слайд №10.

Вопросы:

1. С какой целью создавалась эта статуя в Древнем Риме? (Подобные статуи создавались для многочисленных храмов античного божества. Юпитер, бог-громовержец, в величавой позе восседает на троне.)

2. Назовите атрибуты Юпитера, которые присутствуют в статуе. (Держава,  в форме земного шара с богиней Викторией, скипетр, молнии, орёл – священная птица Юпитера).

3. Соответствует ли скульптурный образ Юпитера, тому образу, который у вас возник после прочтения мифов? Что на вас произвело впечатление?

(Огромный рост Юпитера, кажется, встань он распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале, и низок окажется потолок. Скульптор наделил Юпитера человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами не только строгое, но и доброе, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивает его божественную идеальность).

    Слайд №11. В Зале Юпитера три мраморных саркофага. Саркофаг с изображением сцен из мифа о греческом герое Ипполите. Рим. Середина 3 в. н. э. Это не круглая скульптура. Украшает саркофаг горельеф.

Вопросы:

1. Для чего создавались саркофаги? В чём сходство и различие римского саркофага и  древнеегипетского?

2. Что такое горельеф? В чём необычность этого рельефа?  (Это классический рельеф вдоль стены, все фигуры и людей, и коней на одном уровне и по высоте, и по толщине.)

3. Что можно рассказать о главном герое Ипполите, рассматривая  горельеф? ( Изображена сцена охоты. Прекрасный юноша, знаменитый охотник поклонялся богине охоты Артемиде).

   Расцвет древнеримской пластики относится ко 2-3 векам н.э. и связывается с римским скульптурным портретом. Его возникновение связано с религией римлян, у которых был развит культ предков. Начав с изображения умерших, римляне затем перешли к созданию портретов живых людей. Эрмитажное собрание, в котором около120 портретов, считается одним из лучших в мире.

Вопрос:

- О чём могут рассказать древнегреческие скульптуры как исторические источники?

   Слайд №12. Декоративность и парадность официального заказного портрета

не противоречат тонкой психологической характеристике образа красавца Люция Вера, соправителя императора Марка Аврелия. Это парадный и торжественный портрет: ухоженное гладкое лицо украшает шапка вьющихся волос и холеная борода. Взгляд глубоко посаженных глаз серьезен и проницателен. Видно, что человек следил за своей внешностью. Известно, что кудри, обрамляющие лицо, Вер покрывал золотой пудрой. Бюст дополняет небрежно, но элегантно переброшенный через плечо плащ.

  Слайд №13. Печатью неуверенности и беспокойства отмечено некрасивое, одутловатое лицо императора Бальбина, правившего в 238 году.

  Слайд №14. Грубым и властным предстаёт в портрете император-солдат Филипп Аравитянин, пришедший к власти в середине 3 века. Нахмуренные брови, грозный,  настороженный взгляд. Глубокие морщины щёк, образующие как бы треугольник с резкой горизонталью толстых губ. Могучая шея, а на груди -  широкая поперечная складка тоги, окончательно придающая всему мраморному бюсту подлинно гранитную массивность, крепость, цельность.

Во 2 веке скульптура Рима стремится передать эмоциональное состояние человека.

Задание:

- Попробуйте «разговорить» следующий экспонат музея.

Слайд №15. Рассмотрите скульптурный портрет римлянки «Сириянка». Мрамор.

160-170г.

- Предположите, кому мог принадлежать этот скульптурный портрет? Что можно «прочитать» с этого портрета?  (Это знатная римлянка, так как заказать портрет из мрамора стоило дорого. Благодаря разной обработке мрамора, скульптор создаёт изысканную, хорошо уложенную причёску. Скульптор искусно обрабатывает мрамор, подчёркивая нежную кожу лица. Пластически обозначается зрачок, а следовательно, зритель точнее воспринимает взгляд. Взгляд рассеян, задумчив. На лице - печаль, уголки губ опущены. Её задумчивая мечтательность - индивидуальна. Так жизненно резец ваятеля изощрённой работой извлёк из белого мрамора с нежным голубоватым отливом её одухотворённые черты.)

   Направляясь из отдела греческих и римских ценностей в картинную галерею, посетитель оказывается в зале, выполнявшем «просветительскую» функцию. На его стенах Лео фон Кленце разместил копии античных произведений.

Вопрос: 

 - С какой целью это было сделано? ( Чтобы зритель познакомился с древним искусством, перед тем, как созерцать искусство новое.)

     Помещения, где находились живописные полотна, были спроектированы специально под них. Работы большого формата выставлялись в залах с потолочными окнами.

   Слайд №16. В центре зала майолики (№230) мраморная фонтанная скульптура «Мёртвый мальчик на дельфине», выполненная одним из учеников Рафаэля, скульптором Лоренцо Лоренцетто по рисунку учителя. Сюжет, заимствованный из античного предания, повествует о том, как дельфин, спасая своего маленького друга, случайно смертельно ранит его.

Вопросы:

  1. Почему скульптор изобразил на дельфине чешую рыбы? (чтобы подчеркнуть нежную кожу ребёнка).
  2. Почему так неестественно изогнуто тело дельфина? (чтобы более образно расположить на нём мёртвое тело мальчика)
  3. Найдите главную точку осмотра этой круглой скульптуры, с которой видна каждая часть скульптуры.

Выводы: 

- Санкт-Петербург гордится подлинными античными произведениями искусства.

Слайд №17. Коллекция античных памятников Эрмитажа – самая значительная в нашей стране. На выставках и в фондах музея находится более 118 тысяч античных произведений искусства. Замечательные произведения Древней Греции и Древнего Рима  оказали огромное влияние на искусство народов всех последующих веков.

Вопрос:

-Что же привлекало и привлекает художников и скульпторов в античном наследии?

 1.  И сейчас эти произведения искусства продолжают восхищать нас не только своей красотой и совершенством исполнения, но и своей глубокой человечностью.

2. Искусство античного мира впервые воспело человека как прекрасное и совершенное явление природы.

3.  Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.

Задание:

   На обратном пути рассмотри внимательно экспонаты, которые привлекли твоё внимание.

Заполни таблицу: «Наследие Петербурга, напоминающее об античном наследии Древнего мира».

Экспонат

музея

Век

Скульптор

Как напоминает о Древнем мире?

Почему является памятником петербургского наследия?

Приложение.

Презентация.

Литература:

  1. Андреева Р.П.  Культура Древнего мира и античности в Санкт Петербурге. Справочник-путеводитель по истории города. 5 класс.- СПб: Изд. «Литера», 2008.
  2. Буслович Д.С. Люди. Герои.Боги. - СПб: Изд. «Зимний сад», 1992.
  3. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В., Н.Г.Штейн, Давыдова С.А. Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь. Ч.2.-СПб: СМИО Пресс, -2008.
  4. Калюжная А.Д. Петром основанный сей град…- СПб «Тригон», 2003.
  5. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.
  6. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Изд. «Титул»,1997.
  7. Эрмитаж. Альбом-путеводитель. Прогулка по залам и галереям. – СПб.: Изд. «П-2», 2008.
  8. Детская энциклопедия. Искусство. Т.12.

Курнухина Алла Николаевна

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

школы №692 Калининского района.

5 класс.

Раздел 2.  Античное наследие и наследие Петербурга.

Тема урока: «Триумф, виктория, победа…»

Форма занятия: 

Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов как части не только отечественного, но и всемирно культурного наследия,

а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи: 

1. Актуализировать знания о понятиях: триумф, виктория, арка, квадрига.

2. Способствовать пониманию значимости события (явления, факта), отражённого

в памятнике.

3. Способствовать  пробуждению у ребёнка эмоционального отклика.

Основные вопросы содержания:

  1. Что такое триумфальные колонны и арки?
  2. Петербургские триумфальные арки.
  3. Какие триумфальные колонны есть в Петербурге?
  4. О чём напоминают колонны Славы на Конногвардейском бульваре?
  5. Можно ли назвать петербургские арки, колонны - триумфом петербургских строителей, архитекторов, скульпторов?

Необходимое оборудование: для демонстрации презентации.

Ход урока:

Модули

Учитель

Основные вопросы содержания

Ученик

Мотива-ционный

-Используя этимологический словарь, узнай, что означают слова: триумф, виктория, арка,квадрига.

-Почему древние римляне прославляли победы в войнах арками и колоннами, устремлёнными в небо?

-Почему традиция возведения арок и колонн пришлась по душе европейцам?

1. Что такое триумфальные колонны и арки?

Беседа, подводящая к новой теме.

Индивидуальная работа со словарём.

Фронтальная работа.

Освоение нового и закрепление изучен-ного материа-ла.

-Прочитай тексты о триумфальных арках с.64-65. Вставь пропущенные слова. Укажи номера рисунков, изображающих эти сооружения.

-Найди триумфальные арки на карте.

2. Петербургские триумфальные арки.

Групповая работа с текстом учебника и с картой.

Освоение нового и закрепле-ние изучен-ного материала.

-Найди на карте Александровскую и Ростральные колонны.

-Рассмотри рисунок скульптуры ангела. Какую мысль хотел донести до потомков её автор?

-Как можно объяснить аллегорический смысл украшений Ростральных колонн?

-Объясни, почему аллегории были «свойственны» и понятны россиянам в первой половине 19 века.

3. Какие триумфальные колонны есть в Петербурге?

Освоение нового и закрепле-ние изучен-ного материала.

- Прочитайте тексты с.66-67, отгадай загадки, впиши ответы.

4.О чём напоминают колонны Славы на Конногвардейском бульваре?

Сколько Ник в Петербурге?

Этап заверше-ния урока

-Прочитайте текст с. 67 и ответьте на вопрос 5.

1.Используя ранее полученные знания о городе, дополнительную литературу, расскажи об одном из указанных памятников как экспонате города-музея.

2.Составь описание колонн на Конногвардейском бульваре для путеводителя (оно должно быть очень привлекательно для туриста).

5.Можно ли назвать петербургские арки, колонны – триумфом петербургских строителей, архитекторов, скульпторов?

Формулирование главного вывода.

Постановка вариативного домашнего задания.

Литература:

  1. Баторевич Н.И. Благодарная Россия своим героям.
  2. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В., Н.Г.Штейн, Давыдова С.А. Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь. Ч.2.-СПб: СМИО Пресс, -2008.
  3.  Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Изд. «Титул»,1997.
  4. Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. –СПб:Химиздат,1999.
  5. Раскин А.Г. Триумфальные арки.
  6. Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград. Энциклопедический справочник.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.

Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...

Презентация для урока изобразительного искусства "Рисуем античную архитектуру"

Презентация "Рисуем античную архитектуру" предназначена для уроков изобразительного искусства в 6-7 классах. а также для дополнительных и самостоятельных занятий рисованием....

План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)

План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)...

Тема урока: «Природа в произведениях искусства»

Данный урок проводился в рамках Дня погружения, посвященного экологии, поэтому главная идея - защита природы, которая воспета поэтами, художниками, композиторами. Урок разработан с учетом требований Ф...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...

Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"

Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...