Краеведческий литературный час "Они прошли по той войне"
классный час по краеведению (6, 7, 8 класс)
Материал знакомит учащихся с творчеством коми-пермяцких писателей-фронтовиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий литературный час
«Они прошли по той войне»
2023 год
Цель: познакомить учащихся с творчеством коми-пермяцких писателей-фронтовиков.
Задачи:
-углубить ранее полученные знания о Великой Отечественной войне;
- развивать устную речь и умение декламировать стихи;
- воспитывать чувство уважения и благодарности к тем, кто проливал кровь на полях сражений, за нашу мирную жизнь.
Форма мероприятия: литературный час.
Категория участников: 5–9 классы
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход мероприятия:
Вступительная часть:
Ведущий 1: Добрый день, ребята! Все дальше и дальше от нас уходят героические и трагические годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 9 мая наш народ будет отмечать 78-ю годовщину Победы над фашизмом. Коми-пермяки, как и другие народы Советского Союза, внесли достойный вклад в победу над фашистской Германией.
Непосредственное активное участие в боевых действиях на протяжении всей войны принимали и представители коми-пермяцкой литературы. Некоторые наши писатели и поэты, как Николай Васильевич Попов, Иван Дмитриевич Гагарин писали стихи о войне между боями, в минуты затишья. Их стихи печатались в окружной газете «По ленинскому пути».
Писатели-фронтовики Анатолий Денисович Баяндин, Михаил Дмитриевич Вавилин, Степан Иванович Караваев начали писать о войне только после возвращения домой.
Сегодня мы мысленно перенесемся в эти дни вместе с нашими коми-пермяцкими поэтами-фронтовиками, познакомимся с их творчеством, а также продекламируем их стихи.
Основная часть:
Ведущий 2: С первого дня войны по всему округу проходили митинги и собрания. За несколько дней в военкоматы поступило около 2 тыс. заявлений от рабочих и колхозников с просьбой отправить их на фронт.
Среди добровольцев было немало и молодежи. Её стремление немедленно отправиться на фронт и бить фашистов, защищать свою Отчизну было поистине безграничным. Попросился добровольцем на фронт и 17-летний паренек из школы № 1 г. Кудымкара Анатолий Баяндин.
Родился Анатолий Денисович Баяндин 1 апреля 1924 г. в с. Архангельское Юсьвинского района. Учился в родном селе, затем в г. Кудымкар.
В 1941 г. он, как уже было сказано, уходит добровольцем в армию, учится в Чкаловском военно-авиационном училище. На фронте с осени 1942 года. Боевое крещение получил под Сталинградом. Боевой путь прошел от Волги до Берлина, был трижды ранен. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и пятью медалями.
После демобилизации по ранению в 1945 году вернулся домой. Год учился в Пермском музыкальном училище, работал художником-декоратором в Коми-Пермяцком драматическом театре, окружном музее.
Начало литературной деятельности Анатолия Баяндина относится к 1956–1957 гг. Его рассказы, очерки фельетоны печатались в окружной газете «По ленинскому пути», в альманахе «Иньва», в областной молодежной газете «Молодая гвардия». Первой большой работой стала повесть «Девушки нашего полка» – о девушках, которые наравне с мужчинами делили тяготы фронтовой жизни. Затем появляется повесть о войне: «Сто дней, сто ночей», которая рассказывает о защите Сталинграда, о 17-18-летних солдатах, выстоявших в непрерывных боях за каждый дом, выживших в воздушных бомбардировках, холоде и голоде войны. Последняя повесть Анатолия Баяндина - «Отчаянная» также посвящена женщинам на войне.
Его повести и рассказы являются живым эхом военных событий, памятником защитникам-победителям, восхищают читателя их терпением и мужеством.
Анатолий Денисович Баяндин трагически погиб 13 апреля 1962 года.
Его книги были изданы уже после смерти писателя, и ни одну из них он так и не подержал в руках ...
Ведущий 2: Ребята, хочу вам посоветовать прочитать эти замечательные произведения талантливого писателя-фронтовика Анатолия Денисовича Баяндина. (показ его книг)
Ведущий 1: Всем известно в округе имя поэта-песенника, ученика Михаила Павловича Лихачева, Михаила Дмитриевича Вавилина. Михаил Дмитриевич родился 22 января 1921 г. в д. Кукушка в семье крестьянина-середняка. Учился сначала в Кукушкинской начальной, а потом в Кочевской неполной школах.
В 1936 году поступил учиться в Кудымкарское педучилище. Обучаясь в Кудымкаре, посещал литературный кружок, организованный Андреем Зубовым и Михаилом Лихачевым. Они явились его первыми учителями в литературе. После окончания училища в 1939 году, работал в школах Кочевского и Косинского районов.
Когда началась война, Михаил Вавилин ушел добровольцем в Советскую Армию, обучался в Киевском военно-медицинском училище. Боевой путь лейтенанта медицинской службы начался в Подмосковье, прошел Смоленщину, Белоруссию. Награжден орденом Красной Звезды и другими наградами.
В послевоенные годы работал в окружной газете, учился в Свердловской двухгодичной партийной школе. Позже окончил с отличием Литературный институт им. М. Горького и вернулся в родной Кудымкар.
Довоенные стихи Михаила Вавилина печатались в окружной газете, но серьезно заниматься литературным творчеством начал после войны. И где бы ни находился, где бы ни работал и учился, он никогда не переставал писать. Новые стихи выходили друг за другом в Кудымкаре, Перми, Сыктывкаре, Москве, Свердловске. Первый сборник вышел в 1948 году в Коми-Пермяцком книжном издательстве. Потом начали выходить и другие книги. Его стихи начали переводить на русский язык. Тематика стихов поэта очень разнообразна – это и пейзажная лирика, любовная лирика. Во многих его стихах слышится эхо войны. Все творчество поэта связано с думами и чаяниями своего народа. Член Союза писателей с 1956 года.
Умер поэт 18 февраля 1992 года.
Ведущий 1: Ребята, давайте прочитаем стихотворение Михаила Вавилина, посвященное теме войны, которое называется «После боя». В данном стихотворении Михаил Вавилин хотел выразить поэтически свою боль утрат за своих однополчан, за своего погибшего молодого лейтенанта.
Чтец 1: Безмолвно, тихо стало после боя,
А в голове – бомбежка, скрежет, свист.
Лесок насытит нас благим покоем,
И штык винтовки снова будет чист.
От пота гимнастерка липнет к телу,
Июльским солнцем жжет больную грудь.
Травой, цветами надышаться смело
Нам можно здесь и чуточку вздремнуть.
А рядом – свежий холм, где похоронен
Наш лейтенант, совсем еще юнец.
И документы, и вчерашний орден –
Нам ведают, какой был молодец.
В лесной тиши плечом к плечу и молча
Стоим в раздумьях, низко наклонясь.
Мы знаем твердо: нет войны жесточе.
Когда ж закончится над нами ее власть?
Перевод Л. Селиной
Ведущий 2: В Гайнском районе есть деревня Пятигоры. В зимний вьюжный день 1943 года Анна Сергеевна Гагарина, жительница деревни Подгора (Подгорная) Пятигорского сельсовета Гайнского района, получила печальную весть: после тяжелого ранения в боях за Сталинград 2 декабря 1942 года скончался ее сын, младший лейтенант Иван Дмитриевич Гагарин.
В зловещем сереньком листочке написано: «Гагарину Дмитрию Егоровичу. Извещение. Ваш сын, младший лейтенант Гагарин Иван Дмитриевич, погиб, защищая Родину, проявив героизм и мужество. Был тяжело ранен и умер от ран 2 декабря 1942 года. Похоронен на хуторе Лобачев»… Иван Гагарин прожил короткую, но светлую жизнь. Он родился 18 июня 1916 года в семье крестьянина-бедняка. В школе, а позже и в Косинском педагогическом техникуме его отличали хорошая учеба, дисциплинированность, активное участие в общественных делах. Он много учился, много работал над собой. Находясь в рядах Советской Армии, присылал свои стихи в издательство, в редакции газет родного края. Некоторые из них хранятся в Гайнском музее.
Первые стихи Ивана Гагарина появились в 1935 году. Подписывал свои стихи начинающий поэт под псевдонимом Митю Ваня. После окончания техникума Гагарин преподавал родной язык и литературу в Ёгвинской средней школе, участвовал в Карело-финской войне. Демобилизовавшись из Красной Армии в 1940 году, работал в Коми-Пермяцком окружном драматическом театре, переводил стихи и пьесы на коми-пермяцкий язык.
Великая Отечественная война застала Гагарина на севере Коми-Пермяцкого национального округа, где он вместе с театром был на гастролях.
В первые же дни войны Иван Дмитриевич Гагарин ушёл на фронт. Воевал под Сталинградом. В окопах Великой Отечественной войны продолжал писать стихи, посылал в редакцию окружной газеты очерки и стихи. Хотел заняться прозой, мечтал написать роман. Младший лейтенант Иван Гагарин скончался от тяжелых ран 2 декабря 1942 года. В 1946 году сотрудники окружной газеты «По ленинскому пути» собрали все стихи Ивана Дмитриевича Гагарина и издали поэтический сборник «Стихи».
Ведущий 2: Давайте сейчас прочитаем его стихотворения «Мечта бойца» и «Голос москвичей».
Чтец 2: «Мечта бойца»
Ужалила пуля пчелою свинцовой.
В тиши госпитальной лежу, забинтован.
Хирург эту пулю извлёк, показал мне,
Но – бой пред глазами. Всё бой пред глазами.
Я слышу, как эхо, рёв пушечной глотки,
Я вижу друзей, что идут на высотку
За нашу победу, за нашу Россию,
А я вот валяюсь в палате, бессилен.
Стремлюсь я к друзьям, чтобы с ними как надо
Прокладывать путь и штыком, и прикладом.
Цветут на бинтах ярко – красные маки,
А я всё в атаке, а я всё в атаке…
Перевод М. Смородинова
Чтец 3: «Голос москвичей»
Грозное в руки оружье мы взяли,
Чтоб защитить этот город родной.
Морем огня и лавиною стали
Встретил врага наш народ боевой.
Вышла заводов московских громада,
Клятву мы дали: ни шагу назад!
Рви ядовитое жало у гада,
Храбрый московский, советский солдат!
Пыл генералов фашистских коварных,
Видишь – уже постепенно угас…
Будут потомки тебе благодарны:
Родину ты от нашествия спас!
Перевод Б. Михайлова
Ведущий 1: Следующий поэт-фронтовик, о котором хотелось бы вам рассказать, дорогие ребята, Попов Николай Васильевич. Николай Васильевич родился 19 декабря 1902 года в д. Тимкино Кудымкарского р-на Коми-Пермяцкого округа. С 1926 по 1929 г. учился на рабфаке в Перми. С 1929 до 1941 г. работал учителем в школе крестьянской молодежи в с. Купрос Юсьвинского р-на. Член Союза писателей СССР с 1934 г. Участник II съезда советских писателей. Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Карельском и 2-м Белорусском фронтах, служил в одном из артиллерийских полков во взводе топографической разведки. И на фронте Николай продолжал писать в армейскую газету, был редактором газеты «Во славу Родины», куда был приглашен Всеволодом Рождественским.
Один из основоположников Коми-Пермяцкой национальной литературы. После демобилизации работал старшим редактором Коми-Пермяцкого книжного издательства. С 1959 г. – на творческой работе.
Умер поэт 8 ноября 1975 года.
У Николая Васильевича есть стихотворение «Платочек», в котором наш советский солдат вспоминает о своей любимой, о которой напоминает, бережно хранимый в полевой сумке, ее беленький платочек. Давайте прочитаем это стихотворение, которое было написано Николаем Поповым в 1942 году.
Чтец 4: «Платочек»
И вот опять смолкает бой,
Лишь взрывы сумрак рвут на клочья.
Я вновь из сумки полевой
Беру твой беленький платочек.
Беру, чтобы к губам прижать,
Точь-в-точь, как и тебя когда-то…
Я знаю, знаю: трудно ждать
Войною взятого солдата.
Сейчас ты там, где тмин цветет,
Где соловьи поют задорно,
Где так же носят пчелы мед
И в пахоту ложатся зерна.
Но ты ночей теперь не спишь,
Не видишь светлых дней в тревоге:
С восходом солнца вдаль глядишь,
Ждешь письмоносца на дороге.
Пусть мой привет не прилетит,
Но я прошу: не надо скуки.
Поверь, не буду я убит,
Не отомстив за боль разлуки.
Не отомстив врагам сполна
За скорбь сестер и братьев наших,
За то, что жадно пьет война
И кровь, и жизнь огромной чашей.
Сейчас иду я в смертный бой!
Встаю… Шурша летит ракета.
Кладу платочек милый твой,
Твоим дыханием согретый.
А ты опять письмо черкни
Без запятых, без многоточий.
Прощай. Иду на бой. Храни
Свою любовь, как я – платочек.
Перевод Е. Акулова
Ведущий 1: Еще одно стихотворение Николаем Поповым было написано в 1943 году, называется «Не тоскуй». Давайте продекламируем его тоже.
Чтец 5: «Не тоскуй»
К ворогу проклятому
Ненависть и гнев.
За крутой расплатою
Мы идем в огне.
Запад! – направление.
Длится смертный бой.
Смельчаком в сражении
Стал боец любой.
В страхе не согнулись,
Мы сильны, крепки.
Метки наши пули
И остры клинки.
Как бы враг ни прятался,
Я его найду…
Не тоскуй, любимая,
Я приду, приду!
Скоро мы победою
Завершим поход.
Вырвать с корнем следует
Весь фашистский род.
Чтоб на землю снова он
Н наслал беду…
Не тоскую любимая,
Я приду, приду!
Перевод Б. Михайлова
Ведущий 2: Тема войны, народного подвига нашла отражение и в творчестве Степана Ивановича Караваева. Степан Иванович родился 19 декабря 1908 года в селе Отево Кудымкарского района. С раннего детства познал тяжелый сельский труд. До войны работал в избах-читальнях, в Коми-Пермяцком книжном издательстве. Был переводчиком, составителем учебников для коми-пермяцких школ.
В годы Великой Отечественной войны Караваев воевал в особом лыжном миномётном батальоне на Волховском, Калининском, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Польши, Чехословакии, Германии. Был дважды ранен и контужен. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной 1941-1945 гг».
Пройденные Степаном Караваевым ратные дороги легли в основу поэмы «Когда шла война». Созданное поэтом наследие составило 17 книг на коми-пермяцком и русском языках, имеются переводы на венгерский язык.
Степан Караваев – член Союза писателей СССР с 1959 г. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Умер 28 мая 1974 года.
Ведущий 2: Давайте обратимся к отрывку из поэмы «Когда была война» и прочитаем его выразительно.
Чтец 6:…Край родимый, встречай солдата,
Он вернулся с войны живой!
И ласкай ветерком крылатым
Волос, тронутый сединой.
Шёл навстречу огням – пожарам,
На смертельный железный шквал,
И в жестоких боях недаром
Он уральцем себя называл.
В штыковую не раз вставая,
Беспощадно громил врага.
Ах, сторонка, сторонка родная,
До чего ж ты ему дорога!...
Перевод Н. Домовитова
Заключительная часть:
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня мы с вами, ребята, познакомились с творчеством коми-пермяцких писателей-фронтовиков, продекламировали их стихи. Поэзия и проза военных лет играла и играет особую роль в жизни каждого из нас. Она укрепляла веру в победу, давала силы перенести духовные и физические испытания, помогала людям жить и помнить о подвиге своего народа. И я надеюсь, что вы – наше будущее поколение, будете также бережно и уважительно относиться к историческому прошлому нашей страны.
Ведущий 2: Закончить наше сегодняшнее мероприятие нам хотелось бы стихотворением Константина Мамонтова
«Потомок мой, не будь холодным к датам
Военных битв сороковых годов:
За каждой цифрой – кровь и смерть солдата,
Судьба его в нашествии врагов.
И сколько б лет тебя ни отделяло
От этих дат, сумей расслышать в них
Разрывы бомб, зловещий лязг металла
И стон предсмертный прадедов твоих».
Спасибо всем за внимание! До новых встреч!
Список использованной литературы.
1. Писатели Пармы о Великой Отечественной войне: стихи, рассказы, повести. – Кудымкар : ПРОО «Общество «Югöр», 2020. – 396 с., ил.
2. Баяндин Анатолий Денисович. Писатели Коми-Пермяцкого округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : .
3. Вавилин Михаил Дмитриевич. Писатели Коми-Пермяцкого округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : .
4. Гагарин Иван Дмитриевич. Писатели Коми-Пермяцкого округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : .
5. Караваев Степан Иванович. Писатели Коми-Пермяцкого округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
6. Попов Николай Васильевич. Писатели Коми-Пермяцкого округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/24/picture-16157.jpg)
Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны
Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....
Путешествие в прошлое. Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»
70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается…....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-127970-1458375547.jpg)
Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...
Эколого-краеведческая игра "Настоящее, прошлое и будущее Московского парка Победы"
В работе предложены рекомендации по подготогвке и проведению краеведческой игры с элементами квечта, посвященной Московскому парку Победы. В ней отражены темы " Гидрография парка", "Растительность пар...
Назад в прошлое по дорогам войны
Эта статья посвящается моему папе, который никогда не видел своего отца. Когда дедушка ушёл на фронт, папа еще не родился. Папа родился в феврале 1943, а дедушка погиб в июне 1943. Мой папа на протяже...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126157-1350451618.jpg)
Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны
Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-430529-1397728869.jpg)
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне
Аннотация Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...