«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Решетняк Лариса Анатольевна

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Krepka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«… Крепка,   как  смерть,  любовь,…любовь  прекрасна»

  (По  рассказу А. И. Куприна   Гранатовый  браслет»)

 

     На  доске размещены  иллюстрации  к    произведению,  портрет  А. И.Куприна, эпиграфы  к  уроку.

                                                                       

                                                                          «…любовь…одна  дороже  богатства,  

                                                                          славы и   мудрости,… дороже   самой  

                                                                          жизни, потому  что  даже   жизнью  она  не  

                                                                          дорожит  и  не   боится  смерти».

                               Куприн «Суламифь»

«…любовь,  для  которой  совершить  подвиг, отдать   жизнь,  пойти  на  мученье  -  вовсе  не  труд, а  одна  радость».

«…любовь   заключает  весь  смысл  жизни,  всю  вселенную».  

                                                                                                   Куприн «Гранатовый  браслет»      

Музыкальное  сопровождение:  Бетховен  «К  Элоизе»,  соната№14 («Лунная»)

                                                         Ход  урока

         

I Вступительное слово учителя

Сегодня  мы  будем  говорить  о  любви. (Называется  тема,  и  читаются  эпиграфы)

Как  вы  понимаете   слова  Куприна?

Настоящая  любовь  возвышает  личность  любящего,  и  величие  её  преображает        мир. Но,  к  сожалению,  в  суете  повседневности  мы  порою проходим  мимо  подлинного,  глубокого, чистого,  самоотверженного движения  души.

   Не  всем  дано познать настоящую  любовь. Не  всякому   знающему  дано  рассказать  о  ней.  Куприн  рассказал.

   

 II История создания рассказа

 А.И.Куприн  утверждал: «Меня  влечёт   к  героическим  сюжетам. Нужно  писать  не  о том, как  люди  обнищали  духом  и  опошлели, а  о торжестве  человека,  силе  и  власти  его».

       Осенью   1910года, работая  над  «Гранатовым  браслетом», Куприн писал  из   Одессы  Батюшкову:  «Не  знаю,  что  выйдет,  но  когда…  думаю – плачу;  недавно  рассказываю  одной  хорошей  актрисе – плачу.  Скажу  одно,  что  ничего   более  целомудренного  я   ещё  не  писал».

Сведения  о  создании  рассказа

Рассказ  был  издан  в  1911  году. В основе  его  сюжета – реальное  событие (любовь  телеграфного  чиновника  Жёлтого П. П.  к  жене  важного  сановника,  члена  Государственного    Совета   Любимова).

В  жизни  всё  сложилось  иначе – чиновник  принял  браслет  и  перестал  писать  письма; больше  о  нём  ничего  не  известно.  В  семье  Любимовых  этот  случай  воспринимался   как странный  и  курьёзный.

( Словарная  работа  курьёзный  )

III Работа над рассказом.

Звучит  «К  Элоизе»

На  каком  фоне  происходят  события,  изображённые  в  рассказе?

1)Дача  Шеиных  на  берегу  Чёрного  моря.

2)Пейзаж.

3)Детали (записная  книжка, обед  для  гостей  и т. д.)

Обратите  внимание, как  любовно  видит  Куприн  повседневность   окружающего   мира. Этот  трагически - радостный   мир  прекрасен  и  гармоничен.  Но  видеть   его   настоящую   красоту   может   лишь  человек, наделённый  могучей  любовью   к   жизни,  чутким  сердцем.

Вспомните  слова  А. де Сент-Экзюпери:  « Зорко   одно  лишь  сердце.  Самого  главного   глазами  не  увидишь». Скажите,  может  ли  общество  Шеиных   воспринять сердцем  другого  человека, гармоничны  ли  чувства  представителей    этого   общества? Что мы  вообще  знаем  об  этом  обществе?

Характеристика  общества

Каковы  люди,  собравшиеся  на   именинах  княгини  Веры?

а) Вера

б) Анна

(Появление  тревожной  темы: столкновение  двух  культурных  традиций  востока  и  запада. Восток – страсть,  безрассудство,  запад – рассудительность,   бесстрастность.)

в) Николай

г) Василий

д) Аносов. Смысл  его  рассказов  о   любви.

Но  пока  всё  благопристойно,  жизнь  идёт  размеренно,  ровно,  однообразно; скука  похожих  друг  на  друга  дней  изредка  перемежается  праздниками. И  мы  видим  именины  княгини  Веры, где  прозвучат  слова  о  карикатурной   истории  любви

П.П. Ж.

-Чего  ждала  от  именин  Вера?

-Чем  она  была  недовольна?

-Расскажите  об  истории  с  влюблённым  телеграфистом.

-Как  мы  видим  эту  историю?  

а)История  человека,   которого   возвысила  и   погубила  любовь,  рассказывается  таким  образом,  что  мы  видим  её  глазами  разных   людей: князя  Василия (как  анекдот),  Николая (для  которого  эта  история  подозрительна  и  оскорбительна),Веры (она  желает  только  прекратить  всё  это),генерала  Аносова (предполагает, что  здесь  кроется  настоящая  любовь).Подробное  сообщение  готовит  ученик   со  ссылкой   на  текст.  

Появляется  мотив  гибели!

б) Суть  истории освещается   учеником  со  ссылкой  на  текст. (По  версии  Шеина  и   на  основе  реальных  событий.)

-Почему  круг  княгини  Веры  не  может  допустить,  что  это  настоящее  чувство?

Эти  люди  не  способны  сердцем  принять  право  человека, стоящего  ниже  их  по  социальной  иерархии, на  возвышенные  чувства,  на  счастье. Так  в  рассказ  входит  тема   «маленького   человека».

-А  можно  ли  в  полной  мере  назвать  Желткова  «маленьким    человеком»? Что  мы  знаем  о  Г.С.Ж.  и  как  мы  это  узнаём?

Обратить  внимание  на    непоследовательность  и  недосказанность  в  изображении  героя.

1)Прежде  всего  мы  видим   подарок  незнакомца – гранатовый  браслет.

-Что  представляет  собой  браслет?

(Один  ученик  работает  с  описанием  браслета,  другой  выступает  с  сообщением  о  гранате  как  о  камне  и  о  его  свойствах, в  том  числе  и  по  «Суламифи»)

Вторично  звучит  мотив  гибели!

Вывод:  браслет  как  бы  отражает  сущность  Желткова. Камни  плохо  отшлифованы,  но  они  настоящие,  как  и  чувства  этого  человека.

Какова  судьба  браслета?

О  чём  свидетельствует  письмо  Желткова? (Письмо  зачитывается)

Зачем  автору  понадобилось  предварять  знакомство  с  Желтковым  описанием  определённых  деталей. (Браслет,  письмо,  фарс)

2)Мы  видим,  как  сталкивается  этот  человек  с  миром  непонимания   и  ограниченности. И  только  теперь   знакомимся   с  ним.

-В  каких  условиях  живёт  Желтков?

-Какова  роль  портрета  героя? (Работа  с  текстом)

-Поведение  Желткова. (Анализ  сцены  диалога  Желткова,  Шеина, Николая)

Как  ведёт  себя  Желтков  в  начале  встречи?

Каково  поведение  Николая,  князя  Шеина?

Как  и  почему  меняется  поведение  Желткова?  В  чём  это  выразилось? Легко  ли  далось  герою  признание?  О  чём  оно  свидетельствует? Что  почувствовали  пришедшие  к  Желткову?

Вывод:  «маленький  человек»  превращается  в  Человека.  Благородство  и  сила  духа  исключают  жалость  к  нему. Всё  яснее  вырисовываются  черты не  «маленького  человека»,  а  «рыцаря  бедного»,  который  силой  и чистотой чувства  служит  вышним силам,  служит  даром  вежливой,  рыцарской,  героической   любви.

И  в  подтверждение  этому  лишь  в  конце  повествования  мы  узнаём  имя  нашего  героя,  точнее,  догадываемся  о  нём.

Каково  оно?  Кто  его  произносит?

(рассказ  о  значении  имени  Георгий) Великомученик  Георгий – покровитель  рыцарей  и  воинов, Победоносец, одолевший  змия - искусителя,   сражающийся  с пороком. Считается  покровителем  России; в  честь  него  учреждён  орден  за   наивысшую  доблесть  на  поле  брани – георгиевский  крест.

Знаем  ли  мы  отчество  героя? Нет,  и  это  символично.  Этот  образ – образ  рыцаря,  но  не  из  романа,  а  из  повседневной,  обыденной  жизни.

-Почему  же   он  принимает  роковое  решение?

-О  чём  говорит  его  прощальное  письмо? (Чтение  фрагмента  письма  и  обсуждение  прочитанного)

И  эта  чистая  любовь рыцаря (работа  со  словом  платоническая) озарила  жизнь  не  только  Желткова,  но  жизни  других  людей,  пробудила  чувства  в их  душах.

О  ком  это  сказано?

-Князь  Шеин  до  и  после   встречи  с  Желтковым.

-Княгиня  Вера.

Вывод: Куприн  ищет  в  реальной  жизни  людей,  одержимых  высоким  чувством  любви,  способных  подняться  над  окружающей  пошлостью  и  бездуховностью,  готовых  отдать  всё,  не  требуя  ничего  взамен.  Писатель   воспевает  возвышенную  любовь,   противопоставляя  её  безразличию  и  неспособности  чувствовать.

Вот  почему  веками  звучит музыка  любви;  звучит  для  Веры  в  трагический  для  неё  момент  нравственного  прозрения; звучит  для  всех  нас.

                  Соната № 14 Бетховена

 И  гимном  любви  звучат  в  душе  Веры  слова  скромного  чиновника  Желткова.

                     Чтение  финальных  строк  учителем.

Любовь  всегда  будет  присутствовать  в  нашей  жизни,  и  всегда  она  будет  вдохновлять  людей  на  героические  поступки,  будет  питать  творчество  мастеров  всех  видов  искусств.

Напишите  домашнее  сочинение  «Тема  любви  в  рассказе  А. И. Куприна  «Гранатовый  браслет» («Тема  любви  в  рассказах  А. И. Куприна» -  для  более  сильных  учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая тайна любви ( по повести А.И. Куприна "Олеся")

Это презентация к уроку, а полный конспект урока был издан Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в сборнике "Методическое обеспечение учебного проц...

Урок литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”

Урок в 11 классе по повести А.И.Киприна "Олеся" Учащиеся познакомятся со своеобразием романтического мироощущения в повести,  проведут параллель между повестью "Олеся" и "гранатовый браслет"...

"Великая тайна любви"( по повести А. И.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...

Конспект урока литературы в 11 классе "Мотивная структура повести А.И.Куприна "Олеся"

Урок - исследование мотивной структуры повести А.И.Куприна "Олеся" через организацию интерактивной деятельности учащихся. Урок решения "ключевых" задач. Тип урока: Урок комплексного применения знаний....

Тест по повести А.И.Куприна "Олеся"

Тест направлен на выявление качества имеющихся знаний...

Мир армейских отношений в повести А.И.Куприна «Поединок». Нравственное противостояние героя и среды в повести.

Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта. «Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, ...