Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С.Пушкина"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Томникова Марина Вячеславовна

Данная мастерская поможет учащимся увидеть в великом русском гении глубоко православного человека. На уроках литературы мы берем только основные мотивы творчества А.С.Пушкина, а в процессе мастерской поэт раскрывается в другом ракурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_uroka.doc130.5 КБ
Office presentation icon Fotoalbom_k_uroku_na_sayt.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Новосельская  средняя общеобразовательная школа"

Творческая мастерская

(построение знаний)

"ИКОНА В ТВОРЧЕСТВЕ

А.С.ПУШКИНА"

Разработала и провела

Томникова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории Новосельской средней

общеобразовательной школы.

601275 Владимирская обл., Суздальский р-н.,

с. Новое, ул. Молодежная, д.6А

телефон: 8-23-65-310

601275 Владимирская обл., Суздальский р-н.,

с. Новое, ул. Молодежная, д.5, кв.7.

телефон: 8-905-616-62-39

-2009-

Стратегическая цель урока:  на примерах произведений А.С.Пушкина  определить, в каких формах присутствует икона в творчестве великого русского писателя.

Лейтмотив: А.С.Пушкин – великий национальный писатель, свято соблюдающий законы жизни русского народа (соборность).

Цели образовательные и воспитательные:

  1. вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  2. воспитание интереса к историческому прошлому России;
  3. развитие интереса к культурному наследию России;
  4. формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  1. развитие творческой активности;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с  Православными иконами,   запись колокольного звона "Крестный ход", таблицы,   Приложения №1, №2, №3, №4, №5, №6. Произведения А.С.Пушкина:  стихотворения "Сон", "Мечтатель", "Вечерня отошла давно..", повести "Гробовщик",  "Пиковая дама", "Арап Петра Великого", поэмы "Монах", "Бахчисарайский фонтан", "Русалка",  повесть"Станционный смотритель", "Участь моя решена. Я женюсь", "Начало автобиографии", роман "Дубровский",  сказка"Жених", "Сказка о царе Салтане" ,"Борис Годунов", "История Петра", "История Пугачевского бунта", "История" Н.М.Карамзина, постановления Стоглавого Собора ("Стоглав").  

Для учеников приготовить чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, таблица для каждой группы.

 

 Учащиеся предварительно разделены на 5 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам. На столах заготовленные конверты с заданиями для каждого члена группы, всего 5 заданий (для удобства конверты пронумеровать).

Ход мастерской

I. Учитель: ребята, мы с вами живем в благословенном краю, богатом своей историей, культурой. А г. Владимир – культурно – исторический центр. Знаменит он монастырями, святыми церквями, в которых покоятся мощи сподвижников Православия. Убранство храмов изумляет своим великолепием. Богатством поражают оклады икон великих русских святых. У вас у всех, я уверена, дома также есть иконы: кто-то действительно является верующим, у кого-то- дань моде, а у некоторых - для интерьера….

  1. Икона. Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
  2. Что такое икона?
  3. Как она обычно выглядит?
  4. Каково её цветовое решение?
  5. Для чего нужны иконы?

1.Индивидуальная работа.

2.Социализация (учащиеся по желанию зачитывают ответы на вопросы)

II.Учитель:

  1. В творчестве каких писателей вы встречались с упоминанием икон?
  2. А есть ли в творчестве А.С.Пушкина присутствие икон?

III.Сообщение цели урока. Запись темы на доске: "Иконы в творчестве А.С.Пушкина".

Учитель:В процессе занятия вы будете заполнять таблицу, пользоваться раздаточным материалом, который находится у вас на столах.

Форма

Произведение

Икона

Иконы были во всех квартирах А.Пушкина в Петербурге, Москве, в Михайловском. Празднование в честь иконы бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания, связанные с иконой, не раз видел её и встречальную икону "Умиление" (слайд) в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов. Весной 1836г. в Петербурге умерла Надежда Осиповна – мать поэта. Пушкин, согласно завещанию, привез тело покойной в Святогорский монастырь, в  ограде которого возле Успенского храма захоронили усопшую. В день возвращения А.Пушкин зашел в монастырь и с каким –то тайным предчувствием купил место для собственной могилы. Сделал пожертвование монастырю: шандал бронзовый с малахитом и икону Богородицы – пядичная (объяснить уч-ся лексическое значение слова «пядичная») в серебряном окладе с жемчугом.

Икона встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с самых ранних. У поэта есть впечатления, связанные с иконами.

 

  Работа  с материалом пакета №1 (Приложение №1)  

  1. Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из произведения А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)
  2. Социоконструкция (обсуждение в группах).
  3. Социализация (выступление каждой группы. Текст зачитывается вслух).
  1. Вывод: икона присутствует в творчестве А.Пушкина в форме красного угла с иконами (заполнение таблицы)

Учитель: действительно, иконы располагаются в самом лучшем углу в доме, его поэтому и называют Красным. Здесь хранятся и маленькие домашние святыньки: просфоры, освященный елей, церковные свечи, засохшие благовещенские прутики вербы:

С перегородкою коморки,

      Довольно чистенькие норки,

В углу на полке образа,

Под ними вербная лоза

                  С иссохшей просвирой и свечкой..

Иконы стоят на особой полочке, ибо иконы нельзя "вешать", а можно только ставить. Просфора же иссохшая, поскольку её хранят дома долгое время и принимают маленький кусочек только в случае болезни.(Казанская. Слайд. ). Почитаемая икона в семье А.С.Пушкина. Она находилась и в петербургской , и в московской квартирах поэта.

 Продолжаем работу. Берем пакеты под №2, читаем тексты, отвечаем на вопросы,           определяем форму присутствия иконы.

                  Работа с материалом пакета №2 (Приложение №2)  

                  1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из         произведения   А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)

2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

3.Социализация (выступление каждой группы).Одновременно с выступлениями групп демонстрируются слайды: икона "Николай Чудотворец", икона "Всех скорбящих радость"

  1. Вывод: икона присутствует в творчестве А.Пушкина в форме: молитва и молебен перед иконой (заполнение таблицы)

Учитель: Важное место занимают иконы в свадебном обряде. Фактически все начинается с благословения образами. Работаем с материалами пакета №3

                 Работа с материалом пакета №3  (Приложение №3)  

                 1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из произведения  А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются вместе с текстом).

                 2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

    3. Социализация (выступление каждой группы). Одновременно с выступлениями групп демонстрируются слайды: икона "Петр и Павел".

  1. Вывод: учащиеся делают самостоятельно. Икона присутствует в творчестве А.Пушкина в форме: благословение иконами новобрачных (заполнение таблицы)

Учитель: продолжаем исследования. Иконы в окладах и без окладов, в иконостасе и на стенах являются главным украшением церкви;  иконы призывают к молитве, к покаянию, мерцающие в свете лампад и свечей оклады создают таинственную атмосферу общения с Богом.

   Если до этого мы все работали коллективно над одной формой присутствия иконы в творчестве А.Пушкина, то теперь задание несколько усложняется.  У каждой группы должна быть определена своя форма присутствия икон. Все внимательно слушают и стараются  посредством  обсуждения в группе определить эту форму. Материалы пакета №4.

                  Работа с материалом пакета №4  (Приложение №4)  

                  1.Групповая работа

                   2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

                   3.Социализация

  После сообщения учащихся 1 группы, слово берет учитель.

Учитель: золотой оклад на иконе, конечно, свидетельство не только благочестия, иконопочитания, но и богатства. В стихотворении "Будрыс и его сыновья" старый литвин, посылая одного из сыновей "поживиться от русских добычей" в Новгороде, в своем наставлении употребляет такое сравнение: "Жены их (новгородцев), как в окладах, в драгоценных нарядах.

  1. Какой вывод мы можем сделать по этому сообщению?
  2. Вывод  учащиеся  делают самостоятельно:  сияние и богатство иконных окладов (заполнение таблицы)

После выступления учащихся 2 группы учащиеся самостоятельно делают вывод.

  1. Вывод: икона на кладбищенском кресте(заполнение таблицы)

Выступления учащихся 3,4, 5 групп сопровождаются демонстрацией слайдов икон: икона "Владимирская Божья Матерь", "Донская божья Матерь", "Смоленская Божья Матерь". Учащиеся самостоятельно делают вывод.  

  1. Вывод: крестный ход с иконой

Учитель: Крестный ход - важное торжественное шествие с иконами, хоругвями, под колокольный звон. В нем принимают участие люди всех сословий. Перед богом все равны. (Прослушивание колокольного звона. Звуковое оформление обозначено значком на слайде иконы"Смоленская Божья Матерь".).

Продолжаем нашу работу.  Я зачитаю вам отрывок из "Истории Петра", а вы, обсудив услышанное в группах, попробуете определить еще одну форму присутствия икон в творчестве А.Пушкина. (Слайд иконы "Спаситель").

 «Народ почитал Петра антихристом».  Он заставлял брить бороды. В постановлении Стоглавого Собора указывается: "Творящие брадобритие независимы от Бога, создавшего нас по образу Своему . Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Образ Божий есть Христос. Человек- живая икона Христа, каждый человек носит в себе образ Христов. Если Господь сотворил мужчину так, что у него растет борода, то она становится неотъемлемой частью образа Божия, а потому брить её – значит искажать этот заданный образ  своим вмешательством." Исключением являются святые Борис и Глеб, т.к. погибли юношами.

  1. Запишите вывод в ваши таблицы.
  2. Вывод: икона и образ Божий в человеке (заполнение таблицы)

Учитель: у нас остался последний пакет с заданиями №5.

 

                                Работа с материалом пакета №5 (Приложение №5)  

                                1.  Групповая работа

                                2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

                                 3.Социализация (выступление каждой группы).

Учитель: определите, с какой целью в данных произведениях используют иконы? Запишите вывод. (Слайд с изображением иконописных мастерских).

  1. Вывод: иконопочитание и присяга (заполнение таблицы)

Учитель: послушайте еще несколько отрывков "Из истории пугачевского бунта"и также сформулируйте вывод. Пугачев и его сподвижники после взятия городов начинали грабеж церквей и монастырей.  В церкви, куда мятежники приносили своих раненых, видны были на помосте кровавые лужи. Оклады с икон были ободраны. Церковь осквернена калом лошадиным и человечьим." Церкви грабили святотатцы, они обдирали с икон ризы, конечно, при этом могли расколоть икону. В другой записи:"Церкви были разгромлены, образы исколоты, и из них щепками кашу варили. А у Распятия Господня, которое над царскими дверьми стояла, усмотрен гвоздь, в уста прибитый"

В действиях пугачевцев  видны одни и те же из века в век повторяющиеся приемы, к которым прибегают иконоборцы всех времен и народов. Иконы уничтожали все завоеватели земли Русской: шведы, немцы, поляки, французы.  Один из самых больших ударов по русскому иконописанию был нанесен большевиками: много икон уничтожили, за бесценок продали за границу, закрыли иконописные мастерские.

  1. Запишите ваш вывод.
  2. Вывод: уничтожение икон и кощунство над ними (заполнение таблицы)

IV. Творческая работа.

Учитель: подготовьте групповой проект вашего ответа  о формах присутствия икон в творчестве А.Пушкина. (Это могут быть кластеры или те же заполненные таблицы).

V. Афиширование работ. Представители от групп зачитывают свои работы и вывешивают их на доску.

 

VI. Рефлексия. Что я узнал на уроке?  О чем я задумался? Письменная работа на несколько минут.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Лепахин В. Икона в поэзии и прозе А.С.Пушкина.// Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002
  2. Пушкин А. Стихотворения и проза.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1  

1 группа. А.С.Пушкин "Сон"(карточка каждому ученику)

От ужаса не шелохнусь, бывало,

   Едва дыша, прижмусь под одеяло,

                                                       Не чувствуя ни ног, ни головы.

           Под образом простой ночник из глины

   Чуть освещал глубокие морщины,

         Драгой антик, прабабушкин чепец…

  1. Каков возраст лирического героя?
  2. Определите состояние героя
  3. В чем он видит спасение?
  4. Где располагаются иконы? Как называется этот угол?

 2 группа.   А.С.Пушкин "Мечтатель»(карточка каждому ученику)

И мирный неги уголок

Ночь сумраком одела,

    В камине гаснет огонек,

                                                                И свечка нагорела;

          Стоит богов домашних лик

В кивоте небогатом,

           И бледный теплится ночник

        Пред глиняным собратом.

  1. Объясните лексическое значение слова «кивот».
  2. Где располагаются иконы? Как называется этот угол?

3 группа. А.С.Пушкин "Гробовщик" (карточка каждому ученику)

"…Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху, он вздохнул  о ветхой лачужке…..стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медлительность и сам принялся им помогать. Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли определенные им углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера,   также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами."

  1. С чего начинается "порядок" в доме у гробовщика?
  2. Где располагаются иконы? Как называется этот угол?

4 группа. А.С.Пушкин "Пиковая дама"(карточка каждому ученику)

"..Зала и гостиная были темны. Лампа слабо освещала их из передней. Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненном старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые  штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями"

  1. С чего начинается описание спальни?
  2. Что служит освещением?
  3. Где располагаются иконы? Как называется этот угол?

(Огонь лампады живой, теплый. Вспомним, что старуха явилась Герману при лунном сиянии, обманчивом, мертвом).

5 группа А.С.Пушкин "Арап Петра Великого"(карточка каждому ученику)"

"Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады наследственных икон.  Дрожащий свет ее слабо озарял занавешенную кровать и столик, уставленный склянками с ярлыками"

  1. С чего начинается "порядок" в комнате у Наташи? Как называется этот угол?
  2. О чем можно сказать, следуя такой последовательности изображения?

(Если не поможет Бог, то не поможет уже никто и ничто)


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1 группа. А.С.Пушкин "Монах"

           Уж темна ночь на небеса всходила,

             Уж в городах утих вседневный шум,

Луна в окно монаха осветила.

               В молитвенник весь устремивший ум,

               Панкратий наш Николы пред иконой

              Со вздохами земные клал поклоны

      …………………………………….

           Ни жив ни мертв сидит под образами

Чернец, молясь обеими руками.

  1. С какой целью в келье икона?
  2. Что значит слово "молиться"?

2 группа. А.С.Пушкин "Бахчисарайский фонтан"

 Гарема в дальнем отделенье

Позволено ей жить одной:

 И, мнится, в том уединенье

Сокрылся некто неземной.

          Там день и ночь горит лампада

      Пред ликом Девы пресвятой…

  И между тем, как все вокруг

В безумной неге утопает,

  Святыню строгую скрывает

Спасенный чудом уголок…

  1. Зачем у Марии икона Пречистой Девы?
  2. Символом чего является лампада?

3 группа. А.С.Пушкин "Бахчисарайский фонтан"

  Вошла, взирает с умиленьем

И тайный страх в неё проник.

                                                        Лампады свет уединенный,

                                                         Кивот, печально озаренный,

Пречистой Девы кроткий лик

             И крест, любви символ священный.

Грузинка! Всё в душе твоей

Родное что-то пробудило…

  1. Какие чувства пробуждаются у Заремы?

 (Зарема предала веру.)

4 группа. А.С.Пушкин "Русалка"

     Ах боже мой! В лесу ночной порою

  И дикий зверь, и лютый человек

      И леший бродит – долго ль до беды.

  Скорей зажги свечу перед иконой

  1. Зачем героиня просит зажечь свечу?

 5 группа.  А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

"…Он решил отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел ещё раз увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял - да и пошел.

 Этот самый день, вечером, шел  он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих    .Вдруг промчались перед ним ..дрожки, и смотритель узнал Минского… Он (смотритель) взошел по лестнице…"

  1. С какой целью смотритель идет в церковь?
  2. К какой иконе он обращается?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

1 группа. А.С.Пушкин "Участь моя решена. Я женюсь"

"..Позвали Надиньку – она вошла бледная, неловкая. Отец вышел и вынес образа Николая Чудотворца и Казанской Богоматери. Нас благословили. Надинька подала мне холодную, безответную руку. Мать заговорила о приданом, отец о саратовской деревне – я жених".

  1. В какой форме здесь присутствуют иконы? Какие?

2 группа. А.С.Пушкин "Начало автобиографии".

Пушкин рассказывает о том, как его предок Ганнибал долгое время не хотел возвращаться из Парижа в Россию. Вернулся он лишь после адресованного ему специального письма царя Петра. Далее Пушкин пишет:"Государь выехал к нему навстречу и  благословил образом  Петра и Павла, который хранился у его сыновей".

  1. В какой форме присутствует образ?
  2. Знаком чего он является в данном случае?
  3. Почему Петр выбрал именно эту икону?

 (Не случайно Петр выбрал и икону: в честь  святого апостола Петра был крещен сам царь, но, главное, в 1707 году царь крестил Ибрагима, и в крещении тот стал  также Петром. Правда, Ганнибал это имя почти не употреблял и называл себя Абрамом Петровичем (отчество — в честь крестного отца, царя Петра).

3 группа. А.С.Пушкин "Дубровский"

" Невеста готова,- сказала дама Кириллу Петровичу,- прикажите садиться в карету.

 - С богом,-отвечал Кирилла Петрович и , взяв со стола образ,- подойди ко мне, Маша,- сказал он ей тронутым голосом,- благословляю тебя… бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала.."

  1. С какой целью используется образ?
  2. Почему Маша рыдает?

(Маша рыдает,  потому что родительское благословение иконами — это Божие благословение. Венчание еще не состоялось, но до него остался лишь один шаг, исправить ничего нельзя и отступать уже поздно, что и показывают дальнейшие события в  повести).

 

4 группа. А.С.Пушкин "Жених"

Катаясь, видел он вчера

                                                               Её за воротами;

     Не по рукам ли, да с двора,

Да в церковь с образами?

  1. Как вы понимаете этот отрывок?

5 группа. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"

"Государыня – родная!

Выбрал я жену себе,

  Дочь послушную тебе.

     Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья:

Ты детей благослови

  Жить в совете и любви".

    Над главою их покорной

        Мать с иконой чудотворной

Слезы льет и говорит:

"Бог вас, дети, наградит".

  1. С какой целью используется икона?
  2. К кому обращается Гвидон за благословением?
  3. Как мать благословляет?

 ПРИЛОЖЕНИЕ №4

1 группа. А.С.Пушкин "Вечерня отошла давно"

Кругом и сон и тишина,

    Но церкви дверь отворена;

Трепещет луч лампады,

                                                              И тускло озаряет он

И темну живопись икон

И позлащенные оклады

  1. Как описывается вечерний храм?

2 группа А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

"Вот могила старого смотрителя",- сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песка, в которую врыт был черный крест с медным образом"

  1. Где мы видим икону?

3 группа. А.С.Пушкин "Борис Годунов"

Заутра вновь святейший Патриарх,

        В Кремле отпев торжественно молебен,

 Предшествуем хоругвями святыми,

      С иконами Владимирской, Донской,

    Воздвижится; а с ним синклит, бояре,

 Да сомн дворян, да выборные люди

          И весь народ московский православный,

       Мы все пойдем молить царицу вновь,

Да сжалится над сирою Москвою

И на венец благословит Бориса

  1. Какие иконы называются?
  2. С какой целью их выносят из Кремля?
  3. Как называется это шествие?

4 группа. А.С.Пушкин "Из "истории" Н.Карамзина"

Крестный ход на призвание Бориса на царствование.

"Патриарх и владыки несли иконы, знаменитые славными воспоминаниями: Владимирскую и Донскую, как святые знамена Отечества. Из Новодевичьего монастыря с колокольным звоном вынесли так называемую встречальную икону – чудотворный Смоленский образ Богоматери. Борис Годунов пал перед иконою Владимирскою, обливался слезами и воскликнул:"О Матерь Божия! Что виною Твоего подвиг Сохрани, сохрани мя под сению Твоего крова!"

  1.  С какой целью выносят названные иконы?
  2. Как называется это шествие?

5 группа.  А.С.Пушкин "История Петра"

"Мая 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль. Патриарх задержан был в монастыре. Царевна (Софья) в ужасе поехала сама, в сопровождении знатных особ, держа в руках икону Спасителеву"

  1. Как называется шествие с иконами ?

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

 

1 группа.  "Стоглав"

"Вопросы качества иконописания заботили Церковь всегда. Знаменитый "Стоглав" в середине 16 в. принимал постановление относительно улучшения художественной и богословской сторон иконописания, ставил вопрос о контроле над иконными мастерскими и лавками. Петр разрушил налаженную в царской Иконописной палате в Москве систему производства икон, но, видимо, вскоре понял свою ошибку и признал необходимость наблюдения и контроля за качеством иконописания, за подготовкой молодых мастеров,"-  Пушкин и отметил в своей записи.

  1. Почему Петр счел необходимостью контроль за качеством иконописания?

2 группа.

У Пушкина есть такая запись:" Царь приказал в церковь своих икон из дому не носить" В 17в. существовал обычай приносить в храм свои иконы, так называемые "собинные" или "особные"  иконы и оставлять их там. Владелец иконы молился преимущественно перед ней, перед ней также ставил свечи. Церковные образа от такого иконопочитания оставались  в небрежении. Другим прихожанам молиться перед этими иконами не полагалось, но они могли принести в церковь свою икону. Если на владельца накладывали епитимью – временно отлучали от церкви, то выносили из церкви и его икону. Эта ложная практика иконопочитания была запрещена"

  1. Почему были запрещены "особинные" иконы?
  2. Каким должно быть отношение к иконам?

3 группа.

Ещё одна запись у Пушкина также относится к иконопочитанию: "Царь приказал :" Не целовать икон и мощей во время Службы и штрафу брать в церкви по одному рублю".

  1. Почему было запрещено целовать иконы во время Службы?
  2. Как нужно вести себя в храме?
  3. Каким должно быть отношение к иконе?

4 и 5  группы. А.П.Пушкин "История Пугачевского бунта"

"Пугачев, когда его встречали хлебом и солью, и с иконами торжественно прикладывался к иконам, доказывая свое правоверие. Солдат, какзаков, офицеров, переходивших на сторону Пугачева, приводили к присяге новому царю перед иконами. Присяга была над образом, писанном в медных складнях"

  1. Как ведет себя Пугачев?
  2. С какой целью используется икона?

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Произведение

Икона

Форма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творческий вечер "Моя Мадонна", посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина

Знакомство учащихся с жизнью, судьбой Н. Н. Гончаровой, её подвигом жены и матери.Учащиеся узнают, какую роль играла Н. Н. Гончарова в жизни А. С. Пушкина...

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкина. у детей на занятиях изобразительного искусства. " Детство и творчество А.С.Пушкина"

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкину у детей на занятиях изобразительного искусства.Создание тематического рисунка....