конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок 1.
Тема: Возникновение различных литературных течений в конце 19 - начале20 века (на примере поэзии)
Задачи урока: 1.Дать общую характеристику периода.
2.На основе стартовой презентации поставить перед учащимися основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»
проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? и привести их к ответам на них.
3.Познакомить обзорно с модернистскими течениями поэзии «серебряного века» и их представителями.
4.Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.
Цель урока: Подвести учащихся к учебному проекту
Форма урока: лекция
Технология обучения: ИКТ, проблемное обучение.
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Повторение: общая характеристика периода.
4.Работа по осмыслению термина «серебряный век», ответа на поставленные вопросы.
1.Запись темы урока.
2.Вступительное слово учителя.
В наше время, когда активно идут процессы осмысления путей развития страны и стирания «белых пятен», мы ищем и находим то общее, что объединяет русскую культуру нашего века – искусство и философию. Они были разорваны судьбами истории и теперь нуждаются в воссоединении. Долгое время из историко-литературного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Сегодня «новым» становится хорошо забытое «старое».
Начало 20 века – «испепеляющие годы» - ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба.
Теперь становится все более очевидным: символизм, акмеизм, футуризм, утверждавшиеся в полемике с классикой 19 века, органически слились с ней.
Блок писал в предисловии к поэме «Возмездие» о «неразделенности неслиянности» искусства, жизни и политики.
Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..» ( Что обусловило духовный кризис, начавшийся в конце 19 века, и как он отразился на искусстве?)
Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? ( Отметьте основные тенденции развития литературы на рубеже веков)
Работа с датами (1880-1917)
1.Какие события произошли в этот период?
1890год
1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;
1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;
1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;
1904 -1905 год – русско- японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», восстание матросов в Севастополе, вооруженное восстание в Москве;
Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; Привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности;
1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;
1909 год – начало промышленного подъема в России;
1910 год – Л.Н.Толстой отказался от присуждения Нобелевской премии, т.к. «убежден в безусловном вреде денег»
1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»
1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война
1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.
1915 год – Поражение царской армии в Польше
1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии
1918 год - Россия объявлена РСФСР
2. Имена каких писателей связаны с этим периодом?
Время активной литературной жизни, обилие талантов, огромный интерес к поэзии.
1890 год
1901 год – И.А. Бунин, Короленко В.Г., Чехов А.П., Серафимович А.С.
1902 год – Горький А.М.. «На дне» К.Бальмонт, А.Блок поэма «Возмездие»
1903год – Ф. Сологуб,
1904 -1905 год – А.Белый, И. Анненский, В.Иванов, Чехов А.П. «Вишневый сад»
А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме» Н.Чернышевский «Что делать?»
1907 год - Горький А.М. роман «Мать»
1907-1908 год И.Северянин, Ф. Сологуб, А.Блок
1910 – 1912 год – Н.Гумилев, И.Бунин «Деревня», Ахматова А., И.Северянин
1912-1917 - И.Бунин «Суходол», Ахматова А, С.Есенин, В.Маяковский
3.О чем они писали?
У писателей «золотого века» главенствовали гражданские и гуманистические принципы; интерес был направлен к духовному облику каждого человека: Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Дама с собачкой», А.П.Чехов пьеса «Три сестры»
Ф.И.Тютчев глубоко прочувствовал трагическую судьбу людей в грозном вселенческом хаосе, перед лицом непостижимой тайны сущего, обрекающего на гибель рока, но царство «пророческих снов», сокровенных видений поэта противостояло жестокой силе. В мечтах
«Все лучшее там, светлее, шире
Так от земного далеко…»
Музой Тютчева владела высшая чистота и красота
«Она с небес слетает к нам,
Небесная - к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре,
И на бунтующее море
Льет примирительный елей»
Представители «серебряного века» - писатели - видели в «разорении дворянских гнезд» гибель России (выходцы из дворянского сословия – Бунин И. «Деревня», «Суходол»).
Призыв «Пусть сильнее грянет буря» звучал из уст представителей низшего сословия – Горький А.М. «Песня о буревестнике»
Муза лирики порубежного времени несет в себе муки раздвоения и одиночества.
А.Блок уподобил поэта врубелевскому Ангелу-Демону, «заломившему руки, познавшему сладострастие тоски, обладателю всего богатства мира, но – нищему, ничем не прикрытому, не ведающему, где приклонить голову». Блок не скрывал захвативших его опасных влечений:
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь
И безумная сердцу услада –
Эта горькая страсть, как полынь.
(«К музе»)
Слово учителя.
Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.
Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ. На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.
Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.
Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»
Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.
В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»?
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.
2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Тургенева. Поэты серебряного века, наследуя традиции 19 века, вносили то новое, что диктовало время. И ныне велика потребность к творчеству этих поэтов - Блока и Бальмонта, Волошина и Брюсова, Северянина и Гумилева, Сологуба и Ахматовой.
Поэты начала века создавали концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что все создаваемое человеком осознается; есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.
3.Итог урока:
Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»
«Один среди враждебной рати
Не их, не ваш, ни свой, ничей»
М.Волошин.
В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.
Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
- Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
- Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
- Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.
Предварительный просмотр:
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
1)Автор проекта:
ФИО учителя – Новикова В.П.
Номер и название школы – МОУ Павловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
2)Описание проекта:
- Название проекта
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
- Краткое содержание проекта:
Группы учащихся занимаются исследовательской деятельностью на основе сбора материала о литературных течениях периода Серебряного века с целью дать аргументированный ответ на целеполагающий вопрос:
О чем «кричит наш дух?..»
Занимаются анализом стихов, чтобы дать аргументированный ответ на проблемный вопрос:
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Сопоставляя смежные виды искусства: живопись, музыку с поэзией, учащиеся наблюдают эстетическое сходство в восприятии мира, времени, в которое жили поэты, художники, композиторы, певцы – Серебряный век.
- Предметная область:
Литература
- Возрастная группа
11 класс
- Какое время требуется для выполнения проекта?
3 учебных часа – краткосрочный проект
3)Основа проекта:
- Содержание, соответствующее образовательным стандартам:
СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Русская литература 20 века. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм) Поиск новых форм выражения. Словотворчество.
- Какие дидактические цели и методические задачи ставятся в проекте:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения выделять главное, формулировать ответ на основополагающий, проблемный вопросы.
Развитие монологической речи.
Обучение специальным умениям осмысления лирического произведения через исследовательскую деятельность.
Формирование критического мышления, навыков работы в команде.
- Триада вопросов, направляющих проект
Основополагающий вопрос:
О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Вопросы учебной темы:
-Что такое символизм?
-В чем видите особенность символизма?
-Каково отношение символистов к жизни?
4)Критерии оценивания
№ | Название проекта | Вид деятельности | Баллы | Оценка в баллах задания | Оценка проекта |
1 | Серебряный век русской поэзии | 1.Знание теории вопроса | 1-5 баллов | ||
2.Творческая биография основоположника течения | 1-5 баллов | ||||
3.Выразительное чтение стихов | 1-10 баллов | ||||
4.Анализ стихотворения | 1-10 баллов | ||||
5. Монологическая речь | 1-10 баллов | ||||
6. Оформление презентации | 1-10 баллов | ||||
7.Вывод по основополагающему вопросу | 1-10 баллов |
- График оценивания:
1.В ходе подготовки к проекту:
доля самостоятельности при подготовке проекта
2.Защита проекта
полнота ответа на основополагающий вопрос
3.Рефлексия: свободное высказывание.
- Описание методов оценивания:
1.Оценочный лист.
2.Полнота оформления таблицы по теме урока.
- Сведения о проекте:
- Необходимые начальные универсальные знания учащихся:
1)Работа с творческой биографией поэта
2)Анализ стихотворения
3)Развитая монологическая речь
4)Конспектирование (отбор информации)
- Учебные мероприятия:
Самостоятельная работа учащихся в группах по листу планирования самостоятельной (групповой) деятельности
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века» |
2 | Осмысление темы - Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности | 1Поэт-основоположник литературного течения символизм 2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши» 3.Выразительное чтение стихов Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…», В.Брюсов «Тень несозданных созданий…» 4.Соотнесение со смежными видами искусства |
3 | Представление презентации | Защита проекта |
4 | Ответ на основополагающий вопрос | Монологическая речь |
Источники информации:
Источник информации /ресурс | Вид информации |
Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл | Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната |
Сборник стихов | Стихи К.Бальмонта, Ф.Сологуба |
Критическая литература | Анализ стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба |
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века» |
2 | Осмысление темы: - Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности | Составление презентации 1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм 2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи» 3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «Невыразимая печаль» А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» 4.Соотнесение со смежными видами искусств. |
3 | Защита проекта | Представление презентации. |
4 | Ответ на основополагающий вопрос | Монологическая речь |
Источники информации:
Источник информации /ресурс | Вид информации |
Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл | Биография поэта, репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд», «Бабушкин сад». Музыка Шопена |
Сборники стихов | Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой |
Критическая литература | Анализ стихов |
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века» |
2 | Основной этап: - представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности | 1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм. 2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро» В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142) 3.Выразительное чтение стихов И.Северянина «Кензель», «Я, гений Игорь Северянин» 4.Соотнесение со смежными видами искусства |
3 | Защита проекта | Представление презентации |
4 | Ответ на основополагающий вопрос | Монологическая речь |
Источники информации:
Источник информации /ресурс | Вид информации |
Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл | Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»; Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик» |
Сборник стихов | Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского |
Критическая литература | Анализ стихов |
- Материалы для дифференцированного обучения
- Участие в проекте – учащиеся с повышенным уровнем компетентности.
- Работа с таблицей «Модернистские течения литературы 20 века» - учащиеся со средним уровнем компетенции
- Подготовка учащимися презентации как продукта исследовательской деятельности
6)Защита проекта
7)Рефлексия: свободные высказывания по основополагающему вопросу
8)Оценивание результатов проекта учащимися, учителем
Предварительный просмотр:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ: Серебряный век русской поэзии
Фамилии, имена учащихся:
Основополагающий вопрос:
О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
Вопросы учебной темы:
-Что такое символизм?
-В чем видите особенность символизма?
-Каково отношение символистов к жизни?
№ | Название проекта | Вид деятельности | Баллы | Оценка в баллах задания | Оценка проекта |
1 | Серебряный век русской поэзии | 1.Знание теории вопроса | 1-5 баллов | ||
2.Творческая биография основоположника течения | 1-5 баллов | ||||
3.Выразительное чтение стихов | 1-10 баллов | ||||
4.Монологическая речь | 1-10 баллов | ||||
5.Оформление презентации | 1-10 баллов | ||||
6.Вывод по основополагающему вопросу | 1-10 баллов |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ: Серебряный век русской поэзии
Фамилии, имена учащихся:
Основополагающий вопрос:
О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
Вопросы учебной темы:
-Что такое акмеизм?
-В чем видите особенность акмеизма?
-Каково отношение акмеистов к жизни?
№ | Название проекта | Вид деятельности | Баллы | Оценка в баллах задания | Оценка проекта |
1 | Серебряный век русской поэзии | 1.Знание теории вопроса | 1-5 баллов | ||
2.Творческая биография основоположника течения | 1-5 баллов | ||||
3.Выразительное чтение стихов | 1-10 баллов | ||||
4.Монологическая речь | 1-10 баллов | ||||
5.Оформление презентации | 1-10 баллов | ||||
6.Вывод по основополагающему вопросу | 1-10 баллов |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ: Серебряный век русской поэзии
Фамилии, имена учащихся:
Основополагающий вопрос:
О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
Вопросы учебной темы:
-Что такое футуризм?
-В чем видите особенность футуризма?
-Каково отношение футуристов к жизни?
№ | Название проекта | Вид деятельности | Баллы | Оценка в баллах задания | Оценка проекта |
1 | Серебряный век русской поэзии | 1.Знание теории вопроса | 1-5 баллов | ||
2.Творческая биография основоположника течения | 1-5 баллов | ||||
3.Выразительное чтение стихов | 1-10 баллов | ||||
4.Монологическая речь | 1-10 баллов | ||||
5.Оформление презентации | 1-10 баллов | ||||
6.Вывод по основополагающему вопросу | 1-10 баллов |
Предварительный просмотр:
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ
Фамилии, имена учащихся: Кравцов Дмитрий
Тема проекта:
Серебряный век русской поэзии
Основополагающий вопрос:
-О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
-Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
-В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Вопросы учебной темы:
-Что такое символизм?
-В чем видите особенность символизма?
-Каково отношение символистов к жизни?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века» |
2 | Осмысление темы - Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности | 1Поэт-основоположник литературного течения символизм 2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши» 3.Выразительное чтение стихов Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…», В.Брюсов «Тень несозданных созданий…» 4.Соотнесение со смежными видами искусства |
3 | Представление презентации | Защита проекта |
4 | Ответ на основополагающий вопрос | Монологическая речь |
Источники информации:
Источник информации /ресурс | Вид информации |
Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл | Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната |
Сборник стихов | Стихи К.Бальмонта, Ф.Сологуба |
Критическая литература | Анализ стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба |
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ
Фамилии, имена учащихся: Подопригорин Сергей
Тема проекта:
Серебряный век русской поэзии
Основополагающий вопрос:
-О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
-Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
-В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Вопросы учебной темы:
-Что такое акмеизм?
-В чем видите особенность акмеизма?
-Каково отношение к жизни акмеистов?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века» |
2 | Осмысление темы: - Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности | Составление презентации 1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм 2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи» 3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «На бледно-голубой эмали» А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» 4.Соотнесение со смежными видами искусств. |
3 | Защита проекта | Представление презентации. |
4 | Ответ на основополагающий вопрос | Монологическая речь |
Источники информации:
Источник информации /ресурс | Вид информации |
Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл | Биография поэта, репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд», «Бабушкин сад». Музыка Шопена |
Сборники стихов | Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой |
Критическая литература | Анализ стихов |
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(В ГРУППЕ) ПО ПРОЕКТУ
Фамилии, имена учащихся: Махонин Егор
Тема проекта:
Серебряный век русской поэзии
Основополагающий вопрос:
-О чем «кричит наш дух?..»
Проблемный вопрос:
-Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
-В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Вопросы учебной темы:
-Что такое футуризм?
-В чем видите особенность футуризма?
-Каково отношение к жизни поэтов – футуристов?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 | Подготовительный | Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века» |
2 | Основной этап: - представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности | 1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм. 2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро» В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142) 3.Выразительное чтение стихов И.Северянина «Кензель», «Я, гений Игорь Северянин» 4.Соотнесение со смежными видами искусства |
3 | Защита проекта | Представление презентации |
4 | Ответ на основополагающий вопрос | Монологическая речь |
Источники информации:
Источник информации /ресурс | Вид информации |
Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл | Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»; Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик» |
Сборник стихов | Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского |
Критическая литература | Анализ стихов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основополагаюший вопрос: О чем «кричит наш дух?..» Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
«Символ – окно в бесконечность» Ф.Сологуб « Символизм-выражение идей посредством символов: в поэзии метафоричность, иносказательность, музыка, поэзия намеков» В.Брюсов Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное. Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус
Представители символизма В.Брюсов К.Бальмонт А.Блок З.Гиппиус
Акмеизм- «акме», «цвет», «цветущая сила», «высшая степень» « Для акмеистов сознательный смысл слова…такая же прекрасная форма, как музыка для символистов…» Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. Радостно и ясно- Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. А.Ахматова
Поэты-акмеисты Ахматова А.А. О.Э.Мандельштам Н.Гумилев С.Городецкий
«Пощечина общественному вкусу» Основа литературного течения - футуризм: - стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»; - творчество - не подражание, а «продолжение природы», «язык –часть природы»; «словотворчество и словоновшество»; смешение стилей и жанров «Мы желаем звездам тыкать, Мы устали звездам выкать, Мы узнали сладость рыкать» В.Хлебников
Поэты - футуристы Д.Бурлюк А.Крученых В.Маяковский В.Хлебников
Основополагаюший вопрос: О чем «кричит наш дух?..» « Один среди враждебной рати Не их, не наш, ни свой, ничей» М.Волошин. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям .
Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Никогда- ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
Предварительный просмотр:
«Модернистские течения литературы 20 века»
№ п/п | СИМВОЛИЗМ | АКМЕИЗМ | ФУТУРИЗМ |
1. Определение модернистского течения. | Символизм – выражение идей под средством символов. | Акмеизм - «акме», «цвет», «цветущая сила», «высшая степень» Девиз: «Ясность, простота, утверждение реальной жизни» | Футуризм – от латинского слова (futurum) будущее |
2.Основоположники течения и представители. | Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Александр Блок | Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, | Итальянец Маринетти. Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Игорь Северянин. |
3. Особенности литературного течения | Основа литературного течения – символизм: - «Реалисты всегда являются наблюдателями, символисты всегда мыслители… - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту; они смотрят на жизнь из окна» («Элементарные слова о символической поэзии» К.Бальмонт) | Основа литературного течения - акмеизм: -сознательный смысл слова; -правдивость слова; -поэт не выразит себя, если не найдет достойную форму глубоким мыслям и чувствам; - поэзия не дар небес, а ремесло; («Утро акмеизма» О.Мандельштам) | Основа литературного течения - футуризм: -представители антикультуры: задача -перестроить русскую словесность, освободиться от слова как такового, разрушить синтаксис и грамматику в целях - стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»; - творчество - не подражание, а «продолжение природы», «язык –часть природы»; -«словотворчество и словоновшество»; -смешение стилей и жанров; |
4.Основные черты поэзии | - язык богат интонациями; -подобно музыке и живописи, поэзия возбуждает в душах сложное настроение; - поэт, создающий свое символическое произведение, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов к скрытой в них духовной идеальности. («Элементарные слова о символической поэзии» К.Бальмонт) -восхождение к мистике; - отдельное слово в поэзии как и звук в музыке, абстрактно не несет смысловой конкретной нагрузки; | - новизна, смелость, чистота чувств - ясность, конкретность, четкость | -главное – не содержание, а форма; -призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха; -создают язык стремительной современности, уничтожавший прежний застывший язык; |
5. Анализ стихотворения | К.Бальмонт «Камыши» В.Я.Брюсов «Где вы, грядущие гунны?» | Н. Гумилева «Жираф» А.Ахматова «Песня последней встречи» | В.Маяковский «Утро» В.Хлебников «Там, где жили свиристели» |
7. Каково отношение поэтов к жизни? | Внутренний мир личности для символистов – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель, «страшного мира» «Я ненавижу человечество, я от него бегу спеша, мое единое отечество- моя пустынная душа» | На сером фоне начала второго десятилетия 20 века футуризм был необходим как смутное предчувствие мировой войны и неизбежности революции после нее. | |
8.Смежные виды искусств. | Музыка и литература на рубеже 19-20 веков идут навстречу друг другу. Символисты ввели в поэзию понятия «ноктюрн» - И.Анненский, «симфония» -А.Белый, «соната» - В.Брюсов. В поэзию стали проникать такие понятия, как «музыка слова» - повторы, звукопись, звукоподражаниия | В.Поленов «Бабушкин сад» Картины таитянского периода П.Гогена (пресыщенные городом, цивилизацией, люди стремились к «первобытной земле») Такая экзотика манила Николая Гумилева | Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала 20 века А.Вертинского («Лиловый негр », «Маленькая балерина») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Урок литературы в 11 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
Конспект урок а с использованием ЭОР...
Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"
Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...
Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии
Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии. ...
Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии"
Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии": презентация "Имена" познакомит учащихся с выдающимися деятелями искусства, поэзии конца 19-начала 20 века, с помощь...
Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...
Урок литературы в 9 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
Форма урока - интерактивная лекция...