Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования
статья по литературе (10 класс) по теме

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступает как составная часть его мировоззрения и поведения по отношению к родной стране, к другим нациям , народам и странам. Чтобы работа по обогащению обучающихся представлениями по вопросу патриотизма была эффективной, каждый учитель должен хорошо осознавать те идеи, которые заключены по этому предмету в содержании преподаваемого им предмета, и умело доносить их до сознания своих питомцев. Существенной стороной развития патриотического сознания обучающихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины, о качественно новой основе воинской силы и мужестве российских людей. Широкие возможности в этом представляет соответствующий тематический материал по русскому языку, ознакомление с доступными литературными произведениями. Но устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания обучающихся в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_nauchno-prakticheskoy_konferencii_2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Людмила Николаевна

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

     Основные черты портрета выпускника школы – гражданина России, который соответствует  названным выше и одобряемым обществом ценностным ориентирам и установкам, таковы:

– патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины;

– человек, уважающий ценности иных культур, религий  и  мировоззрений,  осознающий проблемы современности, свою возможную роль в их решении;

– креативный человек, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

– человек, уважающий других людей, готовый к сотрудничеству с ними для  достижения совместного позитивного результата;

– человек, осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные  решения и нести за них ответственность. Постановка задачи формирования гражданской идентичности  как ключевой задачи общего образования стала ответом  на вызовы времени.

Эта задача  приобрела особую актуальность в условиях кризиса гражданской идентичности после распада Советского Союза,  возникновения рисков распада  России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и региональным параметрам, роста неопределенности ценностных ориентаций подрастающих  поколений.

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия  для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека.

Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности выпускников школ  во многом зависит от эффективности изучения  истории России, обществознания, гражданского образования.

Формирование этнической идентичности, восприятие своей «малой Родины» (село, город, регион) как органичной части Российской Федерации во многом определяется эффективностью изучения национальной культуры, истории родного края (краеведения), национального (родного) языка, национальной литературы.

Формирование  общечеловеческой идентичности, которая выражается в приобщении к достижениям  мировой культуры,  понимании  всеобщей истории как истории человечества, истории цивилизаций, истории науки и техники  во многом определяется  эффективностью изучения таких предметов, как всеобщая история, экономика и право, мировая художественная культура, мировая литература (литература народов мира), математика  и информатика  как  универсальный язык  общения, религии  мира и др.

Формирование ценностных нормативных   характеристик  личности как идеального представителя  гражданского общества обеспечивается изучением учебных предметов,  содержание которых наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности.  

Успешность этого процесса во многом определяется эффективностью  социально-гуманитарного образования, изучения родного, русского и иностранных языков,  литературы народов мира, истории религий, восприятием ведущих ценностей отечественной и мировой культуры.

Стратегическая задача  системы образования в современном понимании    – создание педагогических условий для овладения школьниками  универсальными способами   познания мира, формирование у молодых людей готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантности   к иному мнению.

Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников  в системе общего образования  обеспечит достижение следующих  результатов:  

– осознание учащимися себя в  качестве граждан России;

– укрепление Российской государственности,

– повышению эффективности российского общества и его институтов;

– уменьшение  рисков распада России на отдельные территории.    

 Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступает как составная часть его мировоззрения и поведения по отношению к родной стране, к другим нациям , народам и странам.  

При формировании у детей  патриотизма используются специфические формы работы: работа по сбору материала о подвигах советских людей в боях с фашистскими захватчиками, проведение военно-спортивных игр и соревнований, помощь ветеранам Великой Отечественной  войны, уход за памятниками героям и т.д.

Чтобы работа по обогащению обучающихся представлениями по вопросу патриотизма была эффективной, каждый учитель должен хорошо осознавать  те идеи, которые заключены по этому предмету в содержании преподаваемого им предмета, и  умело доносить их до сознания своих питомцев.

Существенной стороной развития патриотического сознания обучающихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о  его безграничной вере в силу и могущество Родины, о качественно новой основе воинской силы и мужестве российских людей. Широкие возможности в этом представляет соответствующий тематический   материал по русскому языку, ознакомление с доступными литературными произведениями.

Но устойчивость  и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания обучающихся в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Глубокому уяснению сущности патриотизма способствуют диспуты и собрания, так, на уроке русского языка в 10 классе мной  проводился диспут «Патриотизм: знак вопроса», а на уроках литературы в старших классах-  читательская конференция «Женщина и война» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»), читательская конференция по повести В. Кондратьева «Сашка»,   по повести В. Распутина «Живи и помни» ;  в них подросткам и юношам приходится самим проводить разъяснительную работу или отстаивать свои взгляды по вопросу патриотизма.

Формирование гражданской идентичности средствами социально-гуманитарного образования  представляет  в наше время, время информационно-коммуникативных технологий, широкой поле действия. Формы работы  используются весьма разнообразные. В 2002 году обучающиеся оформили рукописную книгу «История нашей школы», причем работа по сбору материала об основании Отъясской школы, её функционировании, учителях, работавших в ней, продолжается и в настоящее время. Дети охотно занимаются этой исследовательской деятельностью, а результаты оформляются в виде мультимедийных презентаций. Систематически проводится сбор материала о боевом пути бабушек и дедушек, о  героизме тружеников  тыла в годы Великой Отечественной войны. Образ исторического времени, почерпнутый им из книг и кинофильмов, дополняется образом реального человека, с которым они могут встретиться в действительности.

Участие в муниципальных, областных, региональных конкурсах, таких, как  «Моя семья», «Мы достойные внуки Победы»,  «Письмо губернатору. Моя активная жизненная позиция» и других   позволяет достичь того, что знания детей в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Итак, в процессе разнообразной и содержательной работы у школьников формируются яркие представления о человеке-патриоте, рождается стремление стать достойным гражданином своей страны,  осознающим свою сопричастность с судьбой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма средствами школьного музея

Воспитание  патриотизма у учащихся своей страны путем показа героической борьбы, подвигов талантов российских граждан – примеров для подражания....

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...

Формирование гражданской идентичности личности в современном образовании через систему классных часов

Опубликована статья в сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции "Современные образовательные ценности и обновление содержания образования" ч.1 Белгород, 2016...

Роль дополнительного образования и школы в социализации и в гражданской идентичности личности

Что  такое  дополнительное образование  и какую роль оно играет в жизни ребёнка?Дополнительное образование  является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому...

Самоопределение и формирование гражданской идентичности личности на уроках и во внеурочной деятельности

Всем известно, что духовно- нравственное воспитание личности является ключевым, основываясь на общечеловеческих ценностях и занимая особое место в современном обществе.Именно в семье начинается духовн...