Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №14»

Управления образования Администрации г.о. Электросталь

Московской области

«Утверждаю».

Директор МОУ «Лицей №14 »

_______________ /Н.М.Пилипенко/

«_____» ________________ 2011  г.

Рассмотрено на заседании МО.                                                          «Согласовано».

Протокол №1 от «28» «августа» 2011  г.                                Заместитель директора по НМР

Председатель МО                                                                       ________________ /С.С.Абрамова/

_________________/            /                                «_____» _______________ 2011  г.

Рабочая программа

по литературе

в 7А классе

Учителя Будюкиной Валентины Ивановны

на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

                                                 

2011 год

Реквизиты программы:

Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник:

«Литература». 7 кл.,    Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2008

УМК учителя:

  1. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2005
  2. Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 1995
  3. Материалы фестиваля «Открытый урок» 2005, 2007
  4. Интернет-ресурсы по отдельным темам

Пояснительная записка к рабочей программе

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его   позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (70 часов)

№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности

Наглядность

Домашнее задание

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа.

читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве»

Былина как жанр фольклора.  

Тест. Лекция. Эвристическая беседа.

Презентация

выучить теорию, читать былины

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Фронтальный опрос, тест, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа, практикум анализа языковых средств

Презентация

 Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»

Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович»

Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, обсуждение видеосюжета, беседа по иллюстрациям

Презентация

Подготовиться к игре по былинам

Урок-игра «Кто лучше знает былины?»

Инсценировки, тестирование, разгадывание кроссворда

Презентация

Чтение былин об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче

Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова «Богатыри»

Урок развития речи

Презентация

Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

Как создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением.

Презентация

Выучить определение наставления, выучить наставление о пользе книг

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

Выразительное чтение наизусть  Творческая работа «Поучение младшему брату».

Презентация

Выучить определение поучения, Р.Р.написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии»

«Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа

Презентация

Анализ эпизода, сообщение

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Черты жития и сказки в повести.

Эвристическая беседа. Заполнение таблицы, беседа

Презентация

Рассказ о Февронии, сообщения о Ломоносове

Подготовка к письменной работе.

Урок развития речи

Сочинение на тему: 1.Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

2.        Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3.        Что воспевает народ в героическом эпосе?

4.        Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.5.В чем значение древнерусской литературы для
современного читателя?

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

Виртуальная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

Презентация

  • «Ода на день восшествия…»
  • «Разговор с Анакреоном»
  1. Какие темы поднимает поэт в своём творчестве?
  2. Какие задачи ставит перед поэзией?

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

 Практикум анализа стихотворения.

  1. Прочитать оду «На день восшествия…» полностью.

Как вы понимаете строки из оды, в которых говорится, что науки

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут?

Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение. Р.Р.

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из учебника.

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

 Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из учебника.

Прочитать поэму Пушкина «Полтава»

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

Выразительное чтение наизусть  Лекция

Презентация

Выучить лекцию

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы.

Анализ изобразительных средств. Составление плана.

Презентация

Выучить отрывок наизусть

Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика.

Выразительное чтение наизусть  Эвристическая беседа.

Презентация

Р.Р.Домашнее сочинение «Пётр 1 и Карл 12

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

Презентация

Выучить вступление к поэме

Образ автора в отрывке из поэмы.

Выразительное чтение наизусть  Эвристическая беседа.

Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Лекция. Эвристическая беседа. Лексическая работа. Составление плана баллады.

Презентация

Выучить отрывок из стихотворения

Смысл сопоставление Олега и волхва.

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа.

Презентация

Доучить балладу до конца

Языковые особенности баллады

Практикум. Работа над выразительным чтением.

Презентация

Выучить определение и особенности баллады

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

Подготовка к домашнему сочинению

Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики.

Презентация

Р.Р. Сочинение «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать)

М.Ю. Лермонтов
“Песня про  купца Калашникова”.
История создания поэмы. Художественный мир произведения.
Сюжет и композиция.

Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа

Презентация

Рассказ «Пир у Ивана Грозного»

Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке»

Система образов в поэме
М.Ю. Лермонтова

Художественный пересказ Эвристическая беседа Сочинение-миниатюра

Презентация

Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер

Заполнить таблицу

Идейно-художественное своеобразие произведения

Ответы на проблемные вопросы, эвристическая беседа, работа с текстом

Презентация

Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».

Практикум анализа стихотворения.

Выучить стихотворение

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

Практикум анализ стихотворения.

Выучить стихотворение

 Урок контроля 

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование).

Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

Н. В. Гоголь. Биография. Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»

Письменные развёрнутые ответы на вопросы

Рассказ «Жизнь на Сечи»

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». История создания. Исторический комментарий.

Лекция.

Презентация

Выучить лекцию

Тарас и его сыновья

Составление плана характеристики.

Презентация

Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий»

Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого»

Запорожская Сечь

Работа над сценарием кинофильма

Презентация

Биография Тараса

Два брата

Диспут

Презентация

Ответы на проблемные вопросы

Образ Тараса Бульбы

Слово учителя. Эвристическая беседа.

Презентация

Миниатюра «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?»

Три смерти в повести

Художественный пересказ, заполнение сравнительной таблицы Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

Презентация

Р.Р.Домашнее сочинение: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")»

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

Слово учителя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

Презентация

Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту)

"Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")

Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета

Презентация

Р.Р.Сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”.Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым  Индивид. Сообщение «История создания «Стихотворений в прозе»»

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»

Эвристическая беседа, сообщение ученика. Работа с фонохрестоматией

Презентация

Выучить стихотворение «Русский язык»

Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Практикум.

Презентация

Прочитать поэму «Русские женщины» целиком. Принести на урок.Заполните таблицу

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Практикум анализа эпизода. Обучение выразительному чтению.

Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?»

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Эвристическая беседа. Составление плана.

Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа

Презентация

Пересказ юмористических эпизодов

Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы.

Смысл противопоставления генералов и мужика.

Эвристическая беседа

Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»Выучить теорию

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

Эвристическая беседа; пересказ эпизодов

Подготовка к домашнему сочинению

И. А. Бунин «Цифры» (прочитать)

Р.р. Сочинение «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Эвристическая беседа

Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

Эвристическая беседа

Чехов «Хамелеон» (прочитать)

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Эвристическая беседа

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Практикум

Готовиться к уроку-концерту

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

Урок-концерт. Обучение выразительному чтению стихотворения

Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать)

М. Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького

Слово учителя. Круглый стол

Выучить лекцию

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Урок внеклассного чтения. Обучение выразительному чтению.

Выучить отрывок

В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению.

Презентация

Выучить отрывок из стихотворения

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению.

 Р.Р.Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать)

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Эвристическая беседа

Платонов «Юшка» (прочитать)

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.

Подготовка к домашнему сочинению

Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать)

Р.Р.Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Рассказ учителя. Практикум Анализ художественной формы стихотворения

Выучить стихотворение

Час мужества

Урок-концерт

Абрамов «О чём плачут лошади» прочитать

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

Эвристическая беседа

Ответы на проблемные вопросы

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Подготовка к домашнему сочинению

Р.Р.Сочинение

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Урок-концерт

Готовиться к уроку-композиции

Песни на слова русских поэтов 20 века.

Урок внеклассного чтения

Сообщения; рассказ о стихах

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Рассказ учителя. Беседа

Ответы на проблемные вопросы

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни..». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Эвристическая беседа Анализ художественной формы стихотворения Развитие понятия о лирическом герое

Выучить одно стихотворение

Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

Эвристическая беседа

Ответы на проблемные вопросы

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Эвристическая беседа

Ответы на проблемные вопросы

Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии

Лекция учителя, сообщения

Презентация

О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

О. Генри «Дары волхвов»

Эвристическая беседа

Р. Б е р н с. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности.

Эвристическая беседа

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

Урок-игра

Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
  2. Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература:

  1. Учителя:
  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005
  • Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007
  • Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007
  • Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007
  • Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной
  • В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
  • И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
  • Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
  • В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»

Иллюстративный материал. 

Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы
  2. Художественные системы в литературе
  3. Классицизм. Сентиментализм
  4. Романтизм. Модернизм
  5. Реализм как литературное направление
  6. Темы и мотивы в литературе
  7. Жанры лирики
  8. Жанры лирики
  9. Рифма
  10. Принципы ритмической организации стихотворений
  11. Строфа
  12. Виды строф в лирике
  13. Виды строф в лирике
  14. Твёрдые стихотворные рифмы
  15. стихосложение
  16. Лирический герой
  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Электронные пособия

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.Толстой)
  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.
  6. Русская поэзия XVII-XX веков.
  7. Хрестоматия по русской литературе.
  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  1. Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....