Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2008.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №14»

Управления образования Администрации г.о. Электросталь

Московской области

«Утверждаю».

Директор МОУ «Лицей №14 »

    _______ /Н.М.Пилипенко/

«_____» ________________ 2011  г.

Рассмотрено на заседании МО.                                                          «Согласовано».

Протокол №1 от «28» «августа» 2011  г.                                Заместитель директора по НМР

Председатель МО                                                    ________________ /С.С.Абрамова/

_________________/            /                                «_____» _______________ 2011  г.

Рабочая программа

по литературе

в 8А классе

Учителя Будюкиной Валентины Ивановны

на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

                                                 

2011 год

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.

Дополнительная литература:

  • И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
  • Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (70 часов)

№ урока

Вид урока.

Основные виды деятельности

Тема урока.

Наглядность

Домашнее задание

Дата

Iчетверть

1

Беседа. Тестирование

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому  своего народа.

выучить теорию, читать песни

2

Рассказ учителя. Беседа

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.

выучить теорию, читать предания

3

Беседа

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий

выучить теорию,

«Житие Александра Невского» читать

4

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Презентация

выучить теорию,

читать «Шемякин суд»

5

Урок

внеклассного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Читать «Недоросль»

6

Рассказ учителя. Беседа

Д. И. Ф о н в и з и н. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Презентация

7

Практикум

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

8

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению

Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

9

Рассказ учителя. Беседа

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

Презентация

Выучить басню

10

Урок

внеклассного чтения

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

Читать думу «Смерть Ермака»

11

Рассказ учителя. Практикум

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Презентация

Выучить теорию Сопоставительный  анализ

12

Рассказ учителя. Беседа

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Презентация

Стихотворения выучить, подготовить сообщения

13

Семинар

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах) ,

Читать  «Историю Пугачёва»

14

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в. художественном произведении и историческом труде писателя.

Читать «Капитанскую дочку»

15

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

Презентация

16

Беседа. Обучение устному рассказу

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Характеристика героя

17

Беседа

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — Нравственный идеал Пушкина

Образ М.Мироновой

18

Беседа. Практикум

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

19

Урок развития речи

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение по роману «Капитанская дочка»

20

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. эпилога

Презентация

Подготовка к контрольной работе

21

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

Читать «Мцыри»

IIчетверть

22

Рассказ учителя.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах)

Презентация

Читать «Мцыри»

23

Беседа

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой.

Презентация

Отрывок наизусть

24

Практикум. Анализ эпизода

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

 Сообщения на тему: «Исторические произведения в творчестве Гоголя»

25

Урок развития речи

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Сочинение

«Анализ эпизода в поэме „Мцыри"

(по  выбору учащегося». «Мцыри как романтический герой».«Природа и человек в поэме „Мцыри"»

26

Рассказ учителя

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

Презентация

Читать  «Ревизор»

27

Рассказ учителя Беседа

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии

Презентация

Характеристика чиновников  

28

Беседа Практикум

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

Выучить определения комедии, сатиры и юмора

Характеристика Хлестакова

29

Практикум

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

Читать «Шинель»

30

Урок развития речи

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению

Сочинение. «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

31

Рассказ учителя. Беседа

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

Презентация

Образ Петербурга

32

Практикум

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

Читать «Историю одного города»

33

Рассказ учителя. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок) Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Презентация

 Выучить определения иронии, сатиры. гиперболы, гротеска, пародии, Эзопова языка

34

Урок развития речи

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» Подготовка к домашнему сочинению

Презентация

Сочинение анализ эпизода

35

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

Читать  рассказ «Старый гений»

IIIчетверть

36

Рассказ учителя. Беседа

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы
рассказа «Старый гений» Защита обездоленных.

Презентация

Читать  рассказ «После бала»

37

Рассказ учителя. Беседа

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Презентация

Заполнить таблицу

38

Практикум

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Читать «Отрочество»

39

Урок

внеклассного чтения

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

Выучить стихотворение

40

Урок

внеклассного чтения

Поэзия родной природы в творчестве А. С. П у ш к и н а, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

фонохрестоматия

Читать  рассказ «О любви»

41

Рассказ учителя Беседа

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «0 любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

Презентация

Читать  рассказ

«О любви»

42

Рассказ учителя Беседа

И. А. Б у н и н. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Презентация

Читать  рассказ

«Кавказ»

43

Рассказ учителя. Беседа

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

Презентация

Читать  рассказ

«Куст сирени»

 Выучить определения сюжета и фабулы

44

Урок развития речи

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению.

Сочинение  по рассказам

Н. С. Лескова,

Л. Н. Толстого,

А. П. Чехова,

И. А. Бунина,

 А. И. Куприна

45

Рассказ учителя. Беседа

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

Презентация

Выучить стихотворение

46

Рассказ учителя. Беседа

С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Презентация

Сообщения на тему: «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях

А. С. Пушкина и

С. А. Есенина»

47

Уроки развития речи

Урок-конференция. Образ, Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

Читать «Как я стал писателем»

48

Урок  развития речи

Подготовка к домашнему сочинению

Сочинение

49

Рассказ учителя. Беседа

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

Презентация

Читать Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни»

50

Урок

внеклассного чтения

Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

Читать «Пенсне»

51

Рассказ учителя. Беседа

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Презентация

Подготовиться к контрольной работе

52

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина

Читать «Василия Теркина»

IVчетверть

53

Рассказ учителя Беседа

А. Т. Твардовский. Слово о  поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

Презентация

Образ Тёркина

54

Обучение устному рассказу

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Выучить отрывок

55

Практикум

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

Читать рассказ «Возвращение»

56

Урок

внеклассного чтения

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Презентация

Выучить стихотворение

57

Урок развития речи

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Читать рассказ

«Фотография, на которой меня нет»

58

Рассказ учителя. Беседа

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

Презентация

59

Урок развития речи

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

Выучить стихотворен

60

Урок

внеклассного чтения

Русские поэты о Родине, родной природе

Выучить стихотворение

61

Урок

внеклассного чтения

 Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Читать «Ромео и Джульетта»

62

Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Анализ эпизода

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения

Презентация

Выучить сонет

63

Практикум

Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии

Читать «Мещанин во дворянстве»

64

Рассказ учителя. Беседа

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Презентация

Выписать черты классицизма в комедии Мольера.

65

Беседа

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Читать  «Путешествие Гулливера»

66

Урок

внеклассного чтения

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Презентация

Рассказ о героях романа «Айвенго»

67

Урок

внеклассного чтения

В. С к о т т  Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман

Презентация

Подготовиться к зачёту

68

Урок-зачет

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

69-70

Резервный урок


Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы
  2. Художественные системы в литературе
  3. Классицизм. Сентиментализм
  4. Романтизм. Модернизм
  5. Реализм как литературное направление
  6. Темы и мотивы в литературе
  7. Жанры лирики
  8. Жанры лирики
  9. Рифма
  10. Принципы ритмической организации стихотворений
  11. Строфа
  12. Виды строф в лирике
  13. Виды строф в лирике
  14. Твёрдые стихотворные рифмы
  15. стихосложение
  16. Лирический герой
  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
  20. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

Электронные пособия

Литература 

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.
  6. Русская поэзия XVII-XX веков.
  7. Хрестоматия по русской литературе.
  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.
  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
  11. А.Грин “Алые паруса”..
  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
  14. А.П.Чехов. Рассказы.
  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....