Урок литературы в 8 классе "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Шигапова Нурфия Габдуллазяновна

 

Цели урока:

- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представление о мотиве обиды в повести писателя;

- развивать умения производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы, жато излагать прочитанный текст, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и содержания повести;

- воспитывать доброту, заботливое отношение к людям. Формировать неприятие антигуманных поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок литературы в 8 классе

Составила: Шигапова Нурфия Габдуллазяновна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Тема урока: «Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Цели урока:

- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представление о мотиве обиды в повести писателя;

- развивать умения производить классификацию фактов, делать

обобщенные выводы, жато излагать прочитанный текст, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и содержания повести;

- воспитывать доброту, заботливое отношение к людям. Формировать неприятие антигуманных поступков.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Актуализация прежних знаний

1. Постановка цели урока.

Могу ли я обидеть человека? Почему?

(1 слайд) Прочитайте эпиграф.

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите;

он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.

Н.Г. Чернышевский

Кого будет защищать Гоголь на этот раз? На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке? ( Кто? Где? Когда? Обидели Башмачкина? Обидели ли Башмачкина? Почему обижают именно его? Почему герой Гоголя нуждается в защите?

Отвечая на эти вопросы, мы проследим, как раскрывается мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

(2 слайд) «Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

2. Реализация индивидуального домашнего задания.

Думаю, будет правильно, если мы начнем поиски ответов на наши вопросы с сообщения «Как работал Н.В. Гоголь над повестью «Шинель»? ( Выступление ученика)

III. Формирование общеучебных умений и навыков

1. О каком типе людей эта повесть? Встречался ли образ «маленького человека» нам в ранее прочитанных произведениях? Давайте вспомним определение.

(Слайд 3)

Словарная работа:

«маленький человек»- ( определение понятия)

2. Разобраться в прочитанном нам поможет кроссворд.

( У всех на партах кроссворды)

(4 слайд) Кроссворд. 1). Итак, предлагаю отгадать первое слово под цифрой 3.

- Это насекомое упоминается в повести дважды? Почему? (Муха. С ней сравнивается главный герой.)

 (5 слайд)

- В чем смысл этого сравнения?

(Это сравнение подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, существо, вроде насекомого)

- Когда мы встречаем первое сравнение с мухой?

(Первое сравнение встречаем в самом начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «меленькому человеку» в департаменте, где он служит)

Выборочное чтение. Прочитайте эпизод об этом. ( «В департаменте ему не оказывали никакого внимания ... простая муха.)

(6 слайд)

- Обратите внимание на два слова: «уважение» и «сторожа». Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев, коллег. И если уж даже сторожа смотрят на тебя как на пустое место. О чем это говорит? ( Характеристика не столько главного героя, сколько его сослуживцев)

- Возникает вопрос. Как к Башмачкину относились сослуживцы, начальство?

(Гоголь нашел интересное определение такого отношения: «холодно-деспотическое», сослуживцы издеваются над своим коллегой, посмеиваются, жестоко шутят)

- Для чего Гоголь повторяет сравнение А.А. Башмачкина с мухой? Когда? (Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина. Чтение эпизода: «Исчезло и скрылось существо ... и рассмотреть в микроскоп»)

- Почему такая судьба выпала на долю А.А. Башмачкина? Может быть,

она чем-то была предопределена?

Посмотрите фрагмент из фильма и ответьте на вопрос: является ли выбор

имени предопределением в жизни человека?

(7 слайд) Фильм.

Имя Акакий - ( греч. Акякоз) - не делающий зла, незлобивый, невинный.

Работа в группах.      

- Как Н.В. Гоголь характеризует Башмачкина?

1 группа. Перечислить положительные качества А.А. Башмачкина.

2 группа. Перечислить отрицательные качества А.А. Башмачкина.

(8 слайд) Такая таблица получилась у меня.

Положительные        Отрицательные

Ограниченность

Кроткость

Акакий

Душевное незлобие

Акакиевич

Скудность интересов

Неспособность логически мыслить

                                    Башмачкин

Безропотное терпение

Косноязычие

- Как вы думаете, какие качества, отрицательные или положительные, выдвигаются на первый план? Почему писатель как бы приглушает все эти отрицательные качества? Значение каких слов вам неизвестно? (9 слайд)

Словарная работа. Объяснить значение слов.

Косноязычие - Скудность - (10 слайд)

2). Вернемся к кроссворду и продолжим работу в группах. (Задание на карточках)

1 группа отгадывает слово под цифрой 7 и отвечает на вопросы:

- «Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того». (Мороз)

- Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет «сильным врагом»?

- Какую роль играют в повести зимние холода, их особая продолжительность?

(«Гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь» В.М. Маркович)

- Какую роль в повести играет ветер?

ветер

шинель

Какой вывод можно сделать об участии природных явлений в жизни Акакия Акакиевича?

2 группа отгадывает слово под цифрой 5 и отвечает на следующие вопросы:

- «Подруга жизни» Башмачника. (Шинель)

- Сколько шинелей было у Акакия Акакиевича?

- Какую характеристику дает им Гоголь? Работа со словарем.

Старая шинель

капот

серпянка

Новая шинель

«вечная идея»

«подруга жизни»

«светлый гость»

- Почему такие определения выбирает Н.В. Гоголь?

( Слайд 11 ( кроссворд), 12)

( Слайд 13)

(14 слайд)

(15 слайд)

(16 слайд) 

3). Задание под цифрой 4.

- Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка) (17 слайд)

- Почему? Инсценирование фрагмента.

- Какие чувства вызывает у вас Башмачкин, разговаривая с Петровичем?

- Почему Н.В. Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже в том, какой мех был положен ему на воротник?

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения

героя в то время, когда он впервые надел шинель.

(18 слайд)

4). Задание 1.

Какого чина был Башмачкин? Это помогло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники, (награды)

- Найдите в тексте строки об этом. В чем их смысл?(Выборочное чтение) (19 слайд)

5). Задание 6.

- Это ставит на одну ступень «маленького человека» и «значительное лицо» (Бедствие)

- Какую роль играет в повести значительное лицо?

- Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Где он служит?

( «Одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того был незначительным»)

- Смеется ли Н.В. Гоголь над Башмачкиным и значительным лицом?

- Чем, по-вашему, отличается смех писателя? (20 слайд)

6). Задание 8.

- В каком департаменте служит Акакий Акакиевич? ( в одном)

- Почему автор не называет департамента? Ни имени чиновника? О чем это говорит?

(21 слайд)

7). Задание 2. Место действия повести. (Петербург)

- Какой Петербург в повести мы увидели?

- Какое отношение складывается у читателя к Петербургу?

- Почему так снижен у Гоголя образ Петербурга?

 IV. Итог

1. Мы ответили на все вопросы кроссворда и нашли ключевое слово. (гуманизм)

- Можно ли это слово считать ключевым ко всей почести?

- Подберите однокоренные слова. Что обозначают эти слова? (человеколюбие)

А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?

1. Почему обижали именно Башмачкина?

2. Какой человек нуждается в защите?

3. Защищает ли Гоголь своего героя?

4. К чему призывает нас писатель?

2. Выполнение теста. Самопроверка.

Домашняя работа. Напишите письмо Акакию Акакиевичу.

Составьте кроссворд (индивидуально).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района  слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по теме«Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Автор и герой»Тип урока: обобщение и систематизация знанийВид урока: комбинированный...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.

На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...

Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».

Урок  литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....