Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
материал по литературе (10 класс) на тему

Ивушкина Ольга Павловна

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_umniki_i_umnicy_..doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Игра «Умники и умницы».

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 9 классе .

Тема игры «Н.В.Гоголь  Поэма «Мертвые души».

Цели и задачи проведения:

  1. проверить уровень знакомства учащихся с поэмой Гоголя;
  2. повысить интерес учащихся к предмету  и чтению художественных произведений;
  3. обратить внимание учащихся на стилистические, художественные особенности произведения,
  4. развивать языковую культуру учеников, их интеллектуальный уровень;
  5. продолжить развитие речевых навыков учащихся.

Правила игры:

  1. Игра проводиться в 4 тура (первый тур, второй тур, третий тур и финальный).
  2. Каждому туру предшествует розыгрыш дорожек, в результате чего играющие получают право выбора  зеленой, желтой и красной дорожек.
  3. Каждая игровая дорожка диктует свои правила . Играющий на зеленой дорожке должен ответить на 4 вопроса викторины, он имеет право ошибаться дважды. Игрок, выбравший желтую дорожку, отвечает на 3 вопроса и может ошибиться 1 раз. Красная игровая дорожка предполагает только 2 вопроса, но здесь нельзя ошибаться.
  4. До игры в финальном туре будут допущены  те игроки, которые стали победителями в первом, втором и третьем турах соответственно.    

                                Игра «Умники и умницы».

                Н.В.Гоголь «Мертвые души».  

Первый тур.

Задания для розыгрыша дорожек:

      Укажите  и исправьте грамматические ошибки в предложениях : (Задания распечатаны для каждого участника)

  1. Образ скряги Плюшкина, превратившегося в «прореху на человечестве», вызывает читательские негодования.
  2. Чернило в чернильнице Плюшкина превратилось в заплесневелую жидкость.
  3. В душе закрепощенного крестьянства живут стремления к свободе.
  4. Каждый из героев Гоголя полностью раскрывается как характер в самой манере своей  речи. Сравним речь Манилова, Коробочки. Еще более ярче и выразительнее речь Ноздрева, героя ярмарок, балов, попоек, карточного стола.
  5. Вспомним сцену подготовки Чичикова к балу. Чичиков не просто рассматривает свое лицо, а делал своеобразные мимические упражнения, имеющие целью очаровать и пленить всякого, кто окажется полезным ему в одном «дельце».

Вопросы для зеленой дорожки.

  1. Назовите эпоху, отраженную в поэме Гоголя «Мертвые души».(Конец 20 –начало 30 г.г. 19 в., период кризиса крепостничества в России и зарождения капиталистических отношений)
  2. Какой чин был у Чичикова, когда он приехал в город  NN ? (Коллежский асессор)
  3. Вещи и предметы несут на себе отпечаток характеров их хозяев. Определите, кому из героев Гоголя принадлежат эти апартаменты : «Повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья… » (Ноздрев)
  4. От кого из помещиков Чичиков услышал о Плюшкине ? (от Собакевича)

Вопросы для желтой дорожки.

  1.  Известно, что замысел «Мертвых душ » был подсказан Гоголю. Кем ? (А.С.Пушкиным.)
  2.  Назовите персонаж, описание внешности которого следующее :                   «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод…» (Чичиков)
  3. С кем из помещиков знакомится Чичиков на балу у губернатора ? ( с Собакевичем и с Маниловым)

Вопросы для красной дорожки.

  1. Замысел Гоголя – «Изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров».  Как этот замысел предопределил композицию поэмы ?
  2. Кому из слуг Чичикова принадлежит следующее описание : «Малый лет тридцати…немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом», читает много и без разбора, его занимает не чтение, а складывание букв в слова; у него были еще два свойства : «спать, не раздеваясь.., и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух…» (Лакей Петрушка)

Второй тур.

Задание для розыгрыша дорожек

.

Как характеризует Гоголь чиновничий мир города NN (подчеркните соответствующие пункты ):

  1. праздность, мелочность стремлений, пустословие, внешняя суета, черствость, эгоизм ;
  2. пустота души, внутреннее убожество, окостенение ;
  3. честность, неподкупность при исполнении служебного долга ;
  4. продажность, взяточничество, казнокрадство, произвол ;
  5. государственная служба лишь средство удовлетворения личных прихотей, способ обеспечить себе праздную и беспечную жизнь ;
  6. главное для представителей губернской власти – исполнение служебного и государственного долга ;
  7. сплетни, вечеринки, балы, пьянство, обжорство, погоня за развлечениями, вечная игра в карты ;
  8. высокомерное пренебрежение русским языком. (1, 2,4, 5, 7,8)

Вопросы для зеленой дорожки.

  1. Где познакомился Чичиков с помещиком Ноздревым ? (В гостях у полицеймейстера)
  2. Кто из героев поэмы умеет говорить «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует» ? (Чичиков)
  3. Кому принадлежат слова : «Это все мошенники…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет ; все христопродавцы…»? (Собакевич).
  4. Кто из героев «Мертвых душ» умер, размышляя о том, кто же на самом деле Чичиков ? (прокурор)

Вопросы для желтой дорожки.

  1. О каком герое Гоголя можно сказать : человек благоразумных лет, вся  середина лица у него выступала вперед и пошла в нос ; получив взятку от Чичикова при оформлении купчей, он совершенно не заметил ее и накрыл тотчас бумажку книгой ? (Иван Антонович кувшинное рыло)
  2. О ком Гоголь пишет, что происхождение героя темно и скрытно, отец его – из захудалых дворян ? (о Чичикове).
  3. Кто первым сообщил о том, что Чичиков скупает мертвые души ? (Ноздрев).

Вопросы для красной дорожки.

  1. Скажите, почему дамы и господа губернского города восторженно встречают Павла Ивановича ? (Разнеслась весть о его миллионном капитале)
  2. Кто такой капитан Копейкин ? (Герой Отечественной войны 1812 года)

Третий тур.

Задание для розыгрыша дорожек.

Укажите черты характера господина Чичикова.

  1. практический ум,
  2. ловкая изобретательность изворотливость, жизненная цепкость,
  3. праздная, слащавая мечтательность,
  4. умственная ограниченность, невежественность, суеверие,
  5. лицемерие,
  6. умение «постигнуть дух начальства»,
  7. в совершенстве постиг «великую науку нравиться», умение быстро разгадать человека, по-особому подойти  к каждому, тонко рассчитать свои ходы,
  8. жажда стяжательства, поклонение копейке,
  9. маниакальная скупость, болезненная подозрительность, недоверие и враждебность ко всему окружающему,
  10. терпение, энергия и упорство в достижении задуманного,
  11. нечистоплотность, полная неразборчивость в средствах для достижения задуманной цели,
  12. показная добродетель.(1,2,5,6,7, 8,10,11,12.)

Вопросы для зеленой дорожки.

  1. Как распорядился гимназист Чичиков с полтиной меди, которую оставил ему отец ? (сберег и приумножил).
  2. За что Чичиков попал под суд, а имущество его оказалось конфисковано ? (за сговор с контрабандистами и пособничество им).
  3. Узнайте героя по реплике : «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили свое существование ? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание. То с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя. » (Манилов)
  4. Образы гоголевских помещиков стали нарицательными. Лгуна, хвастуна, дебошира, безалаберного прожигателя жизни мы называем… (Ноздревым)

Вопросы для желтой дорожки.

  1. Речь гоголевских персонажей выразительна и своеобразна. Определите, кому из героев принадлежат следующие выражения : уж такое, право, доставили наслаждение, майский день, именины сердца, препочтеннейший и прелюбезнейший, позвольте вам этого не позволить . (Манилову)
  2. Расскажите, в чем суть аферы Чичикова. (Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться ).
  3. У кого из помещиков был «Храм уединенного размышления» ? (у Манилова).

Вопросы для красной дорожки.

  1. Главный завет, который дал отец на прощание Чичикову ? ( «…а больше всего береги и копи копейку : это вещь надежнее всего на свете.»)
  2. Образы героев поэмы Гоголя стали нарицательными. Как мы называем  праздного мечтателя, фантазера, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом ? (Манилов)

Финальный тур.

 

Задание для розыгрыша дорожек.

Укажите темы, стоящие в центре гоголевской поэмы :

  1. индивидуалистический бунт и его крушение,
  2. народ, судьба России и ее будущее,
  3. история жизни просвещенного дворянина , не желающего прислуживаться и делать карьеру,
  4. помещичья Русь,
  5. чиновничья Русь,
  6. Чичиков – «герой своего времени», представитель зарождающегося капитализма. (2, 4, 5, 6.)

Вопросы для зеленой дорожки.

  1. Кого, по-вашему, Гоголь изображает в поэме так : « Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен  был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…»(Плюшкин)
  2. О ком в поэме Гоголь пишет так : «Есть род людей, известных под именем : люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы…» (Манилов)
  3. Кто о себе избегал много говорить, но если и говорил то сообщал, что « …он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его… » (Чичиков)
  4. Какие люди были идеалом для Чичикова ? ( Это были люди, обладающие капиталом, бесцеремонно вторгавшиеся в светские гостиные, все  более напористо они оттесняли в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию и становились истинным хозяином русской жизни.)

Вопросы для желтой дорожки.

  1. Кому из героев гоголевской поэмы принадлежат следующие апартаменты : « В комнате « все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома, в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь… » (Собакевич)
  2. Соотнесите характеристику с героем поэмы. О ком  там написано : « Долго он не мог распознать, какого пола была фигура : баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины…» (Плюшкин)
  3. Гоголь  создает образ нового хозяина, авантюриста-приобретателя, хищника-стяжателя, нечистоплотного дельца новой буржуазной формации. Какую характеристику дает этому человеку писатель иронически ? (Подлец)

Вопросы для красной дорожки.

  1. Чей это дом : «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читала уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало : в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею… » (Манилов)
  2. Гоголь создал образ, несущий в себе заряд громадной обличительной силы, ибо приобретательство было знаменем времени, писатель как бы предупреждал о страшной угрозе, которую нес России мир капиталистического хищничества. О каком образе поэмы речь ? (О Чичикове.)

Подведение итогов игры. Награждение победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чайкун С. Иллюстрации к поэме Гоголя "Мертвые души"

Мы привыкли демонстрировать классические иллюстрации  к поэме художников 19 века: Агина, Боклевского. Но интерес художников к Гоголю не угас и в 21 веке. Случайно нашла в интернете иллюстрации Ча...

Образ дороги, выраженный в слове и в музыке (по поэме Гоголя Мертвые души")

На уроке звучит текст поэмы и музыка современных композиторов Р.Щедрина и А. Шнитке. Сотрудничество двух видов искусств помогает глубже проникнуть в тайну слова и постичь глубину музыки, создает необх...

Комплексный анализ поэмы Гоголя "Мёртвые души"

Комплексный анализ текста  включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Изображение поместного дворянства в поэме Гоголя "Мертвые души"

Цель: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа; совершенствовать навыки анализа текста....

Контрольная работа по поэме Гоголя "Мертвые души"

2 варианта работы, среди вопросов как тестовые, так и требующие развернутого ответа...