Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_disput.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтический диспут

В кафе «Бродячая собака».

Интегрированный урок

литературы и истории.

11 класс.

Учитель Самсина Л.Г.

Цели: Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме, показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений, продолжить работу над формированием умения вести дискуссию, выступать в роли оппонентов, особое внимание уделить таким понятиям, как аргументированность, логичность, эмоциональность, точность речи, совершенствуя  коммуникативные навыки учеников, развивать творческие способности детей через театрализацию , воспитывать интерес к русской культуре и истории.

Оборудование. Непринужденная обстановка кафе (столики, цветы, стаканы с чаем). Костюмы (ведущий в бабочке, яркая одежда футуристов).

Перспективное задание. Подготовка небольшого выступления в соответствии со своими поэтическими пристрастиями, выразительное чтение любимых стихотворений.

Оформление доски. Надписи: Кафе «Бродячая собака»,

                                                    Поэтический вечер-диспут

                                              «Что такое настоящая поэзия»,

                                                    Тезисы из Манифестов символистов,

                                                 акмеистов, футуристов.

Запись 2-х песен Н.Вертинского.

  1. Начало урока.

Дорогие ребята, наш урок сегодня необычный. Я приглашаю вас в Кафе «Бродячая собака». Приглашаю окунуться в атмосферу начала 20 века, в атмосферу споров, диспутов, почувствовать, как остро стоял вопрос о дальнейшем развитии искусства, и особенно поэзии.

  Это было время поэтическое. Какое созвездие имен: И.Анненский, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Брюсов, И.Северянин, В.Маяковский, А.Блок. В 1933 году критик Оцуп предложил назвать это время Серебряным веком.      

  Серебряный век – это взлет русской культуры. Это время величайших достижений в науке, живописи, философской  мысли и, конечно, в поэзии. Это острое желание свободомыслия, особое ощущение своего «я» в этом катастрофическом мире.

   Итак, давайте перенесемся в 1914 год, зайдем в «Бродячую собаку» и станем свидетелями разгоревшегося спора о том, какой должна быть современная поэзия, нужна ли оно в столь сложных условиях. Ведь 1914 год – это год начала Первой Мировой войны, это время кризиса буржуазных отношений, это предреволюционное грозовое время.

  Но все же… мы приглашены на встречу.

  1. Литературная справка. (Сообщение ученика).

«Бродячая собака» - знаменитое петербургское кабаре. За свой недолгий век оно стало легендой Петербурга – Петрограда. В воспоминаниях часто встречаются записи о насмешливо-праздничной атмосфере кабаре. «В 1913 году оно было единственным островком в ночном Петербурге, где литературная молодежь, в виде общего правила не имевшая гроша за душой, чувствовала себя как дома». Само название символизировало бесприютность, потерянность в жизни, и они (создатели и посетители) пытались создать себе теплое пристанище, где царил  культ искусства, особая атмосфера.

  Находилась кабаре в подвале дома №5 на углу Михайловской площади. У истоков создания стояли Борис Пронин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд.

  Оформление было простое и скромное. Две небольшие комнаты, вмещавшие иногда до ста человек. В залах столики, за которыми можно было весь вечер пить чай, вино, есть бутерброды. Всегда звучала музыка. Эти стены видели многих знаменитых поэтов.

  1. Слово учителя. Приглашение в кафе.

        Слышите музыку? (Звучит песня Н.Вертинского). Диспут скоро начнется. Поспешим. Я слышу за одним из столиков разговор об исторических процессах этого сложного времени. Давайте прислушаемся к беседе.

  1. Театрализованная беседа 2-х учеников о политических событиях, происходящих в стране.

           (Учащиеся обсуждают итоги русско-японской войны, первой русской революции и принятие Манифеста 17 октября, говорят об основных политических свободах, о Первой Мировой войне и ее реалиях).

  1. Учитель истории подводит итоги разговору.

          (Главный вывод: война и все предшествующие события стали ускорителем модернизационных процессов и повели страну по разрушительному пути. Все, и поэты в том числе, предчувствовали разлом общества, кризис цивилизации).

               Новое время вызывало и новое мироощущение. Вот причина            появления различных направлений в искусстве, в поэзии. Уважаемые участники, отвлечемся от прошлого. Вернемся в наше время. Вы по своему желанию разделились на три группы: символистов, акмеистов, футуристов. И вам предстоит отстаивать мнение ваших далеких родственных душ о значимости выбранного направления, о роли его в искусстве и жизни, о рациональности новых форм и актуальности тем и образов. Прочтем основные тезисы разных Манифестов.

 - «Мы, символисты, говорим – символ- это самоценность»,

 - «Долой вашу культуру»,

 -

  1. Концерт-диспут.

                                                                                                                           

  Ведущий. Господа. Мы рады приветствовать вас в нашем кафе «Бродячая собака». Сегодня состоится литературный вечер, вечер-диспут. Будут гости! Я знаю, что вы их ждете. А пока можно почитать любимые стихи, и я предлагаю начать наш вечер с прекрасного исполнения романса любимца публики А.Вертинского. Правда, он находится в отъезде, поэтому прошу послушать романс «Уже падают листья» в записи.

  Романс А.Вертинского «Уже падают листья».

  Ведущий. Я вижу в зале много молодежи. Как это замечательно, что вы пришли поговорить о поэзии, надеюсь, и почитать стихи любимых поэтов. Не хотите ли выступить?

  Выступление 1 группы, представителей символистов.

(Учащийся убеждает присутствующих в том, что символизм – это то новое, что необходимо поэзии. Это то духовное начало, которое необходимо душе человека с ее стремлением познать истину, мироздание. Звучит сообщение о чертах символизма. Выступающий убеждает присутствующих в том, что символизм обогащает, развивает ассоциативную сторону души, возвышает человека).

   Выступление учащихся с чтением стихотворений  В.Брюсова, И.Анненского, А.Блока.

   Подведение итогов (тезисно), среди которых главным является высказывание: «Мы, символисты, говорим – символ – это самоценность…»

  ( Футуристы машут руками, шарфами, топают ногами. Акмеисты переговариваются. Символисты бурно аплодируют).

Ведущий. Друзья! Прошу спокойствия. Ведите себя прилично. Я рад сообщить вам о приезде нашей дорогой Анны Андреевны Ахматовой.

(Бурные рукоплескания).

  Чтение стихотворения А.Ахматовой. (Ученица выступает на импровизированной сцене, закутавшись в шаль).

Ведущий. Какая радость, что сегодня с нами вы, королева стиха. В нашем кафе много ваших поклонников. И они просто рвутся высказаться.

 Выступление представителей акмеистов. (Лидер акмеистов восторженно рассказывает о главных достоинствах акмеизма, о стремлении изобразить весь мир в его неповторимых красках, звуках. Звучит стихотворение Н.Гумилева «Жираф»).

  Звучат стихотворения Н.Гумилева, А.Ахматовой в исполнении «акмеистов».

    (Футуристы вновь кричат и свистят. На сцену летят скомканные листы бумаги).

Ведущий. Какой прекрасный вечер…

(На сцену выходит представитель футуристов и отталкивает ведущего).

    Выступление представителя футуристов, который скандирует:

-Долой ваше искусство!

-Долой Пушкина!

-Долой все знаки препинания!.. ( «Футуристы» высказывают основные положения Манифеста «Пощечина общественному вкусу»).

  Звучит стихотворение В.Хлебникова, И Северянина.

(Представители акмеистов и символистов шикают, требуют, чтобы выступающие покинули сцену).

Ведущий. Господа! Достаточно! Прекратите шуметь! Кто-то еще хочет высказаться?

Выступления учащихся, которые отстаивают свое мнение, читают стихи своих любимых поэтов. Учащиеся доказывают, почему они любят поэзию А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского.

(Создается атмосфера диспута, накаленная и захватывающая).

 На сцену выходит представитель журналистов:

«Подождите! Я представитель газеты «Слово». Мне смешно сегодня находиться здесь. Сегодня, когда идет война, когда сотни раненых и искалеченных находятся в госпиталях…»

(Журналист зачитывает сводки с фронтов, называет официальные цифры убитых и раненых, подчеркивает глобальность происходящих событий).

«Не время сегодня сидеть в уютном кафе, рассуждать о поэзии, когда проливается кровь. Вы же патриоты!..»

Ведущий. Уважаемые! Нам брошен вызов. Нужна ли поэзия сегодня? Что такое поэзия? Каким должно быть искусство в трудные времена?

Выступления участников диспута. (Ведущий реагирует на выступления, успокаивает, предоставляет слово).

Ведущий. Господа! Наш вечер заканчивается. Спасибо, что пришли, высказались, были активными участниками вечера. До свидания! И вновь песня любимца публики А.Вертинского.

  Звучит песня «В бананово-лимонноом Сингапуре».

  1. Слово учителя.

Спасибо за выступление. Как энергично, серьезно отстаивали вы свою точку зрения. С какой любовью говорили вы, молодые люди 21 века, о поэзии, такой разной, противоречивой.

  Теперь вам предстоит ответить на вопросы. Они записаны на доске и на ваших карточках.

(Группы получают карточки с вопросами:

- Начало века принято называть Серебряным веком. Смысл данной метафоры. Роль символистов в развитии искусства начала века.

-  Футуризм – это «плоское хулиганство» или стремление найти новые пути в поэзии.

-  Удалось ли сказать акмеистам что-то новое в искусстве.

  1. Работа творческих групп и выступление перед аудиторией.

9.  Слово учителя.

        Каковы бы ни были поэтические устремления поэтов начала века, они талантливы, а значит, их творения будут близки миллионам читателей. И каждый найдет для себя поэта, которому поверит и откроет свою душу и свое сердце. Не одним материальным живет человек, он думает, мыслит, страдает, радуется, сомневается. Самые верные друзья в такие разные минуты жизни человека, и в самые трудные времена жизни страны, - это книги. Поэт дарит нам счастье обрести себя, понять себя. Как правильно звучит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». И как страшно, когда поэт платит за свое творчество счастьем, близкими, а часто – жизнью.

      10.Выступление учащихся-консультантов.

Мы голос из будущего. И хотим рассказать о судьбе тех, кто составляет славу и гордость России…

-  А.А.Блок. В 1921 году Блок написал, что перестал слышать музыку революции. Он серьезно болеет. Мучает все: голод, холод, душевные переживания. Когда Блок , наконец, получит разрешение на выезд за границу на лечение, сделать этого уже не сможет. Через несколько дней его не станет.

-  Н.Гумилев. 1921 год. Пройдя через застенки ЧК, Гумилев , несправедливо обвиненный в контрреволюционном заговоре, будет расстрелян.

-  А.А.Ахматова. 1925 год. Выходит Постановление об изъятии поэтессы из обращения, что означает творческую смерть. 30- годы - годы страха и ужаса (аресты сына, мужа), в 1946 году исключена из Союза писателей. Восстановлена лишь в 1953 году. Умерла в 1966 году.

-  В.В.Маяковский. Посвятил свою жизнь служению революции. Нестерпимо относился ко всякой «дряни»: бюрократизму, мещанству, волоките и другим недостаткам советского строя. Организовал выставку «20 лет творческой деятельности». Но никто из руководителей официально не посетил выставку, выказав тем самым пренебрежение к поэту. Это стало ударом. И хотя в предсмертной записке есть такие слова: «Семейная лодка разбилась о семейный быт»,- не только это стало причиной самоубийства поэта. Маяковского не стало в 1930 году.

  1. Заключительное слово учителя.

        Трагически сложилась судьба большинства гениев Серебряного века. Они прошли сквозь революции, Мировую и Гражданскую войны, эмиграцию, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения.

       Но пронесли, несмотря ни на что, свою веру в великую Россию и любовь к своей Родине.

       Ребята! Нужна ли поэзия? Какой должна быть поэзия? Сейчас я прошу вас ответить на эти вопросы. Вот перед вами листы цветной бумаги. Напишите, что открыла вам поэзия Серебряного века. Пусть в это время звучит музыка И.Штрауса, его мелодии часто звучали в кабаре «Бродячая собака», в которое мы перенеслись сегодня на машине времени.

12. Учащиеся коротко отвечают на последний вопрос и прикрепляют листы на ватманский лист.

Учитель зачитывает некоторые высказывания учащихся, благодарит за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

«Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовал­ся в своей поэзии, и, перелистывая то­мики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэ...

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».

Инсценировка "Кафе  "Бродячая собака".Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой ...

статья "Школьный музей истории русской поэзии. (Поэтический салон)"

Статья о создании и работе школьного музея....

сценарий поэтического вечера "Весна в русской поэзии"

Данный сценарий -второй "Круг чтения", который прошел весной этого года у нас в школе "Плесково". Это простая подборка стихотворений на тему Весны, но важно кто и как читает, я пос...