Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Щукина Раиса Евлампиевна

Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационные компетентности, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, воспитывает чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе МОУ «Просторская СОШ».

Щукина Раиса Евлампиевна, учитель  русского  языка и литературы.

Тема:                           Дорогами войны.

Цели:                         Представить панораму поэтов-фронтовиков

                                    Великой Отечественной войны.

Задачи:

 Обучающие:              расширить знания о Великой Отечественной

                                         Войне, познакомить со стихотворениям

                                         поэтов-фронтовиков.

Развивающие:             развивать познавательную активность учащихся,                                                                                                                                                                                          творческие способности; коммуникативные и информационные компетентности.            

Воспитательные:         способствовать становлению мировоззренческой                            позиции учащихся;   воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну    и ее народ, чувство благодарности участникам войны.

Методические приемы:  индивидуальная работа, работа в группах, чтение                                                                  стихотворений, защита проекта, беседа,  межпредметные связи (связь                                литературы с историей и информатикой).

Оборудование: мультимедийная презентация “Ради жизни на Земле”, подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; медиапроектор;  компьютер, презентации,музыкальный центр, фонохрестоматия, репродукции картин, портреты поэтов и композиторов, агитплакаты времен Великой Отечественной войны.

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

1-я группа готовит сообщение « Хроника событий Великой Отечественной войны. Начало войны».

2-я группа – о В.Лебедеве-Кумаче и его песне «Священная война», композиторе А.Александрове.

3-я  – о нашем земляке М. Джалиле и его стихотворении  «Варварство»,

4-я – сообщение о боях под Оршей,

5-я - О Юлии Друниной и ее стихотворении «Зинка».

Индивидуальное сообщение о своем прадеде Федоркине Тимофее Михеевиче, нашем земляке готовит  Саша  Яншин.

Индивидуальное сообщение о песне «Эх, дороги» и их авторах.

                                                                    Война- жесточе нету слова…

                                                                                              А. Твардовский.

                                                            Прошла страда, прошла война,

                                                            Но боль взывает к людям:

                                                            Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

                                                                                              А.Твардовский.          

                                                   Ход урока.

  Оргмомент.

  Объяснение нового материала.

      1.Слово учителя.

Ребята, какой праздник мы будем отмечать 9 Мая?

Победы над кем?

Что вам известно о Великой Отечественной войне? Первый слайд

    В этом году  мы  будем отмечать 65 годовщину со  Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. С каждым годом всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий. Всё чаще мы обращаемся к литературе и искусству военных лет, которые правдиво рассказывают о мужестве и подвигах простых солдат, защищавших свою Родину  ценой собственной жизни.  Сегодня мы познакомимся с  хроникой военных лет, с творчеством поэтов-фронтовиков, услышим их  страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихотворения и песни. И попробуем ответить на вопросы: Какое значение имела поэзия в годы  Великой Отечественной войны? Какое значение  имеет  она для нас, «наследников» Великой Победы?

2.Трансляция документального фильма о начале войны- «В  первые дни войны». Индивидуальное  сообщение 1-ой группы- «22 июня 1941 года». ( Сообщение о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан).                            

                Слово учителя.

 Вот так начиналась эта страшная война. Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать Отчизну, свой дом, своих родных.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так  в первые годы войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов всё: свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырёхсот из них не вернулись. Это А.Сурков, Е.Петров, Ю. Крымов, М.Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицский,  П.Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом боль отступления и радость побед. Георгий  Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей». Писатели и поэты жили одной жизнью со сражающимся народом: мёрзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и… писали.

Стихи поэтов – фронтовиков публиковались  центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Поэт Алексей Сурков писал в своих воспоминаниях: «Нет для стихотворца выше счастья, чем счастья чувствовать себя нужным своим соотечественникам и современникам и чувствовать, что твои мысли  и переживания находят отклики в их сердцах».

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии.    

     Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, «Священная война» на стихи  Василия Лебедева-Кумача.  Музыку написал А.Александров.    

3. Сообщение 2-ой  группы – о В.Лебедеве-Кумаче и его песне «Священная война», композиторе А.Александрове.

                                 24 июня 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение Вас. Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно произведение периода Великой Отечественной войны не приобрело столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными всей страны. И ее звучание обладало невероятной силой, вызывавшей прилив мужества и бесстрашия. В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сильную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряженность боя возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу звуки песни. Она прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов…. ( звучит песня «Священная война»)

      Слово учителя.

    В первые дни войны пошел защищать Родину и наш земляк, татарский поэт Муса  Джалиль. Третий и четвертый слайды.

5. Выступление  3-ей группы  – о нашем земляке М. Джалиле и его стихотворении  «Варварство».

6.Ученица читает наизусть стихотворение «Варварство».

Рассказ ученицы о последнем стихотворении поэта. Чтение его наизусть.

      Слово учителя.       Включительно до 1943 года наши войска, неся большие потери, отступали, пробивались из окружения, ведя жестокие бои. Особенно тяжело  было в боях под Оршей.

7. Выступление 4-ой группы – сообщение о боях под Оршей.

Именно здесь в 1944 году при освобождении Беларусии шли самые тяжелые и кровопролитные бои. Ведь фашисты три года занимали нашу землю и успели построить здесь очень сильные укрепления вдоль границ нашей республики, а наша Орша находится недалеко – в 30 км – от границы. Всю прилегающую к границе территорию фашисты заминировали. Были заминированы и мосты, а по берегам рек расположены доты и дзоты, превратив каждую речку в линию обороны. Очень сильные укрепления были расположены и в Орше, так как понимали важность нашего железнодорожного узла.

Через болота и леса, которыми богата Беларусь, техника пройти не могла, а все шоссейные и грунтовые дороги были защищены: огневые точки и дзоты располагались почти вплотную друг с другом. Фашисты назвали эту сильную линию обороны «Восточный вал» и хвастливо заявили: «Скорее Днепр потечет вспять, чем советские солдаты преодолеют «Восточный вал».

Долго готовилась операция по освобождению Беларусии. Она получила наименование «Багратион», по имени русского героя-военачальника войны 1812года, погибшего на Бородинском поле. Девять месяцев стояли солдаты на границе Беларусии, понимая, что за эти месяцы еще много зверств совершат фашисты. Но так сильна была линия обороны врага, что сходу взять ее не удалось.

 Бои под Оршей были очень тяжелыми. После нескольких дней упорных боев советские войска стали приближаться к Днепру. Чтобы войти в Оршу, нужны были мосты, а они уже были заминированы немцами. тем не менее, отделению под командованием старшего сержанта Лазькова Николая Михайловича удалось захватить мост через реку Оршица к северу от Орши.

Благодаря героизму сержанта Макеева Егора Абрамовича (одна из улиц нашего города носит его имя) и рядового Юрченко Антона Степановича, немцы не успели взорвать железнодорожный мост через Днепр, и он также оказался в руках советских войск. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза. Мост был спасен. Советская техника смогла переправиться по нему через реку.

Начались ожесточенные бои на городских улицах. На рассвете 27 июня была взята железнодорожная станция и 20 эшелонов, которые немцы не успели отправить в Германию. Бои шли за каждый дом, за каждую улицу. К концу дня Орша уже была освобождена.

Освобожденная Орша представляла собой сплошные руины и пепелища.

Победа эта далась ценой многочисленных потерь: на подступах к Орше погибли тысячи воинов- освободителей. И поэтому на Оршанщине можно встретить большое количество братских могил.

 Слово учителя.

 В боях под Оршей потеряла свою подругу поэтесса Юлия Друнина. Пятый и шестой слайды.

8.Выступление 5-ой группы - О Юлии Друниной и ее стихотворении «Зинка».  Чтение ученицей  стихотворения наизусть.

Слово учителя.

Говоря о боях под Оршей, я не могу не вспомнить нашего земляка, участвовавшего в этих сражениях. Это Федоркин Тимофей Михеевич, ему посчастливилось лично познакомиться с поэтом военных лет Симоновым, со  стихотворениями которого  мы познакомимся на следущем уроке. Правнук  Тимофея Михеевича учится в нашем классе. Яншин Саша расскажет нам о своем прадедушке.

9.Индивидуальное сообщение. Рассказ о моем прадедушке Федоркине Тимофее Михеевиче.

9.Звучит песня «Эх, дороги…» в исполнении Яншина Саши.

10.Индивидуальное сообщение о песне «Эх, дороги» и их авторах. Седьмой слайд.

7

Слово учителя.  Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и  надежду. Она не боялась правды, даже горькой и жестокой.

О жестокости войны писал и Муса  Джалиль, и Александр Твардовский: «Война-жесточе нету слова…»,  и Юлия Друнина:

                                Я только раз видала рукопашный.

                                Раз наяву и сотни раз во сне.

                                Кто говорит, что на войне не страшно,

                                Тот ничего не знает о войне…

Назовите  произведения, которые вам запомнились больше всего из тех, о которых мы услышали сегодня или те,  с которыми вы были знакомы ранее.  Чем они «зацепили» вас, почему запомнились, понравились? (ответы детей)

В начале урока я поставила перед вами вопросы и сейчас мы попробуем ответить на них.

Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы  Великой Отечественной войны?  ( вдохновляли людей на подвиги, воспитывали гордость за свою Родину, вселяли надежду на победу, согревали воспоминаниями о  родном доме, любимых и т.д).

Какое значение  имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?

(воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д).                          

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах семиклассников.

Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.

Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Заключительное слово учителя.

    Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.

   « Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.

Спасибо за урок.

Комментирование оценок.

Домашнее задание.    

1. Собрать сведения о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне по плану:

1) о семье;

2) о наградах;

3) о роде войск, в котором служил;

4) о самом близком друге на войне;

5) самый страшный случай на войне;

6) самый забавный случай на войне.

 Оформить в виде рукописной книги. ( Групповая работа, во главе каждой группы сильный ученик: 1-Гульнара, 2-Кристина, 3-Алия, 4-Анатолий).

Литература:

1.Чалмаев В.  В  огне рожденное слово. «Женское лицо войны народной…»

2.Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

3.Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

4.Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок природоведения в 5 классе по теме:"Жизнь на Земле"

Цель данного урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; развитие самостоятельности, чувства ответственности за учебу; воспитание любви к предмету....

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».

Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...