Урок по литературе 8класс."Дневник и автор.По отрывкам из журналаВ.Ф.Одоевского".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Полозова Ирина Васильевна

 

Дневник и его автор. По «Отрывкам из журнала Маши»

 В. Ф. Одоевского

 

Предварительная подготовка к уроку

Это произведение учитель давал для чтения на лето. В дневнике прочитанного, который рекомендовано было вести учащимся, каждый делал запись: какое впечатление осталось от каждой прочитанной книги. Перед уроком ученики перечитали и освежили в памяти и сделали закладки в тексте, где описывается: 1. Зачем Маша ведет дневник. 2. Как мама учит дочь вести хозяйство, экономить. 3. Как ведет свои уроки папа 4. Что произошло на балу. 5. Как вели себя Таня, Маша, княжна.

 

Цели:

1) познакомить учащихся с произведениями В.Ф.Одоевского, дать понятие о жанре дневника, раскрыть его особенности; охарактеризовать героев произведения, главную героиню – Машу;

2) развивать способности анализировать текст, давать характеристики героям литературного произведения, читать в слух с выражением, быстро и грамотно отвечать на вопросы;

3) воспитывать любовь к русской прозе, поддерживать стремление учеников выражать свое творческое начало.

Оборудование: портрет В.Ф.Одоевского, учебник, произведение В.Ф.Одоевского «Отрывки из журнала Маши».

Тип урока: урок формирования и совершенствования  знаний.

Вид урока: урок-исследование.

 

Ход урока

I.Вспоминаем прочитанное

Учитель: Летом вы прочитали «Отрывки из журнала Маши» Владимира Федоровича Одоевского. Давайте поделимся впечатлениями от этого произведения.

Ученики по очереди зачитывают свои записи из дневника прочитанного, делятся с учителем своими эмоциями по поводу произведения.

 

II.Работа над новым материалом

Учитель: Жанр, с которым мы познакомились посредством этого произведения, для нас новый как вы думаете, в чем его особенности?

Ученик: Десятилетняя девочка Маша описывает в своем дневнике свою жизнь: все события, произошедшие за день, свои мысли и впечатления, то, что она считает важным. Мы видим все события ее глазами. В дневнике записи располагаются день за днем, с указанием точной даты. Маша живет в XIXвеке, и нам интересно, о чем раньше думали дети, как они жили, чем увлекались.

Учитель: Рядом с Машей есть отличный пример хозяйки – это ее мать, которой в свое время пришлось учиться всему этому. Чему обучает девочку мама?

Ученик: она учит девочку не только быть экономной и жить сообразно своему положению в обществе, но и отказываться от ненужных покупок в пользу бедных людей: « - Тебе очень захотелось этого платочка, он стоит  довольно дорого, а ты можешь без него обойтись. Знаешь ли ты, Маша, что на эти пять рублей можно купить десять аршин выбойки, а из десяти аршин выйдет два платья дочерям той бедной женщины, которая к нам ходит и которая так долго была больна и не могла работать.

Эти слова привели меня почти в слезы.

- Нет, маменька, - сказала я, - я не хочу платочка, купите на пять рублей выбойки для бедных малюток.

Маменька поцеловала меня.

- Я очень рада, - сказала она. -  что ты хочешь употребить деньги на действительную нужду, а не на прихоть. Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке – науке жить. Когда тебе будет двенадцать лет, тогда ты мне будешь помогать в хозяйстве всего дома».

Учитель:  Каким представляется вам отец Маши?

Ученик:  Отец Маши – очень мудрый человек, чтобы объяснить своим детям, что такое история, география, он проводит с ними интересные беседы, игры.

Учитель:  Каких еще героев описывает девочка?

Ученик: Маша рассказывает нам о богатых дамах, которые не умеют вести хозяйство: одна танцами увлекается больше, чем заботой о домашнем хозяйстве, в результате по недосмотру гибнет ее сын. Вторая, пускаясь в неоправданные траты, одевает своего ребенка в обноски.

Учитель: А как богатые девочки относятся на балу к дочери учителя – Тане?

Ученик: Таню не принимают в детское общество из-за одежды, старых перчаток и из-за того, что она сама ходит на кухню. Даже Маша сторонится ее. Но после оказывается, что эта небогатая девочка лучше всех играет на фортепиано и мастерица на все руки, очень много знает, и Маше становится стыдно за свое поведение и слова других девочек про Таню.Она даже приглашает дочь учителя в гости.

Учитель: Чему научилась Маша?

Ученик: Девочка учится не только правильно вести хозяйство, разумно экономить, но и ценить людей не по красивой одежде и богатству, но по их собственным заслугам и способностям.

 

 

III. Подведение итогов

На этом уроке мы познакомились с новым жанром литературы -  жанром дневника. На примере произведения В.Ф. Одоевского мы проследили, как девочка Маша описывает ежедневные события своей жизни, как эти записи раскрывают ее характер и характер людей, окружающих девочку.

 

 

IV. Анализ и оценка итогов работы.

 

 

V. Домашнее задание

Попробуйте завести свой дневник, записывайте, как прошел ваш день, о чем вы думали и чувствовали. Может быть, это станет одной из страничек вашей семейной истории. Нарисуйте девочку Машу, какой вы ее видите.

 

л��0����� X@� ажает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».)

 

- Как вы можете прокомментировать эти слова?

- Как они связаны с содержанием рассказа?

- Какая была Олечка Розова до «встречи» с воротником? (Она была скромной и бережливой женой.)

- Зачитайте описание воротничка.(«... Крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой».)

- Как вы думаете, почему она купила воротник?

- Что потребовал воротничок в первую очередь? (Новую кофту.)

- Как поступила Олечка, когда денег больше не осталось? (Она заложила серебро и браслетку.)

- Что потребовал воротничок после новой кофточки? ( Юбку, новые башмаки, шляпку, пояс, перчатки, полосатый диван.)

- Как изменилась Олечка, угождая воротнику? (Она постриглась, стала курить и хохотать над пошлыми шутками.)

- Понял ли героиню ее муж, когда она открылась ему? ( Нет, он решил, что она пошутила.)

- Почему Олечка не выбросила воротник? Выскажите свое мнение.

- Как объясняет это Тэффи? («Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

- Что произошло на вечере? (Она изменила мужу.)

- Зачитайте, что ответил воротник на вопросы мужа о том, где была Олечка и где деньги?

- Куда делся воротник после отъезда мужа? (Потерялся в стирке.)

- Что случилось с Олечкой потом? ( Она опять стала скромной и работает в банке.)

Учитель: Теперь посмотрим какой у вас получился план рассказа.

 

Примерный план

 

1.      Олечка – честная жена.

2.      Встреча с роковым воротничком.

3.      Покупки воротничка:

   а) кофточка;

   б) башмаки;

   в) шляпа, пояс и перчатки;

   г) диван.

4.  Власть воротничка усиливается.

5.  Олечка и воротничок на вечере.

6.  Выяснение отношений с мужем.

7.  Олечка без воротничка.

 

- Выскажите свое мнение об этом рассказе Тэффи. Понравился ли он вам?

Учитель: Вспомним, что такое сатира и юмор.

Ученик: Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

- Как вы думаете, юмор или сатиру мы можем наблюдать в рассказе?

- Кто же виноват в бедах Олечки: она сама или воротник?

- Что хочет сказать автор своим рассказом?

 

III. Подведение итогов

Сегодня мы много говорили о биографии прекрасной русской писательницы Тэффи. Обсуждали ее рассказ «Жизнь и воротник». Узнали, как ничтожная вещь может изменить характер человека, поняли, как пуста жизнь человека, придающего большое значение несуществующим мелочам.

 

 

IV. Анализ и оценка итогов работы.

 

 

V. Домашнее задание

         Подготовить художественный пересказ рассказа Тэффи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odoevskiy.pptx856.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 августа (13 августа) 1803 - 27 февраля (11 марта) 1869 (65 лет) В.Ф. Одоевский

Слайд 2

«Отрывки из журнала Маши»

Слайд 3

Домашняя работа Попробуйте завести свой дневник, записывайте, как прошел ваш день, о чем вы думали и что чувствовали. Может быть, это станет одной из страничек вашей семейной истории. Нарисуйте девочку Машу, какой вы ее видите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 8класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70ч)...

Олимпиада,литература,8класс

школьная олимпиада  по литературе 5-11кл...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Конспект урока по литературе в 8 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин Анализ отрывка из истории одного города": "О корени происхождения глуповцев"

Данная разработка урока поможет Вам качественно спланировать урок литературы в 8 классе. Использованы различные методы и приёмы инновационных  технологий....