Читаем сказки... Трудные вопросы на уроках литературы
занимательные факты по литературе (5 класс) по теме

В чем смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как ответить на такие простые,на первый взгляд, вопросы? Что прежде всего отражает волшебная сказка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_voprosy_na_urokah_slovesnosti.docx12.54 КБ

Предварительный просмотр:

        Верили ли в ту разумность отношений между зверями, какая высказывается во многих сказках?  

        Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. И было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сегодня историко-документальному рассказу или очерку. Это время веры давно прошло. А сказка независимо от этого обстоятельства «остается сказкой». А в чем же тогда смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как относится вымысел к реальности? Как он исторически складывался? Какие же  «обыкновенные» и «натуральные» идеи представляют в своем вымысле русские народные сказки? Вопросы, вопросы…

Инициации - память об обряде. И это мы находим в сказке «Василиса Прекрасная». Вспомним сказку. Когда скончалась мать, Василинушке было 8 лет( возраст введения ребенка в мир взрослых, возраст, который на Руси начинался в 3 года и заканчивался к 12 годам). Девочка получила от матери

 ( на память!) куклу – без лица! – дух материнского рода. И ребенок, зная правила жизни, остается не только живым и здоровым,  он становится счастливым. «Чудесное повествование, поэтизирующее творческое дерзание человека», - скажите вы. Нет! Вот вам яркий пример того, как через сказку раскрывается тысячелетняя самобытная история и культура русского народа.

Вспомним другую сказку «Царевна-лягушка». Кто же является главным героем  в ней? Лягушка. Лягушка?! И русская народная сказка? При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. И его нельзя было убивать!  Вспомним другое повествование. Сказка о «Медведе»: «Скрипи, нога, скрипи, липовая!» Медведь отомстил за свое увечье по всем правилам родового закона. У русских лягушка просто не была никогда духом рода, а медведь, несомненно был (кстати, ведь мы даже имени медведя назвать не сможем, хотя каждый из нас это имя знает (попробуйте, вспомнить и вы !). Кто же является автором «Царевны – лягушки»? Несомненно, народ. Только угро-финский. И опять встают вопросы. Русский народ – это кто? Русская культура – это что?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...

Учимся задавать вопросы на уроках литературы

Материал, который я приобрела в школе "Учитель в порядке",  подготовлен Юлией Денисовой. Это отчёт по проведенному триз-занятию. Пример ннаглядно показывает, как научить детей правильно...