Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.m._dostoevskiy.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.М Достоевский «Мальчики».

Дети в изображении Достоевского.

Главы  романа «Братья Карамазовы»,

Цели:      познакомить с жизнью и творчеством

Ф,М.Достоевского, с его произведением «Мальчики», дать

историческую справку о создании романа;

познакомить с главными героями, действиями и событиями,

рассмотреть образы детей в изображении Достоевского;

Развивать умения работать с критическим материалом,

отрабатывать навыки отбора нужного материала, умения

делать выводы и обобщения, навыки выразительного

чтения, чтения по ролям;

Воспитывать чувство сострадания, уважения к человеку.

Оборудование: портрет Достоевского, эпиграф» текст.

Эпиграф: Будем, во-первых, и, прежде всего, добры, потом честны, а потом - не будем никогда завывать друг о друге,

Ф.Достоевский.

Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь разгадывать всю

жизнь,

то не говори, что потерял время,

я занимаюсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком.

Ф.Достоевский.

Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя, Работа с эпиграфом.

Фёдор Михайлович Достоевский самый сложный, самый «недетский» писатель во всей мировой литературе. Самый читаемый на Западе, но не до конца понятый в своей стране. Мы попытаемся сегодня найти ключ к пониманию творчества писателя, вам легче будет освоить его мир, понять его и всё это на примере произведения «Мальчик^. Перед вами портрет Ф.М. Достоевского. Учитель: Я просила найти материал по истории создания этого портрета художника Перова.

Ученица рассказывает об истории создания этого портрета. Сообщение о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.

Учитель: Произведение «Мальчик» это точнее несколько

глав из большого романа «Братья Карамазовы». Я просила

вас почитать заранее это произведение. Мне кажется, что

рассказ о ваших ровесниках. Их радостях и страданиях по

настоящему захватило вас,

Какие страницы произвели на вас сильное впечатление?

Кто из героев привлёк ваше внимание?

Какие чувства вызвало чтение книги? Смех или грусть?

Учитель: Роман «Братья Карамазовы» о страшной и порочной жизни, которую то и жизнью назвать трудно, но заканчивается он на светлой, высокой ноте.

Как названо произведение? «Мальчики»

Кто главные действующие лица? (подростки от 8 до 14 лет)

Какую роль отводит Достоевский своему главному герою

Алексею Карамазову?

Что вы знаете о нём?

(рассказ ученика)

Что говорит о том, что Алексею Карамазову отводится

особая роль, да и человек он непохожий на других, особый.

Отличается даже от братьев своих Ивана и Дмитрия.

(Все события в романе, все герои романа связаны так или

иначе с Алексеем Карамазовым, он несёт в себе основную

идею романа: главное в человеке это человеколюбие, понимание и сострадание к любому и каждому, это умение прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается).

Не менее значимая фигура в произведении - Илюша

Снегирёв.

Когда мы впервые встречаемся с ним в романе?

(Во время драки. «За канавой же, примерно шагах 30 от

группы стоял у забора и ещё мальчик, тоже школьник...

бледненький, болезненный и со сверкавшими чёрными

глазами...)

Кто стал свидетелем этой драки, и что попытался он

попытался предпринять?

Какова была реакция мальчика?

(ударил камнем в спину, а затем перекусил ему палец на

левой руке)

Почему слова Алёши: «Как вам не стыдно! Что я вам

сделал?» - так странно подействовали на мальчика?

При каких обстоятельствах произошла вторая встреча

Алексея с Илюшей Снегирёвым?

(Катерина Ивановна» невеста брата Дмитрия, рассказывает

ему об одном безобразном поступке, совершённом старшим

братом Дмитрием по отношению к нему Снегирёву и

просит его от её имени принять помощь 200 рублей, тем

более что семья бедная, несчастная).

Знал ли Алексей, что встретится здесь с озлобленным и

сердитым мальчиком, который его обидел?

(нет, он даже не предполагал этого)

Что он увидел на квартире, где проживала семья

Снегиревых?

(Зачитать описание комнаты).

Работа над иллюстрацией.

Инсценирование эпизода «Встреча с семьёй Снегирёвых».

Что означали слова Карамазова «Кажется, я понял вашего

мальчика.,.»?

Что поведал Снегирев старший Алёше Карамазову у

заветного камня? Что мучит его постоянно?

(Это то, что отреагировал на эту сцену Илюша, увидевший отца, которого Дмитрий Карамазов вел за бороду, так называемую мочалку, после чего дети стали дразнить его мочалкой. И то, что Илюша так близко все принял к сердцу, что Снегирев - старший даже боится за его жизнь.)

О чем просит отца Илюша?

(Не мириться, не брать у Карамазова денег.)

О чем он все время грезит?    (Отомстить обидчику).

Почему в мечтах своих, насладившись мщением. Илюша решает простить обидчика?

(по сути своей он добрый и великодушный и простит обидчика, это по Достоевскому. Он учит нас не помнить зла, не держать камень за пазухой, а прощать. Вот почему и Алеша простит своих сверстников, и они простят его.) Почему Алеша простил Снегирева ~ младшего? Что он понял?

(Мальчик защищал честь своего отца, восстал против обидчиков. Один против всех.) Как вы оцениваете его поступок? Можно ли его понять?

(Сложно оценивать, но понять можно. Это был его отец, которого он любил, и такая реакция вполне понятна.)

Учитель:     Достоевский постепенно приближает к нам Илюшу Снегирева. Сначала мы видим его озлобленным в драке, затем узнаем о причине его озлобленности, еще больше начинаем понимать, побыв вместе с Алешей, и, наконец, писатель прямо распахивает перед нами душу ребенка. Итак, мы видим мир, который пытается изобразить Достоевский. Он втягивает нас в тяжелые переживание, заставляет страдать вместе со своими героями. Писатель изображает их не в обыденной жизни, а в напряженные критические ее моменты, когда все чувства наполнены, обострены, душа страдает и обнажается ее человеческая суть.

Чем для Илюши заканчивается эта история?

(Он тяжело заболел, слег и уже почти не вставал.)

Что решил предпринять Алеша Карамазов? (помирить ребят)

Удалось ли ему это? (удалось)

Чьему приходу Илюша был рад, особенно? (приходу Николая Красоткина)

Что связывало этих ребят? (давняя дружба и особые отношения)

Что следует понимать под особыми отношениями?

(Илюша очень любил Красоткина, который был старше его, восхищался его смелостью, начитанностью и старался во многом ему подражать,)

Что больше всего мучило Илюшу?

(Что Красоткин оказался на стороне обидчиков.)

Помнит он о дурном поступке, который когда-то совершил по вине злого человека Смердякова.

Что это за поступок?     (отравил Жучку)

Как вы думаете, почему перед смертью он вспоминает об этом все чаще и чаще?

(Он уверен, что это наказание ему ниспосланное Богом за Жучку.)

Что предпринимает отец, мальчики?

(Отец купил щенка, мальчики принесли кролика,) Смогли ли они его утешить?

Зачитать.

Лишь, чей приход произвел на него самое сильное впечатление?

Почему Коля решил обязательно прийти нечаянно?

(Он сам хотел помириться с Илюшей и желал, чтобы его приход выглядел добровольным и неожиданным.)

Узнав о Жучке и страданиях Илюши, каков он предпринимает план?

(выдать Перезвона за Жучку) Почему поверил в это Илюша?

(Он верил другу, верил в него и думал, что найти Жучку может только Коля.) Чтение по ролям.

Учитель:                Обращаясь к эпиграфу:

Будем, во-первых, и, прежде всего, добры, потом честны, а потом ~ не будем никогда забывать друг о друге. Подумаете и скажите, чтобы вы еще добавили, на ваш взгляду к этому жизненному правилу

Ф> М. Достоевского,

Домашнее задание.                              Дочитать до конца

произведение.

Составить хроническую таблицу жизни

и творчества Ф. М. Достоевского.

Пересказ главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского

Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...

Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского

Сценарий  раскрывает  отношение  писателя  к "униженным  и  оскорблённым"  героям  своих  произведений : "Преступление  и  наказание", "Униженные...

Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс

УМК под ред. И.Н.Сухих  предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близ...

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...

Вводный урок по творчеству Ф.М. Достоевского

познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества...

урок по творчеству Ф.М.Достоевского

урок -суд по роману "Преступление и наказание"...