Литературная гостиная по творчеству А.Блока
план-конспект урока литературы (11 класс) на тему

Литературная гостиная по творчеству А.Блока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

(по творчеству А.А Блока)

«Трагический тенор эпохи»

А.А Ахматова

Стоит передо мной моя тема, тема России…

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

А.Блок

Думая не о счастье, а о правде, все отдал творчеству,

сделал свою жизнь искусством, оставил нам свою поэзию.

Ю. Олеша

Есть национальные святыни-

К ним любовь щемящая не стынет.

Скажешь: Пушкин…

Выдохнешь: Есенин.

Блок… Души спасенье. Потрясенье.

Потрясенье пятен светлых, темных

Поясненье: всем, что жизнь и значит,

До рожденья ты рожден и начат.

И сегодня пред великим Блоком

Мы стоим в волнении высоком –

Всем величьем родины великой,

Родины прекрасной, многоликой.

Всем величьем, всем, что им воспето, -

Пред величьем русского поэта!

Римма Казакова

Достоевский сказал, что поэт сам создает свою жизнь – и притом  такую, какой до него не было. Блок, не опровергая Достоевского, думал, что корень жизни в стихах, а сама по себе жизнь (личная жизнь) – это просто «кое-что».

Между тем корень один: он прорастает в стихи из жизни. Из личности поэта – во всех её исканиях, находках и потерях, падениях и взлетах.

«Чтобы что-нибудь создать, надо кем-то быть» - Гете.

Блок был личностью, гражданином, совестью эпохи. Огромен личный мир Блока и полон отзвуков его времени. Душа поэта – самый лучший сейсмограф, способный в мгновенном впечатлении уловить малейшее колебание исторической почвы. Сквозь личный мир Блока прошли все бури, катастрофы, вся вера и все отчаянье его сложного и трудного века.

Виктор Васенцов на одном из своих полотен изобразил Гамаюна – птицу черного пера с мрачно-прекрасным человеческим лицом, воспетую в древнерусских сказаниях, как существо, пророчествующее о грядущих судьбах. Александру Блоку шел 19 год, когда под впечатлением этой картины, он написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая». Это была как бы заставка ко всему его творчеству: в незрелых юношеских стихах уже звучала та нота безумной тревоги и мятежной страсти, которая составляет самое существо великой поэзии Блока.

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью.

Прошло несколько лет – и Блок стал Гамаюном России, её вещим поэтом, предсказавшим «неслыханные - перемены», что изменили весь облик нашего мира.

Блок был неразрывно связан со своей Родиной.

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» - скажет он.

Нужно умереть, чтобы жизнь стала судьбой. Блок умер на сорок первом году. Это не так мало для гения. Пушкин умер тридцати семи, Лермонтов не дожил до двадцати семи.

Перед вами несколько портретов Блока. Одни вы уже видели, другие еще нет. Я просила вас поработать с дополнительными материалами, чтобы познакомиться с историей их появления.

В общей сложности до нас дошло много фотографий и портретов, сделанных современниками Блока (Городецким, Т. Гиппиус, Наппельбаумом). Блок дружил с Городецким, знал Врубеля (даже был на его похоронах). М. Добужинский и Ю. Анненков иллюстрировали сборники его стихов. Вот каким запомнился Блок современникам. Сергею Городецком в своем длинном сюртуке, изысканно повязанным мягким галстуком, в нимбе пепельно-золотых волос, он был романтически прекрасен… Он медленно выходил к столику со свечами, обводил всех каменными глазами, и сам окаменевал, пока тишина не достигала беззвучия. И давал голос, мучительно – хорошо держа строфу и чуть замедляя темп на рифмах. Он завораживал своим чтением,  и когда кончал стихотворение, не меняя голоса, внезапно, всегда казалось, что слишком рано кончилось наслаждение и нужно было еще слышать. Под настойчивые требования он иногда повторял стихи.  Все были влюблены в него, но вместе с обожанием «точили яд разложения на него».

Коронным номеров для него оставалась «Незнакомка»

Какова история появления этого стихотворения?

Ученик:

В 1906 году Блок оканчивает университетский курс. Он обложился книгами и стал даже для ближайших людей невидим. Только между занятиями он бродил в одиночестве по городу и за городом. Так были открыты озерки, дачный поселок с невзрачным вокзальным ресторанчиком. Здесь пахло Достоевским. Блок садился у широкого венецианского окна, пил вино. Из дыма и пара возникла она – недостижимая и единственная. Все будничное, неизменное рассеивалось. И лишь дневное синеглазое чувство завладело душой. «Незнакомка» знаменитый шедевр поэзии Блока. Он сам почувствовал, что так, с такой поразительной силой, не писал еще никогда. Вскоре гениальное произведение стало известно в литературной среде, о нем заговорили как о событии. Блок повез в Озерки Е. Иванова, который хотел увидеть услышанное в «Незнакомке». Блок все рассказал и показал Иванову, но тот ничего увидеть не мог, кроме озера. Переулков, шлагбаумов и ресторанчика.

 - Как вы объясните это?                                                   (Великое дано увидеть великому)

Блоку было дано видеть и чувствовать, понимать и восхищаться. Он был неординарной личностью. Корей Чуковский, поживший длинную жизнь, заверил: «Никогда ни раньше, ни потом я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно ощутимо и зримо исходил магнетизм». Совершенно не похожие друг на друга люди одинокого ощущали человеческую значительность поэта. Иные в его присутствие сами чувствовали себя чище, благороднее. Вот так говорит писатель Иван Новиков: «Люди менялись у вас на глазах, когда глядели на Блока: точно на них попадал отсвет его сияния».  Блок был прост как все по-настоящему большие люди, приветлив и любезен с кем бы то ни было, но вместе с тем и важен (в старинном значении этого слова), нетороплив и полон чувств собственного достоинства. Он не терпел самодовольства, чванства. Легкомыслия, что «служенье муз не терпит суеты». Во всем он был таким: и в отношении к близким, и в отношении к женщине. Любовь посещала поэта не раз. Любовь большая, глубокая. Любовь к матери, к любимой женщине. К Родине. Она была не всегда счастливой, но она была. Блок нежно и преданно любил и почитал свою семью, ценил её уклад, полагая, что настоящее детство и настоящая мать «создают фон для будущей жизни в миру». Он с детства чувствовал духовную связь с матерью. Лишь у неё находил поддержку и понимание его первые, еще безотчетные порывы стремления. В юные годы Блока мать оказывала на него громадное влияние, ни с каким иным не сравнимое. Раньше всех она поверила в его талант, в его призвание. Ей одной он читал свои стихи, доверял сердечные тайны. «Это совсем необыкновенно»,  так он сам охарактеризовал свои отношения с матерью. Потом между ними встала другая женщина, его жена. Всю жизнь он разрывался между этими двумя самыми дорогими ему людьми, ненавидевшими друг друга. Но продолжал твердить: «Мы с мамой – почти одно и то же. Моя мать – моя совесть». Это отношение к самому близкому человеку достойно подражания. Говорят, о воспитанности человека судят по его отношении к матери и к женщине. Источник его любви не иссяк до последних дней его жизни. Судьбе было угодно, чтобы мать пережила сына, но и в самый последний момент, находясь перед черным ликом смерти, он просит мать и жену встать возле него, как бы желая в последний раз примирить близких ему людей.

- Кто была эта другая женщина?

Этой другой женщиной была дочь всемирно известного ученого Менделеева, который был другом деда. Их усадьба Шахматово и Боблово расположены рядом. Весной 1988 года Сашура Блок встретился с Анной Ивановной Менделеевой на художественной выставке. Она пригласила его бывать у них в Боблово.

Он приехал в начале июня на своем белом мальчике, в элегантном костюме, мягкой шляпе и щегольских сапогах. Обо всем, что происходило дальше, есть краткие заметки Блока в дневнике и рассказ Любовь Дмитриевны. Стоял безоблачный, жаркий июньский день. Время было послеобеденное. Люба в своей комнате услыхала, конскую рысь и как кто-то остановился у ворот, открыл калитку. Ввел лошадь и спросил, дома ли Анна Ивановна. Люба подошла к окну. Её позвали. Тогда ей шел семнадцатый год. Если судить по фотографиям, красивой её не назовешь – лицо грубоватое. Немного скуластое, не очень выразительное, небольшие сонные глаза. Но она была полна юного обаяния, свежести – румяная, золотоволосая, темнобровая. Как заверил сам Блок. Она сразу произвела на него «сильное впечатление». А он ей не очень понравился, вернее совсем не понарвился: позер с повадками фата, который не прочь смутить девушку анекдотами или двусмысленной цитатой из Козьмы Прутвока. Блок зачастил в Боблово.

Стихотворение:  «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…»

Блок безоглядно влюбился в Любовь Дмитриевну, но их отношения затягивались. Блоку не хватало смелости, да и чувства ответного не успел разглядеть. Вот одно из писем, которыми они обменивались «Многоуважаемая Любовь Дмитриевна. Благодарю Вас очень за Ваше сообщение, непременно буду сегодня у Боткиных, если только не спутаю адреса. Глубоко преданный А. Блок». Вот какой стиль первых писем! Корректный обмен любезностями между благовоспитанными курсисткой и студентом.

Стихотворение: «Вхожу я в темные храмы»

Менделеева все же решила порвать с Блоком – именно потому, что он медлил с объяснением. Она написала письмо и носила его с собой, чтобы передать при первой встреча. Но не отважилась.

- Когда же это произошло?

- И как закончились отношения и закончились ли?

Это произошло на одном из молодежных вечеров. Любовь Дмитриевна уверяла, что ей вдруг стало ясно: объяснение будет в этот вечер. «Когда он пошел её провожать после вечера, долго молчал, затем заговорил. Сказал, что любит её, что судьба его в её ответе. Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря. Что если б не мой ответ, утром его бы уже не было в живых. Этот листок я скомкала, и он хранился весь пожелтевший со следами снега».

Романс «Не уходи, побудь со мной»

Но вернемся к записке. В ней было написано: « В моей смерти прошу никого не винить. Причины её вполне «отвлечены» и ничего общего с «человеческими» отношениями не имеют. Подписано А. Блок. Зная Блока, его способность пускать слова на ветер, нужно думать, он. В самом деле в ту ночь был на шаг от смерти. Второго января 1903 года Блок сделал предложение – оно было принято.

Их совместную жизнь нельзя назвать безоблачной и счастливой. Отношения их были сложными. Блок всегда был полон только своей женой. Стало окончательно ясно: на всем свете у него было, есть и будет только две женщины – Люба и «все остальные». Встречались в жизни поэта и другие женщины. Актриса Наталья Николаевна Волохова «Снежная Дева», «Кармен», Любовь Александровна Андреева-Дельмас тоже актриса. Но улетучились иллюзии, потерпела крах попытка обрести «земное счастье».

Стихотворение: «О подвигах, о доблести, о славе»

(посвятил своей жене)

Блок не жалел об этом: «Чем хуже жизнь, тем лучше можно творить». А в жизни наступали перемены. Блок не мог не реагировать на них. Совесть и правда – вот бесспорно, две главные, генеральные черты человеческого и поэтического характера Блока, два источника его душевной энергии, всецело завладевшие им и заставившие рано, сразу после первой революции, сделать выбор и определить курс. И он сделал его и определил его. Он был всегда со своей Родиной. Родина, Россия – она была для него всем.

Стихотворение: «Россия»

Сознает или не сознает человек, но черты родины он несет в себе обязательно. Другое дело, что есть земля рождения и земля судьбы. Для Блока Россия была землей рождения и замлей судьбы. Такой землей для него было и Шахматово «благоуханная глушь маленькой усадьбы», без которой не представимы ни жизнь, ни поэзия Блока. Провел он там детские годы, юность, и уже в самом конце, умирая, думал о Шахмотове (которое было разграблено и разрушено после 17-го года) о своей «возлюбленной поляне» и слабеющей рукой написал:

…Бросает солнце листьев тени,

Да ветер клонит за окном

Столетние кусты сирени,

В которых тонет старый дом.

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля.

И всей весенней красотою

Сияет русская земля…

 

Стихотворение: «Русь»

Совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и развлекающего – в пользу нового сначала неуютного и немилого, но обещающего светлую жизнь. Без этого нельзя понять ни личности, ни поэзии Блока, ни его пути к нашей революции. Тоска по свежей жизни привела его по крутым перекресткам эпохи и вывела на прямую дорогу. Об этом человеке, строгом и замкнутом, углубленном в свои невеселые думы, об этой жизни, трудной и одинокой, многие люди, друзья, тайные недруги (и такие были). Мало о ком из русский писателей Нашего века образовалась такая обильная мемуарная литература. Оно и понятно. Очень уж обаятельна и притягательная была сама личность Блока.

Он был так бесстрашно и беспощадно правдив, что многих обескураживал своей прямотой. Всякий знает, как трудно сказать писателю в лицо, что ты на самом деле думаешь о его сочинениях. Блок это умел как никто. Всегда и в большом, и в малом, прямо и отчетливо, «не взирая на лица», без малейшего желания позолотить пилюлю. Бесспорно, он имел право сказать в конце жизни: «Слов неправды я не говорил».

«Так он и жил, думая не о счастье, а о правде, все отдал творчеству, сделал свою жизнь искусством, оставил нам свою поэзию. Ведь это же и есть сила искусства – превратить материал своей жизни в ведение, доступное всем и всех волнующее».

Ю. Олеша

Люди этого поколения верили Блоку, узнавали в его стихах свою боль, свою тревогу, свою надежду, иные ждали от него подвига. Сама жизнь его – подвиг.

Последние годы жизни были особенно тяжелыми для Блока. На лицо были признаки тяжелой болезни. Он похудел. Ушел в себя, все чаще стал раздражаться по любому поводу. Престал писать стихи. На весну пришелся его последний триумф. 25 апреля дом искусств устроил в Большом драматическом театре, на Фонтанке, вечер А. Блока со вступительным словом Корнея Чуковского. По городу расклеены афиши, билеты раскупили в первый же день продажи. Пока Чуковский рассказывал о творчестве Блока, назвав его величайшим из ныне живущих поэтов России, Блок сидел в глубине директорской ложи. В перерыве сказал Корнею Ивановичу: «Что вы это обо мне наговорили! Каково мне теперь выходить к публике?» Погасили люстры. Блок вышел из левой кулисы на пустую, и потому казавшуюся громадной сцену, слабо освещенную синеватым светом рампы. Угрюмый, исхудавший, весь в черном. Остановился сбоку, пережидая овацию. Потом шагнул к рампе… «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…».  Он читал не громко, ровно и отчетливо, потаптываясь  попеременно  закладывая в карман то одну, то другую руку. Свет падал на него так, что вокруг головы образовался как бы ореол. С галерки донесся громкий юношеский голос, поддержанный общим гулом: « Александр Александрович! Что-нибудь для нас!» Блок поднял голову, слабо улыбнулся и с мрачной силой прочитал «Скифов».  Под конец вышел с белым цветком в петлице, и как всегда, последним было «Девушка в церковном хоре…» О всех забывавших радость свою…о том, что никто не придет назад. Уже тогда он чувствовал, что конец его близок. Уже в августе его не стало.

Он умирал почти 3 месяца. Любовь Дмитриевна обратилась к Горькому за помощью, тот обратился с письмом к Луначарскому с просьбой выхлопотать в спешном порядке для Блока выезд в Финляндию в один из лучших сердечных санаториев (у Блока была цинга и сердечная астма). И началась канцелярская волокита. У высокопоставленных чиновников не было гарантии, что за границей Блок сохранит свою лояльность к большевистскому режиму. И произошло обыкновенное канцелярское убийство. После долгих мытарств Блоку дали визу на выезд, но поэт был уже сильно слаб, что не выдержал бы переезда за город. Тем более без сопровождающих. Хлопоты опять возобновились. Горький снова обращается в ЦК, убеждая выпустить вместе с Блоком его жену. Теперь верховная власть соглашается на это. Но Блок уже почти все время в забытьи. Страдания его так ужасны, что стоны и выкрики слышны на улице. А нужно еще оформить документы…Впрочем они не понадобятся. 7 августа 1921 года в 10:30 Блока не станет. Это было в воскресенье и только во вторник станет известно, что похороны состоятся 10 августа. В газеты поместить объявление уже было поздно. Тысячу экземпляров афиши удалось напечатать в театральной типографии на Моховой за 4 часа и вечером 9 августа афиши расклеили на всех главных улицах Петербурга студенты Петербургского университета. На Офицерской

У дома, стал собираться народ. Всем хотелось попрощаться, отдать долг, поклониться поэту. Весь путь от дома до кладбища, около шести километров, близкие и друзья А.А Блока высоко несли открытый гроб на руках. Похоронили Блока на Пантеровской дорожке Смоленского кладбища, в Петербурге.

Исполнение песни: «Девушка в церковном хоре»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель:

Вот и закрыли мы с вами последнюю страницу биографии великого человека, поэта, гражданина. Пусть он уйдет из нашего урока молодым и прекрасным – гений поэзии, воплощение его могущества и бессмертия.

Ты не сгинешь одиноким

Будучи в лице другом,

Ты чертам своим высоким

Свету целому знаком.

Жребий твой от всех отличен,

Горевать причины нет:

Ты был горд и необычен

В дни паденья и побед…

Был ты зорок, ненасытен,

Женщин покорял сердца.

И безмерно самобытен

Был твой редкий дар певца.

Славной целью ты осмыслил

Под конец слепой свой пыл

Сил, однако, не расчислил,

Подвига не завершил…

Но закончил песнью тризну.

Чтоб не удлинять тоски.

Песнями жива отчизна,

Испытаньям вопреки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"

Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона

Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­старатьс...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)

Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....

Литературный праздник, посвященный творчеству А.Блока

Литературный праздник, посвященный творчеству А.Блока...