Интегрированный урок по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме

Этот урок мы посвятили живым и павшим участникам Великой Отечественной войны. А какое оно было, поколение, которое приняло удар войны на себя? Об этом повесть Б.Васильева "Завтра была война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.pptx706.38 КБ
Файл hod_uroka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война» Интегрированный урок «Вместо сердца пламенный мотор»

Слайд 2

Живым и павшим героям посвящаем !

Слайд 4

Поколение , которое приняло удар войны на себя

Слайд 5

Завтра была война

Слайд 6

Художественное своеобразие повести Оксюморон - оборот, состоящий в сочетании внутренне противоречивых по смыслу признаков. Обрамление ( окольцевание )- такое расположение частей произведения, при котором сюжет образует «рамку», включающую вставные эпизоды, рассказанные персонажами.

Слайд 8

Для чего нужно искусство? Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть. А растревоженный человек пытлив и любознателен: состояние покоя и довольства собой порождает леность души. Вот почему мне так дороги Есенин и Блок, если брать поэтов современных.(Мнение Люберецкого)

Слайд 9

А что есть Истина и в чем её смысл? «Тело» ищет не ответы на вопросы, а способы комфорта и удовольствий. И находясь в «Мире своих маленьких кайфов », человеку незачем что-либо искать вне этого пространства. Он никогда не достигнет своего внутреннего совершенства и не ответит на главный вопрос всей своей жизни. Путь к истине - это вечный поиск ответов, но начало к ним всегда вопросы, зарождающиеся в голове человеческой .

Слайд 10

Можно ли спорить с истиной? Спорить не только можно, но и необходимо. Истина не должна превращаться в догму, она обязана все время испытываться на прочность и целесообразность. (Мнение Люберецкого) Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться — значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина — наша сила и наша гордость.(Мнение товарища Поляковой)

Слайд 11

Мнение Искры об истине Разговор с матерью укрепил Искру в мысли о существовании непреложных истин, но кроме них существовали и истины спорные, так сказать, истины второго порядка. Такой истиной, в частности, было отношение к Есенину, которого Искра все эти дни читала, учила наизусть и кое-что из которого переписывала в тетрадь, поскольку книга подлежала скорому возврату. Она переписывала тайком от матери , потому что запрет, хоть и не гласный, все же действовал, и Искра впервые спорила с официальным положением, а значит, и с истиной.

Слайд 12

" Дорогая Искра! А пишу я не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызывали к следователю, и я знаю, в чем именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа честный человек, он сам мне сказал, а раз так, то как же я могу отказаться от него? И я все время об этом думаю — о вере в отцов — и твердо убеждена, что только так и надо жить. Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна. Одна пустота останется, а мы сами перестанем быть людьми. Наверное, я плохо излагаю свои мысли, и ты, наверное, изложила бы их лучше, но я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца.»

Слайд 13

Она звонко, на все кладбище кричала последние есенинские строчки. Слезы вместе с дождем текли по лицу, но она ничего не чувствовала. Кроме боли. Ноющей, высасывающей боли в сердце. Искра шагнула к гробу, вскинула голову…



Предварительный просмотр:

          Урок литературы                                

«Вместо сердца пламенный мотор!»

(Интегрированный урок по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»)

Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 53»

Моисеева Ирина Александровна

Цель: Это нужно не мертвым,

        Это нужно живым…

        Чтобы помнили люди всегда.

Задачи:

  1. Формирование навыков лингвистического анализа текста;
  2. Развитие устной речи учащихся.

Оборудование:

  1. Презентация;
  2. Песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвятим живым и павшим участникам Великой Отечественной войны. Всё дальше и дальше в историю уходит героическая  эпопея  самой жестокой из всех  войн,  которые  пережила наша страна, но помнить о ней нужно, чтобы эта трагедия никогда больше не повторилась. Поэтому День Победы отмечается ежегодно как всенародный праздник и день памяти о погибших.

  А какое оно было, поколение, которое приняло удар войны на себя в далекие сороковые годы? Об этом повесть Б.Л.Васильева «Завтра была война».

 - Обратим внимание на название. Какое художественное средство скрывается в этой фразе? (Оксюморон - оборот, состоящий в сочетании внутренне противоречивых по смыслу признаков).

   Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни — юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

  Еще одно художественное своеобразие повести - это обрамление (такое расположение частей произведения, при котором сюжет образует «рамку», включающую вставные эпизоды, рассказанные персонажами). (Слайд)

  Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир  воспоминаний о юности, знакомит со  бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло  сорок лет назад.

2.Работа с текстом повести

Реплики учащихся:

 «— А ведь мы — самое малочисленное поколение земли.

— Это заметно. Особенно матерям-одиночкам.

— Поколение, не знавшее юности, не узнает и старости. Любопытная деталь?

— Главное, оптимистичная.

— Может, помолчим? Тошно вас слушать…

 - А помнишь? Помнишь?»

Учитель:

А начиналось все не так. Это были обычные школьники, ваши ровесники: пятнадцатилетние, шестнадцатилетние. Как молоды они были. И как им всем хотелось жить.

Итак, остановись мгновение.

Ксения(Искра):

--- Ребята, пойдем фотографироваться. Представляете, как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!

Шестеро учеников идут к доске.

Володя:

 «Наша компания тогда была небольшой: три девочки и трое ребят — я, Пашка Остапчук да Валька Александров. Мы с Пашкой усиленно занимались спортом, считались «надеждой школы», а Александров был признанным изобретателем. Пашка числился влюбленным в Леночку, я безнадежно вздыхал по Зине Коваленко,  Валька увлекался только собственными идеями, а  Искра собственной деятельностью.

Денис:

Мы ходили в кино, читали вслух те книги, которые Искра объявляла достойными, делали вместе уроки и — болтали. О книгах и фильмах, о друзьях и недругах, о дрейфе «Седова», о Финляндии  и просто так, ни о чем.»

Алена:

Искра увела весь класс в соседний сквер. И там, чтобы мы не разбежались, не подрались или, не дай бог, не потоптали газонов, объявила себя Пифией. Лена завязала ей глаза, и Искра начала вещать. Она была щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья.

— Ты подаришь людям новое лекарство.

— Твой третий сын будет гениальным поэтом.

— Ты построишь самый красивый в мире Дворец .

Учитель:

   Учились в классе две отличницы Вика и Искра. Они по-разному воспринимали жизнь, так как родители их воспитывали по-разному. Мама Искры была ортодоксальной революционеркой: никогда не сомневающейся, прямолинейной. Такой же воспитала и дочь. А Вику воспитывал отец, директор завода. У нее было все: и машина к подъезду, и золотые часы, и дорогая шуба... Все, кроме материнской любви, потому что мама рано ушла из жизни. И Вика любила стихи. Однажды она дала почитать Искре томик стихов Есенина. Надо сказать, Есенин в сороковые годы считался упадочническим поэтом, его творчество в школе не изучалось.

 -Никаких Есениных. Читай Маяковского,- сказала мама

- Упадочнический поэт, - заявила учитель литературы Валентина Андроновна.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду…,-

читала Искра, и стихи ей нравились. И тогда перед ней впервые возникли трудноразрешимые  проблемы.

Для чего же нужно искусство, если нельзя читать то, что радует душу? Предлагаю вам, ребята, помочь Искре разрешить проблему.

Андрей:

Искусство нужно, прежде всего, для познания мира. Оно открывает глаза на мир, помогает увидеть то, что мы обычно не замечаем.

Дима:

Искусство нужно для того, чтобы формировать духовный мир, моральные устои.

Соня:

Творцы искусства передают через свои произведения чувства и переживания, заставляют наше сознание по-другому реагировать на окружающее.

Учитель:

- Как вы думаете, творчество Есенина подходит  под ваше определение искусства?

Согласен с вами и  отец Вики Леонид Сергеевич Люберецкий.

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть. А растревоженный человек пытлив и любознателен: состояние покоя и довольства собой порождает леность души. Вот почему мне так дороги Есенин и Блок, если брать поэтов современных» (Слайд)

Учитель:

- Согласилась с мнением  Люберецкого и Искра. Тогда перед ней возник другой вопрос - Что такое истина?

Алена:

- Истина бывает объективной, абсолютной и относительной. Конечно же, самой верной является истина объективная, то есть не зависящая от мнения людей полностью, возникающая в результате природных и общественных явлений. По-моему, нужно стараться говорить правду, потому что из нее вытекает истина.

Учитель:

- Надо ли всегда говорить истину?

Лена:

- Говорят: «Устами младенца глаголет истина». Но не каждый способен постоянно говорить истину. Потом горькая правда может обидеть человека.

Маша:

-Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького «На дне». Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит слова  утешения. Я думаю, в данном случае это оправданная ложь. Ведь и врач не говорит всю правду  умирающему о его смертельной болезни.

Учитель:

-«Тело» ищет не ответы на вопросы, а способы комфорта и удовольствий. И находясь в «Мире своих маленьких кайфов», человеку незачем что-либо искать вне этого пространства. Он никогда не достигнет своего внутреннего совершенства и не ответит на главный вопрос всей своей жизни - что есть Истина и в чем её смысл? Путь к истине - это вечный поиск ответов, но начало к ним всегда вопросы, зарождающиеся в голове человеческой. (Cлайд)

 Учитель:

- Можно ли спорить с истиной? Об этом спросим героев повести.

«Спорить не только можно, но и необходимо. Истина не должна превращаться в догму, она обязана все время испытываться на прочность и целесообразность.» (Мнение Люберецкого)

«Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться — значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина — наша сила и наша гордость.»  (Мнение товарища Поляковой)

 Учитель:

-Вопрос, как видим, тоже спорный. А какую же позицию приняла Искра в данной ситуации?

Ксения:

- «Разговор с матерью укрепил Искру в мысли о существовании непреложных истин, но кроме них существовали и истины спорные, так сказать, истины второго порядка. Такой истиной, в частности, было отношение к Есенину, которого Искра все эти дни читала, учила наизусть и кое-что из которого переписывала в тетрадь, поскольку книга подлежала скорому возврату. Она переписывала тайком от матери, потому что запрет, хоть и не гласный, все же действовал, и Искра впервые спорила с официальным положением, а значит, и с истиной.» (Cлайд)

Учитель:

- Искра схитрила, решив довольствоваться полуправдой. Но разве можно спокойно жить с нечистой совестью? И знаете, в жизни наступает момент, когда надо сделать окончательный выбор. Скоро такой момент истины наступил и для Искры. Арестовали отца Вики, по доносу. Не было еще суда, как началась травля девочки. Бедная Вика! Она не выдержала злого натиска. И случилось непоправимое. Свое  предсмертное письмо написала она Искре.

Соня:

"Дорогая Искра!

А пишу я не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызывали к следователю, и я знаю, в чем именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа честный человек, он сам мне сказал, а раз так, то как же я могу отказаться от него? И я все время об этом думаю — о вере в отцов — и твердо убеждена, что только так и надо жить. Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна. Одна пустота останется, а мы сами перестанем быть людьми. Наверное, я плохо излагаю свои мысли, и ты, наверное, изложила бы их лучше, но я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца.»

Учитель:

- Даже хоронить Вику, кроме ребят, оказалось некому. Ребята оформили документы, нашли место на кладбище, договорились обо всем, но машины власти так и не дали…

— Ладно, — сказал Артем. — Мы на руках ее понесем.

Искре поставила условие: « Мы не поощряем слабовольных и слабонервных. Вот почему я настоятельно требую, чтобы никаких речей на кладбище».

Ксения:

-Искра шагнула к гробу, вскинула голову:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Она звонко, на все кладбище кричала последние есенинские строчки. Слезы вместе с дождем текли по лицу, но она ничего не чувствовала. Кроме боли. Ноющей, высасывающей боли в сердце. (Cлайд)

Учитель:

- Таким уж сложным выдался для 9Б класса  тысяча девятьсот сороковой.

5. Следующим был тысяча девятьсот сорок первый. (Cлайд)

Самыми тяжелыми для Советского Союза последствиями Великой Отечественной войны являются его людские потери - военнослужащих и гражданского населения, составившие 26,6 млн. чел.

Никогда ранее наша страна не сталкивалась с подобными военными жертвами. Даже за вместе взятый восьмилетний период первой мировой и гражданской войн, с их смертоносными эпидемиями  было убито, умерло от ран и болезней почти в три раза меньше - 10,3 млн. чел. Число потерь нашей страны во второй мировой войне значительно превзошло вместе взятое количество людских потерь, понесенных в первой мировой и гражданской войнах.

  Великая Отечественная война, как и вторая мировая война в целом, отличалась от всех предшествующих войн своими решительными целями с обеих сторон, небывало огромным количеством участвовавших войск и многократно возросшей убойной силой оружия и военной техники.

Лена:

«Через несколько лет директор сам зачитывал имена погибших перед замершим строем выживших.

— Девятый "Б", — сказал он, и голос его сорвался, изменил ему, и дальше Николай Григорьевич кричал фамилии, все усиливая и усиливая крик. — Герой Советского Союза летчик-истребитель Георгий Ландыс. Жора Ландыс. Марки собирал. Артем… Артем Шефер. Из школы его выгнали за принципиальность, и он доказал ее, принципиальность свою, доказал! Когда провод перебило, он сам себя взорвал вместе с мостом. Просторная у него могила, у Артема нашего!.. Владимир Храмов, Вовик, отличник наш, тихий самый. Его даже в переменки и не видно было и не слышно. На Кубани лег возле сорокапятки своей. Ни шагу назад не сделал. Ни шагу!.. Искра… По… По…

Искра, Искра Полякова, Искорка наша. А как маму ее звали, не знаю, а только гестаповцы ее на два часа раньше доченьки повесили. Так и висели рядышком — Искра Полякова и товарищ Полякова, мать и дочь. — Он помолчал, горестно качал головой и вдруг, шагнув, поднял кулак и крикнул на весь зал: - А подполье жило! Жило и било гадов! И мстило за Искорку и маму ее, жестоко мстило!»

Объявляется минута молчания в память о  погибших на полях сражений.

Домашнее задание: написать отзыв о повести Б.Л.Васильева «Завтра была война».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Завтра была война..."

Внеклассное  мероприятие, посвященное празднику  Победы и  выпускникам -фроновикам   школы №19 города Уфы. Многие из  них   ушли на  фронт Великой Отечественной войн...

Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...

"Нравственные уроки романа Б.Васильева "Завтра была война"

Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "Завтра была война"...

Нравственные уроки романа Б.Васильевам "Завтра была война" презентация

Презентация к уроку внеклассного чтения "Завтра была война"...

Открытый урок - диспут "А завтра была война"

Открытый урок -диспут "А завтра была война! прошел в нашей школе.Ребята готовили инсценировку из произведения Б.Васильева" А завтра была война".Мы посмотрели спектакль....

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"...