Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_priroda.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Покрова

Петушинского района

Владимирской области

Тема: Человек и природа.

(Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева)

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о писателе, проанализировать тематику рассказов»Белогрудка» и «Капалуха» и выяснить, какие уроки она несет.
  2. Развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, сжато излагать повествовательный текст, выразительно читать, развивать связную речь.
  3. Воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде. За свои собственные поступки.

Оборудование:

Выставка книг о животных и природе, выставка детских работ «Охрана природы»

Эпиграфы:

Звери, птицы, растения проживут без нас, а мы без них погибнем (В. Астафьев)

Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать (В. Бианки)

Спешите творить добро , пока вы еще не устали (Е. Аношкин)

Ход урока:

  1. Слово учителя:

-Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла. Сломанные двери; но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен, окон, а есть задымленное тысячами  заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам ,но тем, кто будет после нас. Как же предотвратить беду , нависшую над нашим домом , имя которому – планета Земля?

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это прежде всего наши беды Мы, люди, - дети природы.

Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими.

Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.

Ученые предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездушного отношения к природе…(обратить внимание учащихся на выставки книг и рисунков)

М .Пришвин писал: «Мои молодые друзья ! Мы хозяева нашей природы , и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.  В лесах, степях, горах  - разные ценные звери – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.»

Эпиграфом к уроку взяты слова В. Бианки. Именно об этом пишет в своих произведениях В.П. Астафьев.

  1. Рассказ ученика о жизни В.П. Астафьева.
  2. Учитель:  Вы дома прочитали рассказы «Белогрудка» и «Капалуха». Обратимся к первому – вспомним содержание и обсудим поведение мальчишек.
  3. Игра – суд .

Рапорт дежурного: Встать! Суд идет! Уважаемый судья! Группа к слушанию дела  о вереинских мальчишках готова : прокурор, адвокат,публика заняли свои места.

Судья: Прошу всех садиться. Слушаем дело о вереинских мальчишках, которые обвиняются в том, что   выследили и чащобе у косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, и погубили их.

Прокурор готов ?  Защита готова?

Чтобы лучше понять обвинение и защиту , следует узнать историю жизни мальчишки ,виновного в гибели куницы и кунят.

Рассказ мальчика

Выступления прокурора, адвоката, публики

Приговор судьи – вывод.

  1. Учитель: К сожалению, явление  губительного  отношения человека к природе очень часто встречаются в реальной жизни…          

Но в литературе  есть и произведения, рассказывающие о добром отношении человека к беззащитным «братьям нашим меньшим» и об ответственности за природу.

  1. Пересказ уч-ся рассказа «Капалуха». Анализ по вопросам:
  1. В чем различие поведения героев?
  2. Как вы можете это объяснить?
  3. Как описывает автор поведение птицы-матери?
  4. Какие чувства оно вызвало у героев и у вас?
  5. Что могло произойти ,не будь старшего рядом?
  6. Какие важные качества человека проявились в этом эпизоде?

  1. Учитель: Если человек по-доброму относится к природе, То природа отвечает человеку двойной благодарностью.

Эпиграф.

Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам ,с которыми мы встречаемся, будь то красивый зверь или мрачное насекомое.

  1. Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга»
  2. Рассказ уч-ся о «Красной книге»
  3. Вывод: Надо бережно относиться ко всему: к лесам, к животным, к птицам, к воде, к земле ,то есть надо беречь всю нашу планету
  4. В заключении звучат стихи А. Прокофьева «Россия» , С. Островсккого «Сказание о Земле»

Д\З – написать отзыв о любом из рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...