Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_dialektika_dushi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 42»  

Тема: Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество». Работа над собой. Нравственное становление личности.

Пятникова Марина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

г. Братск

2012 год

Тема: Л.Н. Толстой «Детство» «Отрочество». Работа над собой. Нравственное становление личности.

        «Характер человека формируется именно в детские годы»

(К.Д.Ушинский)

Цели: 

предметные:

1)  продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;

3)  формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев;

метапредметные:

1)  развивать навыки самоанализа;

2)  развивать речь, память учащихся;

личностные:

1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Ход урока:

Организационный момент.

Мы завершаем знакомство с главами из трилогии Л.Н.Толстого. Сегодня мы познакомимся с последней главой (гл.19) «Отрочество» и ответим на вопрос:

Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество?

Мы ещё раз проанализируем все события, изображённые в отрывках из произведений Л.Н.Толстого и докажем, что характер Николеньки Иртеньева показан в развитии.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Арсения Тарковского «Белый день».

Изучение нового материала.

Комментируемое чтение главы 19

Учитель:

Итак, пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слёз, ошибок и находок, любви и горьких уроков жизни прошла. Наступила пора отрочества.

Давайте вместе прочитаем главу и попытаемся разобраться, чем отрочество, с точки зрения Толстого, отличается от детства?

Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество? Что изменилось в нём?

Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм. Покажите это на примере Николеньки Иртеньева.

Словарик

Диалектика движение, развитие.

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.

Построение структурно-логической схемы (СЛС)

НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ

ДИАЛЕКТИКА ХАРКТЕРА ГЕРОЯ

постоянное внутренне движение/развитие характера

ВНУТРЕННИЕ                                СМЕНА ЧУВСТВ                        НРАВСТВЕННАЯ

ПРОТИВОРЕЧИЯ                                                                        БОРЬБА

 

меняется отношение                       -  высоких и низких                           сопротивление

к ситуации:                                       - радостных и горестных               дурному в себе,

ошибается и тут же                                                                                         не всегда может

ругает себя за - ошибку,                                                                   совладать

- плохие мысли,                                                                                        с «негативным Я»

- плохие поступки        

                

ИСПОВЕДЬ ГЕРОЯ

беспощаден сам к себе

(иронически-уничижительное описание)

Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?

Докажи, что характер Николеньки показан в развитии.

Докажи, что ступенькой взросления Николеньки было понимание им окружающих людей.

                                                         

                        

Построение ассоциограммы:  

Н                                                                                                        П

Е                                                                                                        О                                                

Г                                                                                                        З

А                                                                                                        И

Т                                                                                                        Т

И                                                                                                        И

В                                                                                                        В

Учитель:

Отрочество, по мнению Л.Н.Толстого, это работа не только чувств, но и мысли. Поиск истины, пусть наивный, но очень важный для растущего человека, стремление к уединению, гордость собою и болезненная застенчивость.

В чём вы видите истоки гуманизма Л.Н.Толстого? (Постоянная, неустанная работа над собой, нравственная борьба, которая идёт в герое и писателе, крепнущая сила сопротивления всему дурному, развитие его души, умение остро откликаться на чужое страдание).

Рефлексия

УЧИТЕЛЬ:

Повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852) , «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию. В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н.Толстого.

Что вы узнали на основании прочитанного о детстве и отрочестве Л.Н.Толстого?

Героя произведения зовут не Лёвушка Толстой, и повествование ведётся не от его лица. Как ты можешь это объяснить?

Определи основную тему трилогии.

Есть ли что-то общее в детских воспоминаниях А.И.Герцена и Л.Н.Толстого?

Как и под воздействием чего развивался внутренний мир юного Герцена?

(осмысление исторических событий, влияние окружающих людей).

Как развивался внутренний мир Николеньки Иртеньева?

(внутреннее развитие характера героя (диалектика души) под воздействием самоанализа (рефлексии) и в процессе самовоспитания.

Чем отличаются мемуары от художественного автобиографического повествования? Всегда ли их легко различить? (и там, и там рассказ о свое прошлой жизни, о себе; но в мемуарах рассказ о себе  ведётся на фоне исторических событий, а в автобиографической прозе описывается в основном только личная жизнь).

Чтение стихотворения Арсения Тарковского «Белый день»

Определите тему, идею стихотворения.

     

5. Д/З.

1.Чтение с.54-61.

2. Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о Марине Цветаевой (с. 52-54)

Спасибо за урок.

Внутренне «Я»

Николеньки

Иртеньева

Рефлексия

(самоанализ)

ДОБРОТА

РАСКАЯНИЕ

раскаяние

СОЧУВСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

лень

глупое подражание

озлобление

зависть

позёрство

ложь

самовоспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...