Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и музыки по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Класс 5 а

Учитель литературы и русского языка Ионова Н.А ,учитель музыки Зайнутдинова Э.В.

Дата 11.12.12г.

Цели: продолжать формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.
Задачи:
Образовательные:
обучение анализу художественного произведения в единстве с его содержательной и художественной сторон: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
Развивающие:
Развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения;
Развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
Воспитательная:
умение видеть прекрасное и духовное начало в жизни,
умение слушать музыку
Оборудование: диск с записью произведений Грига, презентация к уроку, корзина с шишками, интерактивная доска, рисунки учащихся.
Тип урока: интегрированный урок.

Музыкальный материал: Э. Григ (1843 – 1907).  Концерт для фортепиано с оркестром (мелодия из первой части) видео с участием Э. Гилельса; «Утро»; «Норвежские танцы»;  «Дорога добра» музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина

Методы и приёмы: метод интеграции (литература и музыка), элементы проблемного обучения,  поисковый метод (работа с текстом), беседа.

Ход урока.

Учитель литературы - Сегодня у нас необычный урок: урок литературы и музыки одновременно. Почему такое стало возможно?

Учитель музыки - Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главным действующим лицом в повести. Она звучит во многих повестях К. Г. Паустовского – одного из самых «музыкальных» писателей России. Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не был, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.

Учитель литературы - Итак, сегодняшний урок будет посвящён анализу рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

На примере этого рассказа мы с вами посмотрим, как неразрывно связаны музыка и слово, как искусство влияет на жизнь человека. А в конце урока мы постараемся ответить на вопрос: Чем же должен жить человек?

Взгляните на доску

Чьи портреты вы видите? К кому можно отнести слова «художник и великий музыкант»?

Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте послушаем наших докладчиков, которые поближе познакомят нас с личностями Паустовского и Грига (выступление докладчиков).

Что общего у Паустовского и Грига? Какие качества их объединяют?

А теперь обратимся к рассказу.

С чего начинается рассказ? С кем мы знакомимся в начале рассказа?

 Давайте закроем глаза и представим себе картину, которую рисует нам писатель.

 (Звучит музыка Э.Григ «Утро», ученик выразительно читает отрывок.)

Какие приёмы использует автор при изображении леса?

Учитель музыки - Какие средства выразительности использует композитор, изображая звуки леса, шум прибоя?

Опишите настроение в музыке?

 (печальное, радостное, волнующее,  грустное)

Почему настроение в музыке меняется?

(Музыка отражает изменение состояния природы.)

 Как и в природе, в музыке настроение тоже меняется: то нежное, спокойное, то вдруг порывистое, взволнованное, музыка звучит то громко, ярко- forte, то тихо-рiano. Композитор использует для передачи настроение динамические оттенки.

Учитель литературы - Кого встретил Григ в лесу?

 Прочитайте описание девочки. Какова была её внешность? Посмотрите, какой  увидел Дагни один из художников. У нас в классе тоже есть художник, который увидел Дагки вот так (демонстрация рисунка).

Чем понравилась Дагни Григу?

Какой подарок задумал подарить композитор девочке?

Почему только через 10 лет?

И вот мы оказались в доме композитора. Давайте прочитаем описание дома.

Что было украшением дома? (слайд)  Какие приёмы использует автор при описании рояля? Прочтём описание рояля и послушаем, как он живёт. Посмотрите, как мастерски Паустовский описывает труд рояля. В этом ему помогает ещё один приём. И вы догадаетесь, что это за приём, если я скажу, что в отрывке, который описывает музыку, 149 гласных, 87 звонких согласных и 56 глухих согласных. Конечно же это звукопись.

Итак, Григ пишет произведение, которое будет подарком для Дагни…Что он хотел передать через музыку?

Кто был первыми слушателями Грига? Почему композитор ценил этих слушателей?

Как вы думаете, почему Григ называет себя счастливым человеком? В чём он видит смысл своей жизни? Вспомните, на какой вопрос мы с вами должны ответить в конце урока.

Прошло 10 лет, Дагни выросла…Она изменилась внешне, но изменилась ли она внутренне? Почему она плачет на спектаклях?

Какое чудо случилось на концерте?

Что услышала Дагни в музыке?

Почему Дагни плакала?

Изменилось ли что-то в жизни Дагни за время концерта?

Каков смысл слов «он был за неё спокоен»?

Как вы думаете, как сложится жизнь Дагни? Какие нравственные качества она пронесёт через всю свою жизнь?

Какова была роль композитора Грига в жизни Дагни?

Давайте представим себя на месте Дагни и послушаем музыке великого норвежского композитора.

Слушание и просмотр видеофрагмента

Работа по динамике

Учитель музыки -

Вы, наверное, обратили  внимание на богатую динамику?  

Что такое динамика? /сила звука/

Как развивалась динамика?

В музыке встречается много динамических оттенков:  

pp (пианиссимо) – очень тихо; p ( пиано) – тихо;   mp ( меццо пиано) – не очень тихо.

   f f (фортиссимо) – очень громко; f ( форте) – громко;  mf  ( меццо форте) – не очень громко.

Чтобы обозначить постепенное изменение динамики, музыканты используют:

Крещендо – постепенное усиление звука;

Диминуэндо – постепенное ослабление звука.

 Музыкальное произведение Э.Грига,  о котором мы говорили, называется  «Концерт для фортепиано с оркестром»  

КОНЦЕРТ – в переводе с латинского языка это слово означает соревнование. По-итальянски концерт (concerto) – согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они словно соревнуются один с другим: виртуозная партия солиста противостоит красивому звучанию оркестра. Иногда голоса солиста и оркестра сливаются.

Запишите в тетрадь определение: КОНЦЕРТ -  произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр.

Учитель литературы  - А мы вернёмся с вами к началу нашего урока и теперь попытаемся ответить на вопрос: о ком можно сказать «художник и великий музыкант»? Конечно же, и о Паустовском, и о Григе. Они смогли сделать то, что не под силу каждому человеку: Паустовский рассказал о музыке, что читатель смог её услышать, а Григ своей музыкой смог сказать больше, чем словами. Поэтому они оба и художники, и музыканты. Оба мастера своего дела.

Итак, наш сегодняшний урок был посвящён двум видам искусства: литературе и музыке. А искусство всегда прекрасно, в какой бы форме оно ни выражалось. Но любой ли человек способен увидеть и понять красоту?

Всегда ли можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник?

 Нет,  не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению.

- Если человеческий язык не в силах раскрыть чувства, к чему мы обратимся? Одно из самих лучших человеческих чувств – это доброта. Давай вместе споём песню, которая называется «Дорога Добра».

Итог урока.

Учитель музыки - Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать всё.

Учитель литературы - Так чем же должен жить человек? Как мы ответим на главный вопрос нашего урока?

Верно, человек должен жить, видя, чувствуя, слушая всё прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.

Домашнее задание. Повторить песню; Написать сочинение –миниатюру «Чем должен жить человек»

Список используемой литературы:

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=17491 

http://www.muz-urok.ru/grig.htm 

http://rudocs.exdat.com/docs/index-395981.html

 «Музыка» 5 класс, поурочные планы по учебнику В. В. Алеева, Т. И. Науменко- В.: Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной  фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского ...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Презентация к уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Презентация к интегрированному уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Интегрированный урок по рассказу Э.Сетона-Томпсона "Лобо"

Урок объединяет деятельность учителей литературы, биологии и рисования, помогает наиболее полно и объемно представить изучаемый материал, показывает взаимосвязь нескольких предметов....

Воспитываем «чувство жанра». Интегрированный урок по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» в 8 классе

     Рассказ К. Г. Паустовского «Снег» рекомендован программой для внеклассно­го прочтения в VIII классе. Учащиеся уже познакомились с рассказами писателя «Те­леграмма»...

План-конспект интегрированного урока по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.(ФГОС)

План-конспект интегрированного урока в 5 классе по произведению Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Данный урок - коллективная работа учителей литературы, географии, ОБЖ и педагога-психолога. Урок - ...