Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Кузовлева Ирина Васильевна

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazhnye_zarisovki_v_literature_i_zhivopisi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

« Пейзажные зарисовки в литературе и живописи»

Цель урока:

- закрепить знания учащихся о пейзаже в эпическом произведении;

- дать понятие пейзажа в живописи;

- найти черты сходства и различия пейзажных зарисовок в эпическом и живописном произведениях;

Оформление урока:

Репродукции картин:

В.М. Васнецов «Алёнушка»;

И.И. Левитан «Дуб»;

                                      И.И. Шишкин «Зима».

Запись на доске: «Любование природой есть следствие любви к ней»

                                                              К.Г. Паустовский

Ход урока.

 Вступительное слово учителя: Тема нашего урока сегодня «Пейзажные зарисовки в литературе и живописи». Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли не оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам, и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.

Мы с вами будем говорить о пейзаже в эпическом произведении и произведении живописи.

  1. Что такое пейзаж?

Предполагаемый ответ учащегося:

 Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова даёт  следующее толкование слова пейзаж:

Пейзаж      1) общий вид какой-нибудь местности (Волжский пейзаж);

       2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном   произведении.   (Пейзажи русских   художников   в   произведении Тургенева).

     Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение пейзажа:

Пейзаж (франц. раукае, раук - местность) - описание картины природы в произведении художественной словесности или изобразительного искусства.

     В художественной литературе пейзажи впервые приобретают важную роль в конце XVIII начале XIX веков. В живописи пейзаж появился в VII веке в Китае, в Европе с XVI века.

  1. Какую функцию выполняет пейзаж в произведениях эпического жанра?

Предполагаемый ответ учащихся: Пейзаж в эпическом, произведении воспроизводит особенности местности и является фоном, на котором происходит действие;

раскрывает внутренний мир героя, помогает понять его переживания.

Слово учителя: Недавно на уроке литературы мы закончили изучение повести               И.С. Тургенева «Ася». Как известно, Тургенев был замечательным пейзажистом.

  1. Пожалуйста, приведите примеры из повести, в которых пейзаж является фоном, на котором разворачивается действие; пейзаж помогает понять внутренний мир героя.

/ учащиеся зачитывают отрывки из повести Тургенева «Ася»/

  1. В каком состоянии находится герой и как природа раскрывает его чувства?

Предполагаемый ответ учащихся: Герой счастлив, он влюблен, а вечерний пейзаж с его звездами, теплый ветер, пение соловья поддерживают его чувство, усиливают его. Красота природы сливается с красотой чувства главного героя.

 Слово учителя: Сегодня я хочу познакомить вас с героем романа Л.Н. Толстого «Война и мир» князем Андреем Болконским. На его долю выпало много испытаний, и он решил, что в 31 год жизнь окончена и «запер» себя в деревне.

Учащиеся читают наизусть отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - «Князь Андрей в весеннем лесу …»

  1. Зачем  автор дает описание дуба в весеннем лесу?

Предполагаемый ответ учащихся: Герой разочарован в жизни, и показавшийся ему на глаза дуб, выглядевший корявым и уродливым на фоне цветущей веселой зелени, подтверждает его мысли.

  1. Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой сцене?

Предполагаемый ответ учащихся: В князе Андрее проснулся вкус к жизни, и дуб, который подтвердил и поддержал его грустные мысли, теперь говорил об обратном, он тоже радуется жизни.

  1. Какую еще роль играет эта сцена?
  2. Перед вами картина И.И. Левитана «Дуб». Как вы считаете, можно ли ее считать иллюстрацией к строкам, которые вы только что услышали?
  3. В чем, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?

Предполагаемый ответ учащихся: Писатель словами изображает воображаемые предметы, так как он их себе представляет, а читатель рисует их в своем изображении; художник изображает конкретный предмет, и мы его видим таким, каким его представляет художник.

  1. На уроках литературы вы узнали, что сказка - это эпическое произведение. Вспомните, в каких взаимоотношениях находятся в них человек и природа?

Предполагаемый ответ учащихся: Природа помогает человеку, сочувствует ему. Яблонька укрывает ветками, речка прячет под бережком, месяц указывает дорогу.

Слово учителя: Художник В.М. Васнецов часто в своем творчестве обращался к сказочным мотивам. Не стала исключением и сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Центральный образ картины -одинокая деревенская сиротка Алёнушка. Она сидит на камне возле воды, печально задумавшись над своей горькой судьбой.

Алёнушка, Алёнушка,

                       Задумчивое солнышко,

                       О чем ты опечалилась,

                       О чем ты призадумалась?

                        Как ивушка плакучая,

                        Над озером склонилася.

                        Какое горе горькое

                        С тобою приключилося?

Алёнушка, несомненно, центральный образ картины, но нам более интересен пейзаж.

  1. Какова роль пейзажа на картине В.М.Васнецова «Алёнушка»?

Предполагаемый ответ  учащихся: Прежде всего, пейзаж – это фон, на котором происходит действие. Но пейзаж здесь также способствует раскрытию характера героини, передает состояние ее души.

  1. Еще раз внимательно рассмотрите пейзаж на картине В.М.Васнецова «Алёнушка» и подберите ключевые слова для его описания. Составьте с ними словосочетания.

Слово учителя: Обратимся к миниатюре М.М.Пришвина «Деревья в снегу».

Ученик выразительно читает миниатюру:

Деревья в снегу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что — и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что страшно становится: «Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

  1. Можно ли сказать, что пейзаж, созданный М.М.Пришвиным является описанием картины И.И.Шишкина «Зима»?

Предполагаемый ответ учащихся: Да, можно. На картине И.И.Шишкина  изображен зимний лес. Кругом снежная пороша, деревья засыпаны снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи на людей, надевших  на себя зимние наряды.

  1. Какое настроение вызывают у вас эти пейзажные зарисовки?
  2. Какими средствами этого достигает художник, какими – писатель?

Предполагаемый ответ учащихся: Художник использует определенные краски. Здесь преобладают прозрачные, неяркие краски: белые, голубые. Писатель использует слово, средства художественной изобразительности.

  1. Найдите в тексте М.М.Пришвина эпитеты, сравнения, олицетворения.

Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам выступить в роли писателей. Дома вы работали с картиной И.И.Шишкина «Зима» и создали пейзажные зарисовки для эпического произведения. Прежде чем мы заслушаем ваши работы, вспомним:

  1. Какой формой словесного выражения является пейзаж и что характерно для него?

 Предполагаемый ответ учащихся:  описание; наличие имен прилагательных, причастий, имен существительных; роль глаголов не значительна; средства художественной изобразительности.

 

Учащимися зачитываются свои работы

Слово учителя: Подведем итог. Сегодня на уроке мы сравнивали пейзажи, созданные художниками и писателями. Какие черты сходства и различия вы можете назвать?

Предполагаемый ответ учащихся:

1. Для создания пейзажа художник использует краски, писатель - слова;

2. В живописи и в литературе пейзаж может служить фоном, на котором разворачивается действие, а может быть средством раскрытия характера героя;

3. Писатель рисует картины природы словами - читатель рисует их в своем воображении; художник создает конкретные образы, которыми зритель может любоваться, ничего не додумывая.

Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о пейзаже, показали хорошие знания материала по теме и умение применить свои знания на практике. Закончить урок мне хочется словами нашего земляка, поэта Евгения Зубова.

Великий фокусник - природа!                                

Не удовольствуется малым.                                      

Накроет землю на полгода                                        

Широким снежным покрывалом.                            

Движенье вод, прервав морозом,                            

Пройдя по царству ледяному ,                                

 Все погрузит своим гипнозом                                

 В оцепенение и дрему.                                              

Великий фокусник природа,                                    

Покровы снежные срывая,                                      

Откроет путь зеленым всходам,

Разливу рек, цветенью мая.

Земля, как скатерть-самобранка,

До дней закатных листопада

По туескам, лукошкам, банкам

Свои дары рассыпать рада.

Четыре номера коронных

Зовутся временами года.                                    

Я- твой пожизненный поклонник,

Великий фокусник природа!

Домашнее задание:  Рассмотрите  репродукции картин И.И. Шишкина и  

А.М. Герасимова «Рожь». Напишите  сочинение-рассуждение на тему «Как изобразили рожь два разных художника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс

Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по произведению А.П.ЧЕХОВА «ПАРИ»

Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием технологии критического мышления. Основной приём - чтение с остановками....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...

методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"

Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...