Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazhnye_zarisovki_v_literature_i_zhivopisi.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
« Пейзажные зарисовки в литературе и живописи»
Цель урока:
- закрепить знания учащихся о пейзаже в эпическом произведении;
- дать понятие пейзажа в живописи;
- найти черты сходства и различия пейзажных зарисовок в эпическом и живописном произведениях;
Оформление урока:
Репродукции картин:
В.М. Васнецов «Алёнушка»;
И.И. Левитан «Дуб»;
И.И. Шишкин «Зима».
Запись на доске: «Любование природой есть следствие любви к ней»
К.Г. Паустовский
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Тема нашего урока сегодня «Пейзажные зарисовки в литературе и живописи». Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли не оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам, и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.
Мы с вами будем говорить о пейзаже в эпическом произведении и произведении живописи.
- Что такое пейзаж?
Предполагаемый ответ учащегося:
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее толкование слова пейзаж:
Пейзаж 1) общий вид какой-нибудь местности (Волжский пейзаж);
2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Пейзажи русских художников в произведении Тургенева).
Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение пейзажа:
Пейзаж (франц. раукае, раук - местность) - описание картины природы в произведении художественной словесности или изобразительного искусства.
В художественной литературе пейзажи впервые приобретают важную роль в конце XVIII начале XIX веков. В живописи пейзаж появился в VII веке в Китае, в Европе с XVI века.
- Какую функцию выполняет пейзаж в произведениях эпического жанра?
Предполагаемый ответ учащихся: Пейзаж в эпическом, произведении воспроизводит особенности местности и является фоном, на котором происходит действие;
раскрывает внутренний мир героя, помогает понять его переживания.
Слово учителя: Недавно на уроке литературы мы закончили изучение повести И.С. Тургенева «Ася». Как известно, Тургенев был замечательным пейзажистом.
- Пожалуйста, приведите примеры из повести, в которых пейзаж является фоном, на котором разворачивается действие; пейзаж помогает понять внутренний мир героя.
/ учащиеся зачитывают отрывки из повести Тургенева «Ася»/
- В каком состоянии находится герой и как природа раскрывает его чувства?
Предполагаемый ответ учащихся: Герой счастлив, он влюблен, а вечерний пейзаж с его звездами, теплый ветер, пение соловья поддерживают его чувство, усиливают его. Красота природы сливается с красотой чувства главного героя.
Слово учителя: Сегодня я хочу познакомить вас с героем романа Л.Н. Толстого «Война и мир» князем Андреем Болконским. На его долю выпало много испытаний, и он решил, что в 31 год жизнь окончена и «запер» себя в деревне.
Учащиеся читают наизусть отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - «Князь Андрей в весеннем лесу …»
- Зачем автор дает описание дуба в весеннем лесу?
Предполагаемый ответ учащихся: Герой разочарован в жизни, и показавшийся ему на глаза дуб, выглядевший корявым и уродливым на фоне цветущей веселой зелени, подтверждает его мысли.
- Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой сцене?
Предполагаемый ответ учащихся: В князе Андрее проснулся вкус к жизни, и дуб, который подтвердил и поддержал его грустные мысли, теперь говорил об обратном, он тоже радуется жизни.
- Какую еще роль играет эта сцена?
- Перед вами картина И.И. Левитана «Дуб». Как вы считаете, можно ли ее считать иллюстрацией к строкам, которые вы только что услышали?
- В чем, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?
Предполагаемый ответ учащихся: Писатель словами изображает воображаемые предметы, так как он их себе представляет, а читатель рисует их в своем изображении; художник изображает конкретный предмет, и мы его видим таким, каким его представляет художник.
- На уроках литературы вы узнали, что сказка - это эпическое произведение. Вспомните, в каких взаимоотношениях находятся в них человек и природа?
Предполагаемый ответ учащихся: Природа помогает человеку, сочувствует ему. Яблонька укрывает ветками, речка прячет под бережком, месяц указывает дорогу.
Слово учителя: Художник В.М. Васнецов часто в своем творчестве обращался к сказочным мотивам. Не стала исключением и сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Центральный образ картины -одинокая деревенская сиротка Алёнушка. Она сидит на камне возле воды, печально задумавшись над своей горькой судьбой.
Алёнушка, Алёнушка,
Задумчивое солнышко,
О чем ты опечалилась,
О чем ты призадумалась?
Как ивушка плакучая,
Над озером склонилася.
Какое горе горькое
С тобою приключилося?
Алёнушка, несомненно, центральный образ картины, но нам более интересен пейзаж.
- Какова роль пейзажа на картине В.М.Васнецова «Алёнушка»?
Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, пейзаж – это фон, на котором происходит действие. Но пейзаж здесь также способствует раскрытию характера героини, передает состояние ее души.
- Еще раз внимательно рассмотрите пейзаж на картине В.М.Васнецова «Алёнушка» и подберите ключевые слова для его описания. Составьте с ними словосочетания.
Слово учителя: Обратимся к миниатюре М.М.Пришвина «Деревья в снегу».
Ученик выразительно читает миниатюру:
Деревья в снегу.
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что — и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что страшно становится: «Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
- Можно ли сказать, что пейзаж, созданный М.М.Пришвиным является описанием картины И.И.Шишкина «Зима»?
Предполагаемый ответ учащихся: Да, можно. На картине И.И.Шишкина изображен зимний лес. Кругом снежная пороша, деревья засыпаны снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи на людей, надевших на себя зимние наряды.
- Какое настроение вызывают у вас эти пейзажные зарисовки?
- Какими средствами этого достигает художник, какими – писатель?
Предполагаемый ответ учащихся: Художник использует определенные краски. Здесь преобладают прозрачные, неяркие краски: белые, голубые. Писатель использует слово, средства художественной изобразительности.
- Найдите в тексте М.М.Пришвина эпитеты, сравнения, олицетворения.
Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам выступить в роли писателей. Дома вы работали с картиной И.И.Шишкина «Зима» и создали пейзажные зарисовки для эпического произведения. Прежде чем мы заслушаем ваши работы, вспомним:
- Какой формой словесного выражения является пейзаж и что характерно для него?
Предполагаемый ответ учащихся: описание; наличие имен прилагательных, причастий, имен существительных; роль глаголов не значительна; средства художественной изобразительности.
Учащимися зачитываются свои работы
Слово учителя: Подведем итог. Сегодня на уроке мы сравнивали пейзажи, созданные художниками и писателями. Какие черты сходства и различия вы можете назвать?
Предполагаемый ответ учащихся:
1. Для создания пейзажа художник использует краски, писатель - слова;
2. В живописи и в литературе пейзаж может служить фоном, на котором разворачивается действие, а может быть средством раскрытия характера героя;
3. Писатель рисует картины природы словами - читатель рисует их в своем воображении; художник создает конкретные образы, которыми зритель может любоваться, ничего не додумывая.
Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
Слово учителя: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о пейзаже, показали хорошие знания материала по теме и умение применить свои знания на практике. Закончить урок мне хочется словами нашего земляка, поэта Евгения Зубова.
Великий фокусник - природа!
Не удовольствуется малым.
Накроет землю на полгода
Широким снежным покрывалом.
Движенье вод, прервав морозом,
Пройдя по царству ледяному ,
Все погрузит своим гипнозом
В оцепенение и дрему.
Великий фокусник природа,
Покровы снежные срывая,
Откроет путь зеленым всходам,
Разливу рек, цветенью мая.
Земля, как скатерть-самобранка,
До дней закатных листопада
По туескам, лукошкам, банкам
Свои дары рассыпать рада.
Четыре номера коронных
Зовутся временами года.
Я- твой пожизненный поклонник,
Великий фокусник природа!
Домашнее задание: Рассмотрите репродукции картин И.И. Шишкина и
А.М. Герасимова «Рожь». Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как изобразили рожь два разных художника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс
Методическая разработка урока «Квадратный корень из произведения и дроби» 8 класс...
Методическая разработка урока по теме: «Искусство, музыка и литература англоговорящих стран» на базе произведения О.Уайльда «Великан-эгоист»
конспект урока+презентация...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по произведению А.П.ЧЕХОВА «ПАРИ»
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием технологии критического мышления. Основной приём - чтение с остановками....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...
методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"
Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....
Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»
Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...