"Путешествие в мир звуков и красок русской поэзии 19 века"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Абдреева Марина Павловна

Урок литературы в 5 классе по произведениям поэтов 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_v_mir.zip9.61 КБ

Предварительный просмотр:

      Этап урока

Время

Мин.

Содержание учебного материала

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент

2.Мотивационный этап

3.Этап целеполагания

4.Этап проблемно-диалогического  общения

5.Рефлексия

6.Итог урока

1

2

2

8

1

8

1

8

1

8

2

2

1

- Что такое для вас осень,  зима, весна,лето?

- А как вы думаете, что такое осень, зима, весна, лето для поэта?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня отправимся в путешествие в мир звуков и красок русской поэзии 19 века. (слайд 1   )

-Что вы сможете узнать в этом путешествии?( с помощью чего поэты передают в своих стихах краски природы; как поэты в стихах передают звуки природы)

- Жизнь природы определяется сменой времён года. Этот цикл: лето, осень, зима, весна – вечен. Что в этом круге считать первым? (весна, зима, так как зимой Новый год)

- Наши предки считали, что точкой отсчёта является весна. Недаром её называют утром года. И мы наше путешествие начнём с весны.

- Охарактеризуйте своё весеннее настроение по словарю настроений (слайд 2 ).

А вот как передаёт своё весеннее настроение Фёдор Иванович Тютчев. (ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима не даром злится»)

- Какими словами из нашего словаря можно передать настроение Ф.И.Тютчева?

- Совпало оно с вашим настроением?

- А какие звуки вы услышали в стихах Тютчева?

- П.И.Чайковский в своём музыкальном цикле «Времена года» услышал такие звуки весны. (звучит  пьеса П.И.Чайковского «Апрель»)

- Что вы слышите в этих звуках музыки?

- Какая картина предстаёт в вашем воображении при чтении этих строк?

- Представьте, что вы художники и рисуете картины к этим стихам, какие вы используете краски?

- Приход весны изобразил на своей картине Исаак Левитан «Весна – большая вода. (слайд 3)

- Что вы можете сказать о красках, которые использовал художник?

- Художник использует краски, композитор – ноты, а что использует поэт для передачи звуков и красок? (слова)

- А как называются эти особенные слова?  (Изобразительно-выразительные средства)

- Какие изобразительно-выразительные средства использует Тютчев в своих стихотворениях? (противопоставления, олицетворения, эпитеты)

1.Использование музыкального фрагмента

- Вслушайтесь в музыку , что вы слышите? (П.И.Чайковский. Июль)

 

2.Продолжение диалога

- Какое время года продолжит наше путешествие? (лето)

- И поможет в этом стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» (чтение стихотворения учениками)

- Сколько предложений включает в себя это стихотворение? (в стихотворении два предложения)- Какова роль знаков препинания в этом стихотворении? (первое предложение заканчивается восклицательным знаком, поэт передаёт этим знаком звук грома)

- С помощью какого приёма создаётся ощущение, что мы слышим грохот бурь и шум дубравы? (звукопись, аллитерация: «р» - грохот бурь, прах, гроза, лазурь и т.д.; шипящие – летучий, нахлынувшая, тучей, набежит, совещаясь и т.д..)

- Посмотрите, как изобразил летнюю грозу художник                                          

(слайд 4)

- Какие строчки стихотворения Тютчева перекликаются с этой картиной?

3.Минутка релаксации:

-

4.Продолжение диалога

-

- Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

А.С.Пушкин любил в осени буквально всё. Он писал: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Поэтому наше путешествие по осени продолжит стихотворение А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил…» (ученик читает стихотворение)

- Какая картина предстает в вашем воображении? (опавшие листья, голые деревья, опустевшие поля)

- Какие необычные слова вы услышали? (багрец)

Словарная работа со словом БАГРЕЦ.

- А сейчас представим, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению, какие краски вы используете? (это будут   краски: коричневый, серый, бурый, оранжевый, жёлтый, багряный, серо-голубой)

- Осень вдохновила не только поэтов, но и художников. Перед вами картина И.Шишкина «Осень». Она написана удивительно ярко, трогательно, правдиво. (слайд 5)

- какие слова из словаря настроений вы выберете, чтобы передать своё осеннее настроение? 5.Использование музыкального фрагмента

- Закройте глаза и послушайте музыку Какая картина предстаёт вашему воображению? (П.И.Чайковский. «На тройке» 6.Продолжение диалога

- Почему вы себе представляете именно эту картину? Какие звуки вам в  этом помогают? ( мы слышим звук колокольчика и в нашем воображение возникает тройка, которая мчится по зимней дороге)

- Давайте теперь понаблюдаем, как передали картины и звуки зимы в своих стихотворениях поэты.

Чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне»

- Каково настроение стихотворения? Какие приёмы передают нам это настроение?

Чтение стихотворения И.З.Сурикова «Зима».

- Каково значение ритма в этом стихотворении?

- Какие художественные приёмы помогают созданию картины зимы? (эпитеты: пушистый, тёмный, чудной, крепкой; сравнения: точно пеленою, что шапкой принакрылся чудной; олицетворение)

- А какие слова из словаря настроения помогают вам передать ваше зимнее настроение?(слайд 6) 7.Подведение итогов работы.

-Наше сегодняшнее путешествие в волшебный мир русской поэзии завершается. Из каждого путешествия люди привозят сувениры, наблюдения и впечатления.

- Ваши впечатления от нашего путешествия. (дети поднимают смайлики, объясняют свой выбор)

- У каждого человека своё любимое время года. Мы сегодня слушали музыку, рассматривали картины, читали стихотворения. Удалось вам услышать или увидеть что-то новое, на что раньше вы не обращали внимание?

- В качестве сувениров, ваши оценки за урок.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение о своём любимом времени года.

Спасибо за вашу работу!

 

.

                             

 

               

Коллективная

Коллективная

Групповая

Коллективная

Коллективная

Групповая

Коллективная

Коллективная

Приветствует учащихся.

Способствует созданию эмоционального настроя

Предлагает  форму проведения урока,

Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

Воздействует на эмоционально-чувственную сферу обучающихся

Предоставляет опорную схему

Помогает в выработке алгоритма действий по опорной схеме

Моделирует проблемную ситуацию

Создаёт духовное поле урока

Стимулирует

активность и познавательную инициативу ребенка

Способствует приобщению учащихся к поэтическому искусству

Способствует снятию эмоционального напряжения

Воздействует на эмоционально-чувственную сферу обучающихся

Способствует  возникновению свободного открытого диалога

Воздействует  на эмоционально-чувственную сферу средствами музыкального искусства

Способствует  возникновению свободного открытого диалога

Анализирует результаты учебного сотрудничест

ва

Приветствуют, проверяют готовность

Формулируют  познавательные цели

Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию

Работают с книгой

Соблюдают правила речевого этикета

Логично и последовательно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства

Воспринимают на слух поэтическое произведение

Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию

Выражают свои мысли чувства.

конструируют устное высказывание

Участвуют в минуте релаксации

Воспринимают на слух поэтическое произведение

Ведут устное рассужде

ние, выражают своё отноше

ние к прочитанному

Воспринимают на слух поэтическое произведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Презентация по Серебряному веку русской поэзии

Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Урок Единство звуков и красок в живописи, поэзии и музыке Серебряного века

Интегрированный урок литературы и МХК. Использованы произведения А.Лентулова, А. Скрябина, Б. Пастернака....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...