"Путешествие в мир звуков и красок русской поэзии 19 века"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе по произведениям поэтов 19 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir.zip | 9.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время Мин. | Содержание учебного материала | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Оргмомент 2.Мотивационный этап 3.Этап целеполагания 4.Этап проблемно-диалогического общения 5.Рефлексия 6.Итог урока | 1 2 2 8 1 8 1 8 1 8 2 2 1 | - Что такое для вас осень, зима, весна,лето? - А как вы думаете, что такое осень, зима, весна, лето для поэта? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня отправимся в путешествие в мир звуков и красок русской поэзии 19 века. (слайд 1 ) -Что вы сможете узнать в этом путешествии?( с помощью чего поэты передают в своих стихах краски природы; как поэты в стихах передают звуки природы) - Жизнь природы определяется сменой времён года. Этот цикл: лето, осень, зима, весна – вечен. Что в этом круге считать первым? (весна, зима, так как зимой Новый год) - Наши предки считали, что точкой отсчёта является весна. Недаром её называют утром года. И мы наше путешествие начнём с весны. - Охарактеризуйте своё весеннее настроение по словарю настроений (слайд 2 ). А вот как передаёт своё весеннее настроение Фёдор Иванович Тютчев. (ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима не даром злится») - Какими словами из нашего словаря можно передать настроение Ф.И.Тютчева? - Совпало оно с вашим настроением? - А какие звуки вы услышали в стихах Тютчева? - П.И.Чайковский в своём музыкальном цикле «Времена года» услышал такие звуки весны. (звучит пьеса П.И.Чайковского «Апрель») - Что вы слышите в этих звуках музыки? - Какая картина предстаёт в вашем воображении при чтении этих строк? - Представьте, что вы художники и рисуете картины к этим стихам, какие вы используете краски? - Приход весны изобразил на своей картине Исаак Левитан «Весна – большая вода. (слайд 3) - Что вы можете сказать о красках, которые использовал художник? - Художник использует краски, композитор – ноты, а что использует поэт для передачи звуков и красок? (слова) - А как называются эти особенные слова? (Изобразительно-выразительные средства) - Какие изобразительно-выразительные средства использует Тютчев в своих стихотворениях? (противопоставления, олицетворения, эпитеты) 1.Использование музыкального фрагмента - Вслушайтесь в музыку , что вы слышите? (П.И.Чайковский. Июль)
2.Продолжение диалога - Какое время года продолжит наше путешествие? (лето) - И поможет в этом стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» (чтение стихотворения учениками) - Сколько предложений включает в себя это стихотворение? (в стихотворении два предложения)- Какова роль знаков препинания в этом стихотворении? (первое предложение заканчивается восклицательным знаком, поэт передаёт этим знаком звук грома) - С помощью какого приёма создаётся ощущение, что мы слышим грохот бурь и шум дубравы? (звукопись, аллитерация: «р» - грохот бурь, прах, гроза, лазурь и т.д.; шипящие – летучий, нахлынувшая, тучей, набежит, совещаясь и т.д..) - Посмотрите, как изобразил летнюю грозу художник (слайд 4) - Какие строчки стихотворения Тютчева перекликаются с этой картиной? 3.Минутка релаксации: - 4.Продолжение диалога - - Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. А.С.Пушкин любил в осени буквально всё. Он писал: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Поэтому наше путешествие по осени продолжит стихотворение А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил…» (ученик читает стихотворение) - Какая картина предстает в вашем воображении? (опавшие листья, голые деревья, опустевшие поля) - Какие необычные слова вы услышали? (багрец) Словарная работа со словом БАГРЕЦ. - А сейчас представим, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению, какие краски вы используете? (это будут краски: коричневый, серый, бурый, оранжевый, жёлтый, багряный, серо-голубой) - Осень вдохновила не только поэтов, но и художников. Перед вами картина И.Шишкина «Осень». Она написана удивительно ярко, трогательно, правдиво. (слайд 5) - какие слова из словаря настроений вы выберете, чтобы передать своё осеннее настроение? 5.Использование музыкального фрагмента - Закройте глаза и послушайте музыку Какая картина предстаёт вашему воображению? (П.И.Чайковский. «На тройке» 6.Продолжение диалога - Почему вы себе представляете именно эту картину? Какие звуки вам в этом помогают? ( мы слышим звук колокольчика и в нашем воображение возникает тройка, которая мчится по зимней дороге) - Давайте теперь понаблюдаем, как передали картины и звуки зимы в своих стихотворениях поэты. Чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» - Каково настроение стихотворения? Какие приёмы передают нам это настроение? Чтение стихотворения И.З.Сурикова «Зима». - Каково значение ритма в этом стихотворении? - Какие художественные приёмы помогают созданию картины зимы? (эпитеты: пушистый, тёмный, чудной, крепкой; сравнения: точно пеленою, что шапкой принакрылся чудной; олицетворение) - А какие слова из словаря настроения помогают вам передать ваше зимнее настроение?(слайд 6) 7.Подведение итогов работы. -Наше сегодняшнее путешествие в волшебный мир русской поэзии завершается. Из каждого путешествия люди привозят сувениры, наблюдения и впечатления. - Ваши впечатления от нашего путешествия. (дети поднимают смайлики, объясняют свой выбор) - У каждого человека своё любимое время года. Мы сегодня слушали музыку, рассматривали картины, читали стихотворения. Удалось вам услышать или увидеть что-то новое, на что раньше вы не обращали внимание? - В качестве сувениров, ваши оценки за урок. Домашнее задание. Выучить стихотворение о своём любимом времени года. Спасибо за вашу работу!
.
| Коллективная Коллективная Групповая Коллективная Коллективная Групповая Коллективная Коллективная | Приветствует учащихся. Способствует созданию эмоционального настроя Предлагает форму проведения урока, Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Воздействует на эмоционально-чувственную сферу обучающихся Предоставляет опорную схему Помогает в выработке алгоритма действий по опорной схеме Моделирует проблемную ситуацию Создаёт духовное поле урока Стимулирует активность и познавательную инициативу ребенка Способствует приобщению учащихся к поэтическому искусству Способствует снятию эмоционального напряжения Воздействует на эмоционально-чувственную сферу обучающихся Способствует возникновению свободного открытого диалога Воздействует на эмоционально-чувственную сферу средствами музыкального искусства Способствует возникновению свободного открытого диалога Анализирует результаты учебного сотрудничест ва | Приветствуют, проверяют готовность Формулируют познавательные цели Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию Работают с книгой Соблюдают правила речевого этикета Логично и последовательно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства Воспринимают на слух поэтическое произведение Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию Выражают свои мысли чувства. конструируют устное высказывание Участвуют в минуте релаксации Воспринимают на слух поэтическое произведение Ведут устное рассужде ние, выражают своё отноше ние к прочитанному Воспринимают на слух поэтическое произведение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Презентация по Серебряному веку русской поэзии
Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Урок Единство звуков и красок в живописи, поэзии и музыке Серебряного века
Интегрированный урок литературы и МХК. Использованы произведения А.Лентулова, А. Скрябина, Б. Пастернака....
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...