МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ "М.Ю. ЛЕРМОНТОВ "БОРОДИНО"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Мультимедийный урок по литературе
"М.Ю. Лермонтов "Бородино"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока
Предмет: литература
УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература 5 класс»
Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Класс: 5 класс
Автор урока (Ф.И.О., должность): Бражникова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 97
Тип урока: мультимедийный урок
Оснащение урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран, динамики
Цели урока:
- Продолжить работу по обучению выразительному чтению стихотворного текста;
- Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;
- Воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к нашей истории.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
На предыдущем уроке, ребята, мы с вами познакомились с гениальным русским писателем и поэтом М.Ю. Лермонтовым, с его творчеством. За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его произведений относится стихотворение «Бородино».
3. Историческая справка о событиях 1812 года
Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино в 124 км. от Москвы произошло генеральное сражение Отечественной войны. Оно вошло в историю как Бородинское.
Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит всей России.
Сломить русское войско не удалось. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.
Москва была оставлена русскими, Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна Россией, закончилась она в 1814 г. в Париже.
4. Анализ стиха
Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году к 25-ой годовщине Бородинского сражения. Долгое время считалось, что победа над французами - это заслуга военачальников: полководцев и генералов. Лермонтов же решил показать правду войны со слов участника этой битвы.
А сейчас прослушаем стихотворение «Бородино» в исполнении народного артиста России А. Пожарова. Слушаем, ребята, внимательно, улавливаем нужную интонацию.
5. Беседа по произведению
1) Ребята, все ли слова вам были понятны?
- бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
- добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
- картечь - артиллерийский снаряд.
- драгун - солдат или офицер кавалерии.
- улан - солдат или офицер легкой конницы.
- кивер - высокий головной убор у военных.
- лафет - станок, на который укрепляется пушка.
- редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
2) Какие чувства вы испытывали, прослушав стихотворение?
3) Почему поэт назвал свое произведение «Бородино»?
4) Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа.
5) Что заставило молодого солдата задать вопрос:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром, французам отдана?
6) Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?
7) Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?
8) Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого
воина? С какой целью автор вводит в текст подобные слова?
9) Сравните поведение перед решающим боем русских и французских войск. Чем можно обосновать поведение противников?
10) Со слов «И только небо засветилось...» начинается описание боя. Каким вы увидели этот бой? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
11) Опишите картины, поразившие вас.
12) Какую оценку вы дадите исторической битве под Бородино?
6. Физминутка
7. Произведение глазами художников
Ко многим литературным и историческим произведениям художниками создаются иллюстрации, рисунки и картины.
Сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации художников и сравним их с текстом стихотворения.
8. Домашнее задание
- Нарисовать свои иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста.
- Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-14474-1572373977.jpg)
мультимедийный урок-соревнование "Страны и континенты"
Данный урок разработан в качестве обобщающего для уч-ся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка по курсу Верещагиной И.Н.Урок включает в себя работу с мультимедийной картой "Страны и к...
Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"
Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-22699-1638671482.jpg)
Мультимедийный урок Двигатель внутренего сгорания
Мультимедийная разработка урока по общему устройству ДВС.Материал изучается на первом году обучения в 10-м классе по программе подготовки водителей категорий "В" и "С". Кратко представлены устройство,...
Мультимедийный урок математики по теме "площадь прямоугольника"
Урок посвященный теме "площадь прямоугольника" с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49513.jpg)
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-43217-1357829845.jpg)
Мультимедийное пособие по литературе "Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Характер как двигатель сюжета".
Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла?...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507559-1414329352.jpg)
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....