Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, оборвать эту песню – лишить себя самой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Всё меньше –

                 окружающей природы.

Всё больше –

                   окружающей среды».

Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту, - литература.

Класс: 8

Количество участников: 23

Возраст: 13 - 14 лет

Время работы над проектом: 4 недели

Режим работы: внеурочная деятельность

Проект: групповой

Вид проекта: исследовательский

Продукт:  Буклет, Презентация, Творческая работа

Цель: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, оборвать эту песню – лишить себя самой жизни.

Этапы работы над проектом:

  1. Постановка проблемы
  2. Сбор и анализ информации
  3. Составление плана решения проблемы

4. Осуществление проекта

5.Презентация и защита проекта

Выбор проблемы

Неужто берёза – калека,

Склонившись к последней реке,

Последнего человека

Увидит в её кипятке?

                                Е.Евтушенко

Человеческое общество, стремительное развитие которого за последние годы привело к ряду качественных изменений во всех сферах жизни, превратилось в силу, способную оказать воздействие на само существование биосферы Земли. Воздействие общества на природу приобретает всеобъемлющий, глобальный характер, достигая самых глубинных естественных связей. Люди сознательно выбирают цель деятельности. А всегда ли нам ведомы последствия, которыми чревато каждое наше действие по отношению к природе? История свидетельствует – нет.

Невольно напрашивается вопрос: стоило ли в трудах и  муках взбираться миллиарды лет вверх по лестнице жизни для того, чтобы, даже не достигнув вершины, уничтожить её в считанные годы?  Разум человека не может смириться с таким исходом, его чувства – тем более.

Перед нами встал вопрос: как мастера слова интуитивно, на эмоциональном уровне, нередко задолго до первых грозных результатов безжалостного наступления человека на природу, предрекали тяжёлые, необратимые последствия этих действий.

Учитывая то, что программа по литературе не предполагает изучение проблем экологии языком художественных произведений, мы приняли решение создать проект «Всё меньше –  окружающей природы. Всё больше –                   окружающей среды».

Проблемы экологии языком художественной литературы

Собранный нами материал может пригодиться учащимся, которые интересуются художественной литературой на экологическую тему, всем, кому небезразлична  судьба планеты Земля. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, М Х К  или внеклассным мероприятиям.

Актуальность

                                     

                                   

Выявив проблему (как мастера слова интуитивно, на эмоциональном уровне, нередко задолго до первых грозных результатов безжалостного наступления человека на природу, предрекали тяжёлые, необратимые последствия этих действий), изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как в ХХI веке наступление человека на первооснову своего существования резко усилилось. Его деятельность во многом напоминает поведение раковых клеток в организме. Эта зловещая аналогия призвана подчеркнуть мысль, которая становиться всё более очевидной в ХХI веке – победа человека неотвратимо обернётся уничтожением породившей его среды обитания, вне которой он существовать не может.  А это значит, что проблемы экологии всегда будут находить сильнейший отклик в  сердцах всех людей планеты.

План сбора информации

1. Посещение библиотеки, выбор книг по теме «Проблемы экологии языком художественной литературы».

 

2.Обзор Интернет ресурсов.

3.Обзор публикаций газет и журналов.

Выбор продукта

Продуктом нашего проекта станут: буклет, презентация, творческая работа по теме.

План решения проблемы

1.Конференция «Всё меньше –  окружающей природы. Всё больше –                   окружающей среды».

2.Творческая работа «Очей очарованье»

3. Подготовка презентации по теме:

  «Природа и человек на полотнах русских художников»,

 4. Оформление буклета «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен…».

Определение необходимых средств

Энциклопедии, компьютер, произведения русских поэтов и художников.

Памятка – инструкция

Чтобы проектная работа была успешной, нужно:

1.Работать с полной отдачей

2.Помогать друг другу

3.Чувствовать ответственность за результат совместной работы.

4.Планировать свою работу

5.Обсуждать подготовленный материал

6.Подготовить презентацию проекта

7.При подведении итогов быть сдержанным, объективным.

Организация работы

Форма работы – индивидуально - групповая.

                                                     Деление на группы

1.  Тема «Поэты»                                                     1группа.

2. Тема «Художники»                                             2 группа.

 3.Творческие работы на экологическую тему  1. Соколова Анна

                                                                                2.Нойкова Елизавета

Осуществления плана действий

 «Всё меньше –  окружающей природы. Всё больше –                      окружающей среды».

1. Проблемы экологии языком поэзии

         

          По данной теме мы собрали следующий материал.

Среди миллионов разновидностей живых существ человек – единственное существо, наделённое разумом. Это налагает на него ответственность за всё сущее в мире – живое и неживое. Между тем в общественном сознании укоренилось убеждение, что человек есть высшая форма материи, центр мирозданья и мера всех вещей. Это убеждение в ХХI веке приобрело абсолютный характер: целью нашей цивилизации провозглашается удовлетворение постоянно растущих потребностей человека.

Следуя этим пагубным путём, многие поколения людей в течение тысячелетий повсеместно отравляют среду обитания, разрушают естественные природные связи. Первыми интуитивную, подсознательную тревогу о судьбе природы проявили поэты, художники, музыканты. В созданных ими образах не всегда отражён процесс губительного воздействия человека на окружающий мир. Порой в их произведениях нет человека, - он «за кадром», но уже видны разрушительные следы его деятельности или угадываются тяжёлые последствия покорения человеком природы.

Примером страстно выраженного понимания глубокого и гармоничного единства человека и природы служит стихотворение Е.А.Баратынского  «Приметы»: образное, яркое изображение заботы природы о некогда слабом и беспомощном человеке и его благодарного отношения к ней:

Покуда природу любил он, она
      Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
      Язык для него обретала.

Одновременно это стихотворение – гневная отповедь рационализму, возобладавшему в отношении человека к природе:

Но, чувство презрев, он доверил уму;
      Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему,
      И нет на земле прорицаний.

Неясная тревога ощущается в лирических стихах Ф.И.Тютчева. Поэт интуитивно понимает уязвимость мира природы. Его глубокопечалит противоборство созидательных и разрушительных сил. Признание слабости и беспомощности человека перед природными силами, необоснованность его претензий на господство над миром нашло отражение в его стихах «Дым», «Пожары»:

Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки опустя,
Человек стоит уныло –
Беспомо́щное дитя.

Сходные мотивы присутствуют в творчестве А.К.Толстого, который пишет о бренности и конечности земного бытия человека и необоснованности его стремлений занять центральное место в картине природы.

Наблюдая мир подавленной природы, безудержное стремление человека к установлению господства над ней, предчувствует грядущую расплату С.А.Есенин.

Беспомощной перед человеком предстаёт природа в его стихах «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».

Недоумение и растерянность от ощущения необратимости происходящих в природе изменений в результате деятельности человека находят отражение в поэзии М.Дудина:

                                            Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем …

Судорожное, почти публицистическое предостережение против потребительского отношения к природе – стихи А.Вознесенского. Он тонко чувствует нюансы надвинувшейся дисгармонии:

Тишины хочу, тишины...

Настоящее - неназываемо.

Надо жить ощущением, цветом.

2. Проблемы экологии языком живописи

Экологические мотивы не могли возникнуть в древнем искусстве по вполне понятной причине – этой проблемы тогда просто не существовало, а сам человек ощущал себя частицей природы. Однако уже с эпохи позднего возрождения на полотнах живописцев начинает угадываться тревога за чрезмерное вторжение человека в природу. В ХIХ веке обозначились собственно экологические мотивы.

Мысль о беспомощности человека перед силами природы передана в картине Ф.А.Васильева «Оттепель». Художник подчёркивает зависимость человека от природы, его бессилие перед ней.

Запустение и неухоженность пейзажа видим мы на картине И.И.Левитана «Саввинская слобода перед Звенигородом». Результаты деятельности человека (жилище, улица) выступают здесь как фактор, нарушающий гармонию природы. Чувство неясной тревоги выразил Левитан в своей картине «Владимирка». Бесконечная даль, в которой теряется дорога, навевает ощущение, что дорога непростая, что с ней связано нечто тягостное для человека. Продолжает тему картина «У омута». Ветхость, заброшенность плотины, ненадёжность перехода по скользким брёвнам. Общий сумеречный тон полотна, хмурое вечернее небо. Исчезающая, словно прячущаяся в кустах, тропинка. Недобрая тишина и тревожная настороженность. Художник сознательно создаёт ощущение «гиблого места» и того, что оно – творение человеческих рук.

Обеспокоенность будущим человечества прослеживается в картине А. Васнецова «Кама». Простор и размах, мощь природы – первоосновы жизни и фрагмент безжалостного, потребительского вмешательства человека в её гармоничный мир. Художник встревожен разрушительными последствиями деятельности человека, отсюда подспудное опасение, что фрагмент этот будет расширен, что вся Земля подвергнется такому разрушению.

Глубоким философским смыслом наполнена картина К.А.Коровина «Сарай». Бросается в глаза резкий контраст между жизнью леса, который выражает природную силу вечного обновления и не нуждается в человеке, и ненужностью забытого, отслужившего своё, сарая, некогда возведённого на опушке леса. Конечность бытия человека, его дел и вечность природы – такова основная мысль художника.

Аналогичные мотивы присутствуют в картине В.Серова «Октябрь. Домотканово»: та же убогость и скудость результатов человеческой деятельности. Неслучаен выбор художником времени года. Осеннее увядание природы подчёркивает зависимость человека от её животворящей силы.

3.Презентация «Природа и человек на полотнах русских художников», прилагается.

4.Буклет «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен…».

 прилагается.

Выводы

Проблемы экологии достаточно актуальны в наши дни. И в поэзии, и в живописи находит отражение осознание людьми того факта, что природа из храма всё больше превращается в мастерскую. Причём глубокие изменения присходят как в организации жизни, так и в душе человека. Он привыкает к мысли о том, что он – царь природы, властелин мира, а природа предназначена прежде всего для удовлетворения всё новых и новых его потребностей. И только искусство способно будить его совесть, взывать к разуму. У человечества осталось мало времени, чтобы понять, что природные ценности несоизмеримо выше всех прочих благ прогресса. Может быть, искусство поможет нам использовать последний шанс.

Заключение

Помощь в выполнении проекта нам оказывали:

Добрынина А.А. – учитель русского языка и литературы;

Список литературы, использованной при разработке проекта:

  1. Баратынский Е.А. Стихотворения. М. – 1978.
  2. Вознесенский А. Стихотворения и поэмы. М. -1991.
  3. Дудин М. Стихотворения. М.- 1982.
  4. Есенин С. Собрание сочинений в 3 –томах. М. – 1983.
  5. Степанов В.Р., Кузнецова Л.В. Проблемы экологии  - языком искусства. Чебоксары – 1993.
  6. Толстой А.К. Колокольчики мои…М. – 1978.
  7. Тютчев Ф.И. Избранное М. -1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

окружающая среда, проблемы экологии

данный урок может использоваться как обобщающий по теме окружающая среда. В ходе урока реализуется проектная деятельность учащихся....

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....

Проблемы экологии языком живописи

Начиная с эпохи позднего возрождения на полотнах живописцев начинает угадываться тревога за чрезмерное вторжение человека в природу. В ХIХ веке обозначились собственно экологические мотивы...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»

Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...

Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....

Внеклассное мероприятие "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!"

Цель мероприятия:-углубление экологических знаний обучающихся;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за в...

Все меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды

Любите ли вы природу так, как люблю её я, как её нужно любить? До самого донца души, до трепета сердечного при виде первой маленькой зеленой травиночки после долгой зимней стужи. До перехватывающего д...