Разработка урока по роману В.Набокова "Машенька" "Сладчайший, но лукавый слух" родины
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Туткина Светлана Борисовна

Урок изучения нового материала, знакомство с жизнью и творчеством писателя. Урок с использованием элементов критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_nabokova.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по творчеству В. Набокова в 11 классе

Учитель Туткина С.Б.

Тема: «…Сладчайший, но лукавый слух» родины (роман В.Набокова «Машенька»)

Цель: 1) познакомить с жизнью и творчеством Владимира Набокова, его романом «Машенька»;

2) развивать навыки работы с учебником, с текстом, сопоставительного анализа;

3) воспитывать интерес к личности и творчеству В. Набокова.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: поисковый.

Оборудование: портреты писателя, словарь Даля (иллюстрированный),                                                                                               слайдовая презентация.

Наш дом на чужбине случайной,

где мирен изгнанника сон,                    

как ветром, как морем, как тайной,

           Россией всегда окружен.                  

В. Набоков

Ничего не вернуть

И зачем возвращать?

Разучились любить.

Разучились прощать.

Забывать никогда не научимся…

Г. Иванов

Ход урока.

  1. Этап «Вызов»

На доске: топор, ропот, мат, там, тут.

С.р. энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.

Тамаринские сады – Матюхинская улица.

Т.л. Что это за слова? Называются они палиндромы (или перевертыши, как сообщает советский энциклопедический словарь).

Слово учителя: О чем говорил «Талантливый пустопляс» (А. Куприн)? «Человек весьма одаренный, но внутренне бесплодный» (Б. Зайцев). Бунин с трудом выносил его, но позднее переменил свое к нему отношение.

Это можно было понять: кому много дано, с того много и спрашивалось. Мир сотрясали конфликты, а Набоков отвергал реальность. Читатель его, если верить автору, и не занимал.

Чтение цитаты: «Зачем я вообще пишу? Чтобы получит удовольствие, чтобы преодолевать трудности. Я не преследую при этом никаких социальных целей, не внушаю никаких моральных уроков… Я просто люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Девиз Набокова – эстетическое служение искусству.  Писал он и на русском, и на английском языках. В русской литературе занимает особое место. Его творчество принадлежит американской и русской культуре, он открыл для Запада русских классиков, особенно творчество А.С. Пушкина.

Только на русском языке он написал 8 романов, несколько десятков рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес

С.р. Так откуда же родом этот человек, которого можно назвать космополитом – человеком мира?

2. Этап «Осмысление»

Задание классу: 1. По ходу рассказа учащихся (вариант: учителя, показа слайдов) составить опорную схему жизни и творчества писателя (вариант: схему-рисунок).

 Вариант: читая стр. 228-230 составить хронологическую таблицу (работа на 8-10 минут).

                       1899г. 10-22 апреля – родился. Отец – Владимир Дмитриевич, потомок обрусевшего татарского князя Набок Мурзы, юрист. Матушка – Елена Ивановна Рукавишникова, дочь сибирского золотопромышленника.

        Образование получил домашнее. Был наделен цветным слухом.

«Черно-бурая группа»: А, О, Г, Ж, красная – Б, розовая – М, Желтая – Е. Отец обнаружил лет в шесть, что по-русски он может прочесть только КАКАО.

Занимался всеми видами спорта, которые только появлялись: бокс, теннис, велосипед. Любил шахматы. Рано увлекся энтомологией. Кстати, некоторых бабочек содержал в своем латинском названии nabokovi по имени того, кто их обнаружил и описал.

1911г – поступает в Тешинское училище.

Вся его жизнь оказалась поделена на почти равные отрезки:

Жена  - Вера Евсеевна Слоним (1925 г.), в 1934 году родился сын Дмитрий

  1. Что же отличает писателя от других? То, что он сам называет «многослойной реальностью». Мотив зеркала, мотив двойничества, множество отражений присутствуют в произведениях. И еще своеобразный авторский знак – бабочка, мотылек.

Помните рассказ «Рождество», в котором появляется на свет бабочка (рождественское чудо), спасает отца не то от сумасшествия, не то от самоубийства.

Пишет под псевдонимом Сирин (см. словарь Даля, дополнение №1)

  1. Тема России проходит через все творчество русского писателя.

О, нет, то не ребра –

- эта боль, этот ад –

это русские струны

в старой лире болят

И эти «русские струны болят» не только в лирике Набокова. Образ утраченной родины переходит из романа в роман. Россия Набокова – это детство, это любовь, это рай.  

Я думаю о ней, о девочке, о дальней,

и вижу белую кувшинку на реке,

и реющих стрижей, и в сломанной купальне

стрекозку на доске.

Там, где встречались мы и весело оттуда

пускались странствовать по шепчущим лесам,

где луч в зеленой мгле являл за чудом чудо, блистая по листам.

Мы шарили во всех сокровищницах Божьих,

мы в ивовом кусте отыскивали с ней

то ласковых жучков, то гусениц, похожих

на шахматных коней.

И ведали мы все тропинки дорогие,

и всем березонькам давали имена,

 и младшую из них мы назвали: Мария

святая Белизна…

О Боже! Я готов за вечными стенами

неисчислимые страданья воспринять –

но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами

хоть миг, да постоять!..

См. приложение «Родина в романе Набокова «Машенька».

  1. Работа с текстом
  1. Что представляет собой этот пансион?
  2. кого поселил Набоков в этом «неприятном доме»?
  3. чем выделялся Ганин из остальных жильцов?
  4. как он чувствует себя в этом доме?
  5. как относиться Ганин к жильцам пансиона?

Итак, настоящее Ганина – это мир теней в доме – призраке. И сам он как будто болен, долго, мучительно. Когда наступает кризис?

  1. Набоков пишет: «Это было не просто напоминание, а жизнь». Почему? Из всей его жизни в эмиграции только эти  можно назвать жизнью. Внутренне же он – снова молод, влюблен.
  2. В последней главе говориться о строящемся доме. Дом – это прочность, основательность, у него же нет дома, а значит и «роман его с Машенькой кончился навсегда».

Сравнить стихотворение Набокова и его роман «Машенька».

  1. Особенности творческого метода писателя: двойники, говорящие имена, «многослойность», символика, каламбуры («математик» и «мать-и-мачеха», мотив воспоминания).
  1. Двоемирие в романе.

Герои

Реальный мир

Иллюзорный мир

Ганин

Человек мучается.



Закрытое пространство; пространство движущегося

пансиона  

Герой вял, угрюм.


Письма, любовь, постепенно угасшая.

Человеку хорошо, пространство памяти, открытое пространство.





Полный сил молодой человек.

Машенька (как символ) любви к Родине и молодости

  1. Говорящие имена(см. дополнение №2).

6. Вывод. (см. дополнение № 2)

3. Этап «Размышление»

Творческие самостоятельные задания.

Задания на выбор:

  1. составить синквейн

а) о Набокове; б/о р. «Машенька»

б) об одном из героев

2. Написать небольшое эссе «В. Набоков – странный писатель…»?

Дополнение. Почему роман называется «Машенька?»

Приглашение к чтению.

Скандальный роман «Лолита». Обзор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"

Автором представлены разработки серии уроков  по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....

Разработка урока по роману Ж.Верна "Таинственный остров"

Разработку урока  вместе с презентацией можно ипользовать на уроке внеклассного чтения в 8 классе...

Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....

Разработка урока по роману В.П.Астафьева "Печальный детектив"

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернут...

Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...