Урок-дебаты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Урок-дебаты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского".Тема дебатов: Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок.

Цели урока: 1.Подолжить работу в микрогруппах: воспитывать умение распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

2.Отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

3.Учить   анализировать художественное произведение, рассматривая прочитанное с разных точек зрения.

Проведение урока-дебатов требует предварительной подготовки обучающихся,необходимо провести предварительное занятие.где рассмотреть суть дебатов,правила. участников.(см.презентацию к уроку).Для подготовки материалов  дебатов каждой группе участников даются предварительные вопросы, которые помогают ребятам сформулировать тезисы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-дебаты по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Тема дебатов : Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок

Учитель, демонстрируя Слайд №1

Портрет Распутина .Художник И. Глазунов 

Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

Цели урока:

Будем

-отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

-учиться  анализировать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения

Форма урока – дебаты.

-Вспомните, в чем суть дебатов?

Слайд №2

Суть дебатов

Убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы доказательнее, чем аргументы оппонента.

Слайд №3

Тема дебатов сформулирована как утверждение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть: 

Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок.

Слайд №4

Участники дебатов

Спикеры.

Команда утверждающих спикеров               Цель: доказать истинность тезиса.

Команда отрицающих спикеров                  Цель: доказать ложность тезиса

Судьи                 Цель: - определить команду спикеров, которая была наиболее убедительна

                                            ( Выступление оценивается по определенным критериям)

                                         -Назвать лучшего спикера в 2-х командах

Таймкипер                                     Цель: следить за соблюдением регламента дебатов

Регламент

 1.Спикеры обеих команд выступают по очереди

2. Спикер выступает 1 раз

3.Первый и последний спикер выступают не более 3х минут, другие – 2 минуты.

4.Судьи , спикеры, зрители  имеют право задавать выступающим вопросы.

Зрители                          Цель: определить, чья позиция наиболее убедительна и выразить свое  

                                    мнение     в конце       дебатов.

Тьютор и председатель – учитель.

Тьютор готовит команды, председатель ведет дебаты.

Слайд №5

Правила дебатов

  1. Проявление уважения к другим участникам;
  2. Честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах  на вопросы;
  3. Проигравших нет.

  Начало дебатов положит фрагмент из фильма Евг. Ташкова «Уроки французского»

 Слайд №3 – тема.

-В. Распутин писал:  « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература…это прежде всего воспитание чувств.» Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы Лидии Михайловны, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Опровергнем или подтвердим тезис сегодняшних дебатов : Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок

 Выступление спикеров(10 мин.)

У1                                О1             Вопросы

У2                               О2

У3                               О3

У4                               О4

После выступления спикеров.

Слайд №6

? зрителям

-Позицию какой группы спикеров вы приняли.

Я ( не)разделяю мнение команды утверждающих спикеров, что поступок учителя  носит непедагогический характер.

Помните : оценивается не тезис, а аргументы, представленные командами.

?судьям.

-  Какая команду спикеров, которая была наиболее убедительна?

-назовите лучшего спикера в командах.

Обсуждение:

Слайд №7

-чье выступление понравилось? Почему?

-как справились со своей ролью судьи, таймкипер?

-Почему некоторые уч-ся были не активны?

-Оцените сове участие в дебатах( умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции)

-достигнута ли главная цель дебатов

Слайд №8

Молодцы

Игра на деньги с учеником – поступок непедагогический  с точки зрения официальной педагогики. Но что стоит за этим поступком?

Видя, что мальчик голодает, но отказывается принять помощь. ,Л.М. решается на отчаянный поступок. В.П. Астафьев писал:»Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель».

Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, тот, кого помнят всю жизнь. И, на мой взгляд, Л.М. – именно такой учитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – дебаты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Слайд 2

Суть дебатов Убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы доказательнее, чем аргументы оппонента

Слайд 3

Тема дебатов Лидия Михайловна, играя с учеником на деньги, совершила непедагогический поступок . /

Слайд 4

Участники дебатов Команды ( состоят из спикеров): а)защищающая (утверждающая); б)опровергающая (отрицающая). Судьи (решают, какая команда оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции). Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры ) Тренер ( тьютор ) , председатель

Слайд 5

Принципы дебатов Проявление уважения к другим участникам; Честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах на вопросы; Проигравших нет.

Слайд 6

Помните оценивается не тезис, а аргументы, представленные командами.

Слайд 7

Обсуждение Чье выступление понравилось? Почему? Как справились со своей ролью судьи, таймкипер ? Оцените свое участие в дебатах( умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции)

Слайд 8

МОЛОДЦЫ, у вас все получилось !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувств» в рассказе В.Распутина «Уроки французского».

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: вед...

Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...

Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока:      ...

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

Клеймёнова Л.Ю. "Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек...