Урок-викторина "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Северова Ирина Петровна

Викторина, построенная по типу телевизионной игры, помогает проверить знания учащихся после изучения творчества писателя, формирует интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Цели занятия: закрепление знаний по литературе; развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Описание игры: участвуют две команды по 5 человек в каждой. В игре шесть геймов, в начале каждого гейма звучит музыкальная заставка.

Предварительная подготовка: каждый участник команды готовит вопрос для своего соперника; не занятые в игре учащиеся выпускают газету о творчестве А.С.Пушкина.

Ход игры

1-й гейм — «Счастливый случай»

Каждой команде задается 10 вопросов. На обдумывание ответа 15 секунд. За каждый правильный ответ по 2 балла. Если команда не может ответить, помогают болельщики, тогда в актив команды засчитывается 1 балл. Среди вопросов есть счастливый, за правильный ответ на который команда получает 3 балла.

Биография писателя

            Вопросы 1-й команде:

  1. Где и когда родился Пушкин?
  2. Кто научил Пушкина читать?
  3. Какое образование получил Пушкин?
  4. О каком событии писал Пушкин, вспоминая годы учения в Лицее:

                       Старик Державин нас заметил

                       И, в гроб сходя, благословил.

  1. Как называлось литературное общество, в которое, учась в Лицее, был принят Пушкин? Какое шутливое прозвище он получил?
  2. Кто и по какому поводу подарил Пушкину свой портрет? Какая надпись была сделана на портрете?
  3. Сколько лет работал Пушкин над созданием романа «Евгений Онегин»?
  4. Кого из дочерей Пушкина запечатлел Лев Толстой в облике Анны Карениной?
  5. Где находится город, названный именем Пушкина?
  6. Кто автор картины «Пушкин на публичном экзамене?

Вопросы 2-й команде:

  1. Как звали отца и мать Пушкина? Кем они были по происхождению?
  2. Как звали няню Пушкина? Почему Пушкин её очень любил?
  3. Какие предметы изучал Пушкин в Лицее?
  4. Где служил Пушкин после окончания Лицея?
  5. Сколько лет было Пушкину в год восстания декабристов?
  6. Сколько детей было у Пушкина? Как их звали?
  7. Какой головной убор предпочитал носить Пушкин?
  8. Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?
  9. Где находится могила Пушкина?
  10. Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений?

2-й гейм «Ты — мне, я — тебе»

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный гейм, т. е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Тематика вопросов оговаривается заранее. Жюри определяет лучший вопрос и награждает его автора.

Этот гейм может быть заменен в том случае, если игроки не готовы, например, таким заданием «Узнай героя по его портрету». Главное условие — при ответе не допускается помощь других членов команды. За правильный ответ — 1 балл.

          1.Острижен по последней моде;

            Как dendy  лондонский одет —

            И наконец увидел свет...

                                Евгений Онегин. «Евгений Онегин»

2. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

                                               Пугачёв. «Капитанская дочка»

3. «Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица; была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена».

                                                Марья Гавриловна. «Метель»

4. «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»

                                                Мосье Бопре. «Капитанская дочка»

5. Красавец в полном цвете лет

                Поклонник Канта и поэт...

                                                            В.Ленский. «Евгений Онегин»

  1. Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

                                               Татьяна Ларина «Евгений Онегин»

  1. «...девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

                                               Маша Миронова. «Капитанская дочка»

  1. «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

                                               Самсон Вырин. «Станционный смотритель»

     4.   « Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но

 чрезвычайно живым».

                                               Швабрин. «Капитанская дочка»

5. Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан...

                                               Ольга. «Евгений Онегин»

3-й гейм «О, эти знаки, эти знаки!»

Команды получают на листках тексты для расстановки знаков препинания. Безошибочное выполнение принесет команде 5 баллов. За каждую ошибку — минус 0,5 балла. Текст из «Евгения Онегина»:

Зима Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь

Его лошадка снег почуя

Плетется рысью как-нибудь

Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка удалая

Ямщик сидит на облучке

В тулупе в красном кушаке

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс среди болельщиков. Их правильный ответ добавит команде одно очко.

Демонстрируется картина «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».

Кто автор этой картины?

Какое произведение привез Пущин Пушкину?

4-й гейм «Знаете ли вы роман «Евгений Онегин»

Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ по одному очку.

1. Сколько лет длится действие романа?

                                       Свыше 4-х лет: два года проходит между приездом Онегина и                

                                        отъездом Татьяны; два года Татьяна замужем.

2. Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отправился в путешествие?

                                       «Дожив без цели , без трудов

                                         До двадцати шести годов...»

3. Назовите возраст Ленского.

                                        «Он пел поблеклый жизни цвет

                                         Без малого в осьмнадцать лет.»

4. Сколько раз в год давал балы отец Онегина?

                                         «Давал три бала ежегодно

                                         И промотался наконец»

5. Какой военный чин имел отец Татьяны Лариной?

                                          «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

                                            Господний раб и бригадир...»

6. Как звали няню Татьяны?

                                            Фелипьевна

5-й гейм «Заморочки из бочки»

Капитаны команд достают по очереди из бочонка карточки с вопросами. За правильный ответ 2 балла. Если капитан не может ответить, то команда или болельщики помогают. Тогда команда получает 1 балл.

Карточка № 1

«Друзья мои, прекрасен наш союз...» О каком союзе говорит Пушкин?

Карточка № 2

Кого Пушкин называл «сатиры смелым властелином»?

Карточка № 3

Кто из героев пушкинских произведений был похищен в день свадьбы?

Карточка № 4

О ком из своих героев Пушкин сказал: «Он возвратился и попал, как Чацкий с корабля на бал»?

Карточка № 5

Кто, по утверждению А.С.Пушкина, является другом парадоксов?

Карточка № 6

Какое время года мешали любить А.С.Пушкину пыль, комары да мухи?

6-й гейм «Дальше, дальше, дальше»

Начинает проигрывающая команда. Команда должна дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: «Дальше», — а  ведущий задает следующий вопрос.

Вопросы для первой команды:

  1. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. (Басня)
  2. Развернутое высказывание одного лица. (Монолог)
  3. Изображение внешности героя в художественном произведении. (Портрет)
  4. Заключительный момент в развитии действия. (Развязка)
  5. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. (Ямб)
  6. Повторение однородных явлений через равные промежутки. (Ритм)
  7. Торжественное стихотворение, прославляющее выдающихся деятелей или исторические события. (Ода)
  8. Художественное направление в литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, соблюдение определенных творческих норм и правил. (Классицизм)
  9. Один из основных видов драмы, который высмеивает недостатки людей или пороки общественной жизни. (Комедия)
  10. Построение художественного произведения. (Композиция)
  11. Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. (Гипербола)
  12. Род литературы, основу которого составляет действие. (Драма)
  13. Основная мысль художественного произведения. (Идея)
  14. Большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. (Поэма)
  15. Представление неодушевленного предмета или явления в виде живого лица. (Олицетворение)
  16. Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Аллитерация)
  17. Прозаический документальный жанр, посвященный современной автору жизни. (Очерк)
  18. Словарный состав языка. (Лексика)
  19. Краткое изречение, выражающее какую-либо значительную, глубокую мысль. (Афоризм)
  20. Изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. (Экспозиция)

Вопросы для второй команды:

  1. Произведение устного народного творчества о богатырях и народных героях. (Былина)
  2. Разговор двух или более лиц. (Диалог)
  3. Изображение картины природы в художественном произведении. (Пейзаж)
  4. Начальный момент в развитии действия. (Завязка)
  5. Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге. (Хорей)
  6. Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма)
  7. Стихотворение, в основе которого лежат философские размышления, грустные раздумья. (Элегия)
  8. Художественное направление в литературе и искусстве, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. (Сентиментализм)
  9. Один из основных видов драмы, в котором изображаются острые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. (Трагедия)
  10. Ряд последовательно развивающихся событий в художественном произведении. (Сюжет)
  11. Иносказательное изображение отвлеченного предмета или явления через конкретный образ. (Аллегория)
  12. Один из трех родов литературы, который рисует отдельные чувства и мысли героя.(Лирика)
  13. Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чем говорится в произведении. (Тема)
  14. Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный, фантастический случай. (Баллада)
  15. Художественное определение. (Эпитет)
  16. Повторение одинаковых гласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Ассонанс)
  17. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном случае из жизни героя. (Рассказ)
  18. История жизни человека. (Биография)
  19. Крылатое народное выражение, которое может быть отнесено ко множеству явлений. (Пословица)
  20. Заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после всех изображенных событий. (Эпилог)

  К количеству баллов, уже имеющихся у команды, добавляется столько, сколько правильных ответов было дано на вопросы этого гейма. Подводится окончательный итог. Победители награждаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"

Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству  поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....